Константин Васильевич
Константин Васильевич Подписчиков: 927
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 520

Магистраль-матушка. Как БАМ превратилась в Великий Угольный путь

2 дочитывания
14 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

45 лет спустя после начала строительства грандиозная комсомольская стройка не только окупила все вложения, но и стала одним из главных доноров российской экономики.

БАМ стала последним дорогим подарком СССР современной России.

Стройка железнодорожного пути из Тайшета в Советскую Гавань стартовала ровно 45 лет назад, тогда на волне нефтяного бума. А уже спустя десять лет закончили. Это произошло не задолго до начала перестройки, в 1984 году.

Байкало Амурская Магистраль показала: что СССР способен вытащить сложнейшие проекты (а это четыре тысячи километров по непроходимой тайге, вечной мерзлоте и безлюдным местам) и без привлечения заключённых. Вполне достаточным оказалось молодёжно — комсомольского энтузиазма в сочетании с походной романтикой. И конечно же, денежного стимула – заработные платы у строителей БАМа были довольно высокие. По воспоминаниям участников стройки зарплаты были от трёхсот до тысячи рублей ежемесячно (это значительно больше средней советской заработной платы семидесятых годов – 130 - 180 рублей).

" Великий угольный путь" так называет БАМ еще один участник стройки, первый глава РЖД Геннадий Фадеев (в 1974-м году он как раз возглавлял Тайшетское отделение Восточно-Сибирской ЖД). Около ста вагонов с углем в сутки отправляются по железно дорожной магистрали к Тихому океану только из Нерюнгри. А есть еще богатейшие залежи в Иркутской области, в Забайкалье, в Кузбассе, в Туве...

Это в западной части России есть Волга-матушка и Дон-батюшка. А на востоке России родителей местной экономики называют Транссиб и Магистраль. В Тынде, столице Байкало — Амурской Магистрали, у железнодорожного вокзала возвышается памятник магистрали – молодая гордая девушка.

Решение строить железнодорожную магистраль по суровой земле эвенков не выглядело очевидным: ведь с доставкой грузов в начале 70 - х годов справлялся Транссиб, да и нынешний разворот Российской Федерации на Восток, в те далёкие годы, после военного конфликта с КНР на острове "Даманский", мог предсказать разве что ненормальный.

В наше время, когда Байкало-Амурская Магистраль загружена на сто процентов, а государство ставит задачу существенно увеличить её пропускную способность, чтобы полностью обеспечить потребности экспорта, остается лишь низко поклониться стратегам "брежневской" эпохи. Без той Байкало-Амурской "авантюры" (а ведь и так ее называли тогда) Россия сегодня была бы лишена очень значительной части своих теперешних доходов.

А что говорить об оборонительно-стратегическом значении Магистрали, спрятанной в глубине страны. Надо помнить, что когда-то трагическая для Российской Империи русско-японская война во многом началась из-за того, что Транссиб решили продолжать по другому маршруту.

Сегодня практически каждый третий житель Тынды трудится на железной дороге. Есть города, как бы застрявшие в 90 - х годах, а вот Тында, с ее панельными домами и написанными от руки вывесками на магазинах, сохранила явный аромат той советской эпохи. Даже время тут считают пятилетками, от одной юбилейной даты Байкало-Амурской Магистрали к другой...

За три дня до 45-летнего юбилея в городе вымыли улицы до блеска, украсили гирляндами. И вот такой чистый и красивый, как новобрачный перед свадьбой – город встречал своих гостей со всей России. И вот что показательно: приехали все "высокие" люди, отвечающие в стране за транспорт – вице-премьер Акимов, советник президента Левитин, глава РЖД Белозеров, министр Дитрих. А ведь добираться из Москвы с пересадками довольно долго (ближайший аэропорт как раз в Нерюнгри). Но Тында и Байкало — Амурская Магистраль – это на сегодня очень важно для страны. Поэтому все предпочли быть лично. 45 лет назад говорили, что БАМ позволит открыть шкатулку с богатствами нашей страны. Но оказалось, что Байкало-амурская магистраль – сама по себе богатейшая шкатулка, - заметил глава РЖД Олег Белозеров. – Перспективы развития Байкало-Амурской магистрали у нас расписаны уже на ближайшие тридцать лет.

К 2024 году по этим самым маршрутам будет перевозиться сто восемьдесят миллионов тонн российского угля (сейчас втрое меньше). Фактически будет проложена вторая Байкало-Амурская Магистраль — построены дополнительные пути на большей половине маршрута. И хотя в этот раз, наверное, обойдется без мобилизации молодёжи и эстрадных хитов о счастье «строить путь железный, а короче – БАМ» - для Дальнего Востока невозможно переоценить значение этого грандиозного проекта. Для многочисленных населенных пунктов на карте нашей Родины Байкало-Амурская Магистраль в прямом смысле – дорога жизни.

Строительство БАМа было великим событием в жизни нашей страны. Это было великолепно продуманное решение. С одной стороны, оно было направлено на ускоренное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. А с другой – на укрепление обороноспособности Великой державы. Ведь мы получили выход к Тихому океану в 1000 километрах от государственной границы.

Все, кто когда-то заявляли, что Байкало — Амурская Магистраль – это дорога в никуда, сегодня молчат. А у Бамовских строителей теперь новые грандиозные задачи, поставлентные президентом страны. Нужно работать каждый день, чтобы к 50-летнему юбилею магистрали в 2024 году достичь всех целей и получить двойной повод для праздника.

14 комментариев
Понравилась публикация?
16 / -2
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 14
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Эх, а как все начиналось.. Творческая интеллигенция поддерживала трудовую молодежь.

+6 / 0
картой
Ответить

Спасибо Людмила 🌹🌹🌹

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Есть повод гордиться нашим прошлым, а то привыкли очернять всё советское.

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не зря строили, можно гордиться.

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Да молодцы 👍👍👍

Спасибо за Публикацию ✌

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (14)

Киев предлагает создать на Донбассе демилитаризованную свободную экономическую зону

Несколько неожиданное предложение поступило от Украины западным странам: Киев посчитал возможным создать в ДНР свободную экономическую зону, причем демилитаризованную (что бы это ни значило). https://www.

Украина – повод для Третьей мировой? Дональд Трамп предупредил о риске

Делая заявление по ситуации на Украине, Дональд Трамп предупредил о возможном риске начала Третьей мировой войны: Сам кризис на Украине, по словам Трампа никак пока не затрагивает США, но при условии,...

Генсек НАТО призвал Европу готовиться к «сражению с русскими»

Генсек НАТО Марк Рютте, не стесняясь в выражениях, призвал Европу раскошелиться на войну, заявив о необходимости резко увеличить военные расходы, чтобы, видите ли, быть готовыми "сражаться с русскими,...
00:18
Поделитесь этим видео

Хватит коммерсантам наживаться на трагедии людей: Один из российских регионов берет под госконтроль похоронное дело

Похоронная сфера Вологодской области с нового 2026 года полностью перейдет под госконтроль. Об этом заявил губернатор региона Георгий Филимонов. Поводом для принятия данного случая явилась вопиющая ситуация,...

Опубликована новая версия мирного плана Трампа по Украине. Чем она отличается от предыдущей?

Украинские СМИ озвучили детали нового мирного плана от Белого дома – аж 20 пунктов. Там и гарантии безопасности для Украины, и вроде как обязательство США пропихнуть её в НАТО, и, что интересно,...

Пальмовому маслу в России быть: Правительство РФ не видит вреда в продукции из Индонезии

Пальмовое масло завозиться в Россию к нам из Индонезии, а далее применяется в пищевых продуктах для населения. Большое количество людей стараются исключить из своего рациона продукты с наличием пальмового масла,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы