Магистраль-матушка. Как БАМ превратилась в Великий Угольный путь

45 лет спустя после начала строительства грандиозная комсомольская стройка не только окупила все вложения, но и стала одним из главных доноров российской экономики.
БАМ стала последним дорогим подарком СССР современной России.
Стройка железнодорожного пути из Тайшета в Советскую Гавань стартовала ровно 45 лет назад, тогда на волне нефтяного бума. А уже спустя десять лет закончили. Это произошло не задолго до начала перестройки, в 1984 году.
Байкало Амурская Магистраль показала: что СССР способен вытащить сложнейшие проекты (а это четыре тысячи километров по непроходимой тайге, вечной мерзлоте и безлюдным местам) и без привлечения заключённых. Вполне достаточным оказалось молодёжно — комсомольского энтузиазма в сочетании с походной романтикой. И конечно же, денежного стимула – заработные платы у строителей БАМа были довольно высокие. По воспоминаниям участников стройки зарплаты были от трёхсот до тысячи рублей ежемесячно (это значительно больше средней советской заработной платы семидесятых годов – 130 - 180 рублей).
" Великий угольный путь" так называет БАМ еще один участник стройки, первый глава РЖД Геннадий Фадеев (в 1974-м году он как раз возглавлял Тайшетское отделение Восточно-Сибирской ЖД). Около ста вагонов с углем в сутки отправляются по железно дорожной магистрали к Тихому океану только из Нерюнгри. А есть еще богатейшие залежи в Иркутской области, в Забайкалье, в Кузбассе, в Туве...
Это в западной части России есть Волга-матушка и Дон-батюшка. А на востоке России родителей местной экономики называют Транссиб и Магистраль. В Тынде, столице Байкало — Амурской Магистрали, у железнодорожного вокзала возвышается памятник магистрали – молодая гордая девушка.

Решение строить железнодорожную магистраль по суровой земле эвенков не выглядело очевидным: ведь с доставкой грузов в начале 70 - х годов справлялся Транссиб, да и нынешний разворот Российской Федерации на Восток, в те далёкие годы, после военного конфликта с КНР на острове "Даманский", мог предсказать разве что ненормальный.
В наше время, когда Байкало-Амурская Магистраль загружена на сто процентов, а государство ставит задачу существенно увеличить её пропускную способность, чтобы полностью обеспечить потребности экспорта, остается лишь низко поклониться стратегам "брежневской" эпохи. Без той Байкало-Амурской "авантюры" (а ведь и так ее называли тогда) Россия сегодня была бы лишена очень значительной части своих теперешних доходов.
А что говорить об оборонительно-стратегическом значении Магистрали, спрятанной в глубине страны. Надо помнить, что когда-то трагическая для Российской Империи русско-японская война во многом началась из-за того, что Транссиб решили продолжать по другому маршруту.
Сегодня практически каждый третий житель Тынды трудится на железной дороге. Есть города, как бы застрявшие в 90 - х годах, а вот Тында, с ее панельными домами и написанными от руки вывесками на магазинах, сохранила явный аромат той советской эпохи. Даже время тут считают пятилетками, от одной юбилейной даты Байкало-Амурской Магистрали к другой...
За три дня до 45-летнего юбилея в городе вымыли улицы до блеска, украсили гирляндами. И вот такой чистый и красивый, как новобрачный перед свадьбой – город встречал своих гостей со всей России. И вот что показательно: приехали все "высокие" люди, отвечающие в стране за транспорт – вице-премьер Акимов, советник президента Левитин, глава РЖД Белозеров, министр Дитрих. А ведь добираться из Москвы с пересадками довольно долго (ближайший аэропорт как раз в Нерюнгри). Но Тында и Байкало — Амурская Магистраль – это на сегодня очень важно для страны. Поэтому все предпочли быть лично. 45 лет назад говорили, что БАМ позволит открыть шкатулку с богатствами нашей страны. Но оказалось, что Байкало-амурская магистраль – сама по себе богатейшая шкатулка, - заметил глава РЖД Олег Белозеров. – Перспективы развития Байкало-Амурской магистрали у нас расписаны уже на ближайшие тридцать лет.
К 2024 году по этим самым маршрутам будет перевозиться сто восемьдесят миллионов тонн российского угля (сейчас втрое меньше). Фактически будет проложена вторая Байкало-Амурская Магистраль — построены дополнительные пути на большей половине маршрута. И хотя в этот раз, наверное, обойдется без мобилизации молодёжи и эстрадных хитов о счастье «строить путь железный, а короче – БАМ» - для Дальнего Востока невозможно переоценить значение этого грандиозного проекта. Для многочисленных населенных пунктов на карте нашей Родины Байкало-Амурская Магистраль в прямом смысле – дорога жизни.
Строительство БАМа было великим событием в жизни нашей страны. Это было великолепно продуманное решение. С одной стороны, оно было направлено на ускоренное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. А с другой – на укрепление обороноспособности Великой державы. Ведь мы получили выход к Тихому океану в 1000 километрах от государственной границы.

Все, кто когда-то заявляли, что Байкало — Амурская Магистраль – это дорога в никуда, сегодня молчат. А у Бамовских строителей теперь новые грандиозные задачи, поставлентные президентом страны. Нужно работать каждый день, чтобы к 50-летнему юбилею магистрали в 2024 году достичь всех целей и получить двойной повод для праздника.
Эх, а как все начиналось.. Творческая интеллигенция поддерживала трудовую молодежь.
Спасибо Людмила 🌹🌹🌹
Есть повод гордиться нашим прошлым, а то привыкли очернять всё советское.
Не зря строили, можно гордиться.
Да молодцы 👍👍👍
Спасибо за Публикацию ✌