Информационная супербаза россиян и налоги
Правительством РФ внесен в Государственную Думу законопроект "О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации". Он предлагает создание единой базы данных, в которой будут сосредоточены все данные о гражданах РФ и иностранцах на территории страны, содержащиеся в различных ведомственных базах от МВД до миграционной службы.
Информационная система будет содержать ФИО, дату и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, данные об удостоверениях личности, СНИЛС, ИНН, свидетельстве о регистрации ИП, документах об образовании и присуждении ученой степени, военной обязанности, медицинском и социальном страховании, регистрации в службе занятости, идентификатор ЕСИА, а для иностранцев — данные о правовом положении на территории РФ. Туда же будут включены дополнительные сведения о семейном положении и родственных связях гражданина. Сведения о лицах, находящихся под госзащитой, будут храниться в обособленном разделе.
Информационный ресурс упростит гражданам не только получение госуслуг, но и наведение справок о том, какой информацией в отношении него обладают органы государственной власти. Это поможет оперативно устранять неточности и ошибки в базах, влияющие на качество предоставления услуг, поскольку любой гражданин через портал госуслуг сможет запросить информациЮ, хранящуюся в реестре в отношении него и его несовершеннолетних детей.
Главным оператором информационного ресурса будет ФНС. Цель создания единого федерального информационного ресурса - добиться точного статистического учета населения, улучшения госуправления и качества госуслуг, повышения собираемости налогов и обеспечения адресности соцподдержки. Также ресурс будет использоваться для обеспечения избирательных прав граждан и военного призыва.
Поступление данных будет осуществляться путем межведомственного электронного взаимодействия, при которых на ведомства будет возложена ответственность за достоверность, полноту и актуальность сведений, а на налоговиков - за их защиту. ФСБ и Служба внешней разведки смогут вносить туда сведения, «ранее не учтенные в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах».
Доступ к данным по принятому закону получат федеральные и местные органы власти, муниципалитеты, внебюджетные фонды и территориальные фонды ОМС и избирательные комиссии, они также будут автоматически передаваться в ЕСИА.
По завершении работы ресурс станет источником эталонных данных о населении, с которым будут сверяться все прочие государственные информационные системы. Конечной целью цифровизации должен стать переход к дата-центричному госуправлению и налоговой «адаптивной платформе», работающей исключительно с цифровыми источниками данных и цифровыми идентичностями налогоплательщиков.
Полученный реестр затронет практически все сферы жизни граждан. На него будут опираться новая система предоставления госуслуг, государственное и муниципальное управление. Доступ к актуальным данным должен «повысить оперативность и качество принимаемых решений». База данных граждан будет использоваться для «решения вопросов социально-экономического развития, составления и реализации государственных и муниципальных программ и бюджетов бюджетной системы РФ». Централизация учета граждан будет способствовать уточнению государственной статистики, полному отказу от переписей населения.
Создание централизованной базы данных о гражданах позволит власти точнее планировать потенциальные бюджетные расходы— социальной помощи, пенсионного учета и др. Ресурс должен вывести «на качественно новый уровень» расчет и начисление НДФЛ, сократить объемы уклонения от уплаты налогов и мошенничества в сфере предоставления льгот населению и повысить собираемость платежей в бюджеты. Базу данных предполагается использовать для контроля исполнения гражданами воинской обязанности и обеспечения их избирательных прав.
Введение в действие информационного ресурса предполагается с января 2022 года с установлением переходного периода до 2025 года.