Ответственный по охране труда
Вопрос:
Какие требования установлены для совместительства ответственного по охране труда, (имеющего документ о соответствующей квалификации) в то время как должность ответственного по охране труда не предусмотрена в штатном расписании организации?
Ответ:В соответствии со ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соответственно, без согласия работника поручить ему выполнение работы, не предусмотренной его трудовым договором, работодатель не может.
Если работник согласен в свое основное рабочее время выполнять также работу по должности ответственного по охране труда, то в этом случае речь идет о совмещении (ст. 60.2 ТК РФ). Статья 60.2 ТК РФ не запрещает оформлять совмещение в случае отсутствия совмещаемой должности в штатном расписании работодателя.
В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая работнику дополнительная работа может осуществляться путем:
-совмещения профессий (должностей) (если поручается работа по другой профессии);
-расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (если поручается работа по такой же профессии (должности));
-исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (как по другой, так и по такой же профессии (должности)).
ТК РФ выделяет три вида возможного оформления дополнительной работы работником, при этом первые два вида квалифицируются по характеру совмещаемой работы (является или нет она аналогичной занимаемой должности работника). Исходя из буквального прочтения ст. 60.2 ТК РФ следует, что законодатель не оговаривает, что речь идет только о совмещении должности (профессии), которая предусмотрена в штатном расписании работодателя. Это может быть и работа по другой профессии (должности), которой нет в штатном расписании работодателя. Определяющее значение в данном случае играет не наличие/отсутствие должности в штатном расписании, а тот факт, что работник будет выполнять дополнительную работу не по своей профессии (должности).
Согласно Письму ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ от 21 января 2014 г. N ПГ/13229-6-«Штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками. Порядок составления штатного расписания в действующем законодательстве не определен. Как правило, штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Кроме того, согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должности, профессии и специальности указывается в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием организации. Должность в трудовом договоре с работником следует указывать в строгом соответствии со штатным расписанием, а принятие работника на должность, не включенную в штатное расписание, недопустимо. Отсутствие должностей в штатном расписании, в частности, может существенно затруднить проведение мероприятий по сокращению численности или штата работников, кроме того, в отдельных случаях может быть расценено инспекторами Государственной инспекции труда как нарушение, за которое ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность».
Трудовым законодательством не допускается совмещение должностей, если они не предусмотрены штатным расписанием работодателя. В таком случае работа выполняется на основании гражданско-правового договора (см., например, Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 N 15 АП-15046/2011 по делу N А 53-17177/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 по делу N А 12-11725/2010).
Учитывая изложенное, не исключено, что при оформлении совмещения по должности, не указанной в штатном расписании, у организации могут возникнуть проблемы с надзорными органами.
Таким образом, рекомендуем Вам перед оформлением совмещения внести изменения в штатное расписание (если совмещаемой должности нет в штатном расписании). В противном случае у организации могут возникнуть проблемы с надзорными органами.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Как узнать - это самое штатное расписание? Сейчас оно (штатное расписание) не висит в "красном углу" каждой организации, а охраняется всеми силами РАБотодателя от всеобщего обозрения. Ибо там (в расписании) указан каждый человек работающий и его оклад.
Трудовой кодекс не предусматривает штатное расписание, только письма Минтруда.