Запрещена ли съемка в магазинах и общественных местах

Фотосъемка в торговых центрах, супермаркетах или магазинах иногда вызывает переполох у охранников и продавцов-консультантов, они могут потребовать прекратить съемку и удалить отснятые кадры. Съемка не всегда производится с целью запечатлеть правонарушение, это может быть просто фотография на красивом фоне или при выборе товара человек может отправить его фото другим людям.
Что говорит закон
П. 4 ст. 29 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Кроме того, в ст. 8 закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе и реализуемых им товарах (работах, услугах). Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей.
То есть в обязанности продавца входит информирование покупателя о товарах и услугах, а как потребитель может распорядиться этой информацией, в том числе фото-или видеозаписью, законом не установлено. Ответственности за хранение, обработку и передачу третьим лицам кадров фото или видеозаписи не установлено.
Получается, что съемка товаров не является нарушением закона, если при этом снимающий не нарушает общественный порядок и не мешает работе продавцов.
Когда те или иные лица требуют прекратить съемку и удалить записи, они могут апеллировать терминами и ссылаться на коммерческую тайну, защиту частной или экономической собственности, конфиденциальность информации, нарушение авторских прав и эксклюзивность лейбла или товарного знака.
Такие доводы не состоятельны, поскольку следует различать сам факт съемки и дальнейшее использование полученных кадров. Кроме того, вы не собираетесь распечатывать картинку того или иного лейбла и крепить на свою одежду или обувь.
Если где-то в торговом центре висит табличка, запрещающая съемку, это никак не ограничивает право на фото-и видеосъемку в рамках закона. У лиц, которые предъявляют такое требование, и у администрации торгового центра нет полномочий ограничивать свободу действий других людей в рамках гражданского законодательства.
Требование подобной таблички не подкреплено никаким нормативно-правовым актом, это всего лишь чья-то прихоть, ответственности за нарушение чьей-то прихоти законом не предусмотрено, применять какие-либо санкции в отношении оператора съемки незаконно, поэтому можно просто не обращать внимания.
Согласно ст. 7 федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г., общедоступной информацией считаются сведения, доступ к которым не ограничен.
Съемка людей
Ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ охраняет изображение гражданина и запрещает его обнародование и дальнейшее использование без разрешения этого гражданина. Даже после смерти этого гражданина требуется получить согласие его детей, супруга или родителей, чтобы опубликовать или использовать изображение. Интересы ребенка до 14 лет представляют его родители.
Исключение составляют случаи, когда изображение используется в государственных, общественных или публичных интересах, например, если гражданин является публичной фигурой или объявлен в розыск.
Не требуется получать согласие лица для обнародования и дальнейшего использования его изображения, которое получено в общественных местах и на публичных мероприятиях, кроме тех случаев, когда изображение гражданина является основным объектом использования.
К примеру, изображение гражданина на фото, сделанном в месте, открытом для свободного посещения граждан, не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан.
Придут, перемеряют, по фоткают себя во всех видах. Затем, все закажут через интернет. Кому это нужно? Это предпринимателей раздражает, ведь им нужны продажи. Платить налоги, аренды, зарплаты. Поэтому и вывешивают, таблички/фото и видио съемка в отделе запрещена/ Я считаю это логично. Просто при виде фото съемки, нужно говорить. Нужного размера нет, и не будет. Пусть в интернете все покупают, без примерок.
Вот уж, действительно, кто о чем. Вы, голубушка, совершенно не поняли смысла и цели статьи. Надеюсь, таких немного.
А я иногда делаю фото, отправляю подругам и спрашиваю подходит ли мне это платье. Считаю лучше, чем я буду покупать, а потом приносить обратно.
Если вам не нравится, что меряют у вас, а покупают он лайн, то это означает, что у вас цены выше, чем в сети. Делайте стоимость одинаковой и ваша проблема решится, либо закройте магазин и устройтесь на более спокойную работу. Сам часто прибегаю к подобной схеме и не вижу ничего плохого в этом.
А Вы не думаите что цены фиксированные фабрикой? И это контролируется, а интернете они должны такие же стоять, как в магазинах РОССИИ.
Я думаю, что это магазины одной сети. А если нет, то это конкуренция и это тоже хорошо!
Наши "предприниматели" совсем плохо законы знают. У некоторых из них до сих пор бытует такое мнение, что бумажка с "Администрация магазина...", имеет какое-то юридическое значение.
Публикация интересна, народ у нас безграммотен в сфере защиты своих прав и обязанностей. Это нужно знать.
Правоохранители, к сожалению, тоже.. вызубрили фразу из учебного фильма: «Я не давал разрешения на съемку» и как мантру бубнят.
Это не правоохранители, а охранники магазина и как правило это быдлоохранники и как правило известной всем национальности. Пытаются выслужиться перед руководством, которое и самое не знает зачем вешают объявления с запретом на съемку... как правило в этих магазинах торгуют просрочкой и просто лучше не ходить туда, они сами разорятся и закроются.
Спасибо за статью.
Иногда в магазинах ценник обозначает одну стоимость товара, а на кассе пробивают совсем другую и, как правило, большую.
Иногда, когда сомневаюсь, делаю фото товара с ценником на витрине, чтобы потом на кассе оспорить стоимость или вернуть товар по завышенной стоимости в чеке от стоимости на ценнике. А такая подмена в магазинах проделывается очень часто, особенно, если берешь много и разнообразного товара.
Зачем товар возвращать? Требуйте продать по той цене, что указанна на ценнике, а не в чеке.
Увы, не продают, отказывают. Делают возврат прямо из кассового ящика, наличными. Это говорит о многом!
Немного копипаста:
Товар должен быть продан потребителю по цене, указанной на ценнике. - Пункт 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» гласит: «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации. - в Гражданском кодексе РФ есть такое понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана. Рекомендую позвать администратора и сообщить ему о данном факте. Сообщите ему, что вы попросите продать вам товар именно по той цене, по которой было заявлено (на ценнике). Напомните это администратору магазина, и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, т.е. продать вам товар по цене, указанной на ценнике. Можете «припугнуть» тем, что якобы вы сейчас позвоните в Роспотребнадзор и УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями). Кроме того, вы можете отстоять свою правоту, обратившись в Роспотребнадзор: нужно найти свидетелей, которые смогут подтвердить ваши слова. Это могут быть ваши друзья или родственники, которые пришли с вами в магазин. Можно сфотографировать данный ценник. Если у вас получится добавить в кадр дату и время – будет еще лучше. Вы можете приставить включенный мобильный телефон к ценнику (чтобы была видна дата и время) и сфотографировать. Потребуйте жалобную книгу и обязательно оставьте в ней запись о случившемся. Подробно напишите, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике, какая цена в чеке. В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. Именно этот ответ послужит доказательством для Роспотребнадзора. Обратитесь в местное отделение Роспотребнадзора с заявлением, составленным в двух экземплярах. К заявлению приложите ответ из магазина на вашу жалобу, а так же фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек. В результате проверки по вашей жалобе, Роспотребнадзор может оштрафовать магазин. Ответственность магазина. Статья 14.7. Обман потребителей Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей 1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Игорь! СПАСИБО.
Приведенные Вами права я знаю и, иногда, пользуюсь ими.
Но, к сожалению, зачастую бывают случаи, когда пока ты разбираешься у кассы и пр., служащие магазина быстро-быстро "делают подмену"... И, если ты поленился сделать фото, да и в магазин зачатую ходишь один, то проще вернуть товар и получить обратно оплаченную стоимость, сделав при этом запись в книге жалоб...
Чтобы грамотно отстаивать свою позицию, чаще всего нужны доказательства, поэтому ценники товаров, на которые предлагается скидка по акции или т.п. лучше всегда заблаговременно фотографировать. Думаю данную операцию позволит сделать любой телефон с более-менее сносной камерой.
В моём случае, когда возникают спорные моменты я сразу прошу позвать старшего ответственного сотрудника магазина и не трачу время на препирания с работником на кассе. Далее вопрос решается быстро и без разногласий.