Дмитрий Николаевич
Дмитрий НиколаевичПодписчиков: 74
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5786

Ответственность по договору возмездного оказания медицинских услуг

3 315 просмотров
153 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 14,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Непосредственно по договору возмездного оказания услуг исполнитель, в данном случае медицинское учреждение, фактически берет на себя обязанности по заданию заказчика, это может быть как физическое, так и юридическое лицо, осуществлять определенного рода медицинские услуги, как разового характера, так и длительный период, обозначенный в договоре, за определенную плату.

Ответственность по договору возмездного характера, прежде всего, регулируется главой 39 ГК РФ. Необходимо также отметить, что договор возмездного оказания медицинских услуг, как любой договор возмездного характера является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Консенсуальный договор - это гражданско-правовой договор, который признаётся заключенным с момента согласования существенных условий сторонами. Характер двустороннего договора заключается в том, что у обеих сторон есть определенные права и обязанности, в том числе и на досрочное расторжение договора в силу определенных форс-мажорных обстоятельств или отраженных в договоре обстоятельств.

Также договор возмездного оказания услуг регулируется нормами законодательства: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей». В частности особый интерес представляет собой действие применение ст. 18 Закона о защите прав потребителя. Так в соответствии со ст. 18. Закона «О защите прав потребителя» потребитель (клиент медицинского учреждения) в случае получения некачественной медицинской услуги имеет право по своему усмотрению, либо потребовать возврата денег за некачественно предоставленную медицинскую услугу, либо потребовать новую медицинскую услугу того же профиля и более качественного уровня.

Как это может работать на практике. Например, если клиент медицинского учреждения заключил договор на осуществление услуг по протезированию зубов и оказался недоволен услугой, то он вначале пишет претензию в данное медицинское учреждение, ссылаясь на вышеприведенный закон. Далее, если медицинское учреждение не предпринимает мер по исправлению некачественно оказанной услуги, клиент имеет право подавать исковое заявление в суд. Таким образом, ответственность за качество предоставляемой услуги медицинского характера лежит как на медицинском учреждении в целом, так и непосредственно на медицинском работнике. Клиент, недовольный качеством предоставляемой услуги имеет право, прежде всего, обратиться к руководству медицинского учреждения, если качество медицинской услуги окажется на невысоком уровне, а потом уже обращаться в суд, если руководство медицинского учреждения не проявит желания предоставить клиенту услугу надлежащего качества в соответствии с договором возмездного оказания медицинских услуг.

Как правило, клиент не ограничен только рамками закона о защите прав потребителя, по своему усмотрению он имеет право предъявлять претензии медицинскому учреждению на предоставление медицинской услуги ненадлежащего качества в рамках также гражданского законодательства.

Несмотря на то, что договор возмездного оказания услуг носит черты специфического договора оказания возмездных услуг, данный вид договора имеет ряд определенных специфических особенностей.

Во-первых стороной оказания данного вида договора является медицинское учреждение, которое обязано по своему профилю оказывать медицинские услуги, которые перечислены в перечне, определяемым Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» и который контролируется органами медицинского страхования. В частности, в данном перечне указывается, что диагностические процедуры, например УЗИ, медицинское учреждение обязано оказывать бесплатно, и врач, который направляет пациента на платное диагностическое исследование, уже не просто преступает законодательство о защите прав потребителя или ст. 39 ГК РФ, но его действия уже могут квалифицироваться уголовным Кодексом РФ ст. 159 УК. РФ, как определенного рода мошеннические действия.

В настоящее время среди пациентов медицинских учреждений наблюдается определенный дефицит правовой информации, так как пациенты не курсе, какого именно рода медицинские услуги обязано данное медицинское учреждение оказывать бесплатно, а какие именно являются платными.

Например, до сих пор у юристов возникают вопросы, как квалифицировать действия врача, который без определенной врачебной необходимости пишет направление клиенту на дорогостоящие процедуры, которые имеют характер возмездного оказания услуг, так как не отражены в перечне бесплатно оказываемых медицинских услуг лечебным учреждением. Например, это может быть назначение на гирудотерапию, т.е. лечение пиявками. Весь вопрос, насколько необходимо такого рода лечение для данного клиента, ведь для клиента данная процедура будет платной.

Также особенностью договора возмездного оказания медицинских услуг является и то, что в процессе выполнения данного договора оказывается воздействие на живой человеческий организм. И если, ситуация например, в процессе операции пойдет по неблагополучному сценарию, то вину или невиновность медицинских работников, как это не странно, будут определять в первую очередь их коллеги, и уже потом юристы, так как, именно медицинские эксперты будут определять тот фактор сделал ли все положенное тот или иной медицинский работник в соответствии со своими служебными обязанностями, а также сделал ли все возможное тот или иной медицинский работник, когда ситуация стала развиваться по негативному сценарию.

Как показывает судебная практика медицинские эксперты, как правило склоны выгораживать своих коллег, очень мало выносится решений по ст. 293 УК РФ, халатность, как правило выносится вердикт о том, что ситуация стала развиваться по не прогнозируемому сценарию и конкретный медицинский работник уже ничем не смог помочь клиенту в данной ситуации.

В западных странах, где существует подобная проблема оценки действий медицинского персонала для того, чтобы оценить необходимость привлечения их к правовой ответственности при выполнении договора медицинского возмездного характера, вопрос решается с привлечением данных медицинской статистики.

Дело в том, что в западных развитых странах существует очень развитая страховая медицина, которая для разборки ситуаций, как правило, привлекает данные медицинской статистики, которые очень четко указывают на то, была или нет данная операция стандартной с точки зрения риска наступления неблагоприятных последствий, было или, нет тяжелым состояние данного клиента непосредственно перед операцией, какова непосредственно статистика успешных операций конкретного медицинского работника, который в данный момент осуществлял операционный действия, непосредственно действия данного медицинского работника по данным свидетельских показаний в этой конкретной ситуации.

Вопрос о привлечении или не привлечении к правовой ответственности конкретного медицинского работника в западных странах решается довольно более эффективно, чем у нас.

Например, стандартная медицинская операция по удалению жира, в соответствии с договором медицинского характера, вероятность наступления, например анафилактического шока при данной операции 0,2 %.

Вероятность что пациент умрет при данной операции 0,000001 %, и все же, например, если пациент умирает при данной несложной операции от анафилактического шока, то вероятность такого рода события 0,0000002% и никакой судебный эксперт не сможет спасти от ответственности данного медицинского работника, который делал эту не сложную операции.

Также договор возмездного оказания медицинских услуг является несколько пролонгированным во времени. Так, например, с момента подписания сторонами данного договора и моментом непосредственного осуществления медицинской услуги должен пройти определенный период времени и также необходимо выполнить определенные действия клиентом.

Так, например, договор возмездного характера на удаление жира может быть подписан за два месяца до операции и в самом договоре отражено, что клиенту ставилось в известность, что ему категорически запрещается подвергать себя риску инфекционного заболевания, а также необходимо сдать анализы в другом медицинском учреждении.

Если, в результате операции у клиента возникают осложнения то, как правило, медицинское учреждение может сослаться на условия договора и указать, что сам непосредственно клиент обречет себя на то, что элементарная операция пошла по негативному сценарию. Таким образом, в соответствии с заключенным договором возмездного характера данному клиенту будет довольно трудно привлечь данное медицинское учреждение к правовой ответственности.

Как правило, чтобы нивелировать особенности договора возмездного медицинского характера солидные медицинские учреждения сразу предлагают данному клиенту перед осуществлением непосредственно операции поступить в стационар, чтобы исключить малейшую возможность инфекционного воздействия и это в принципе гарантирует, что данная операция пройдет успешно. Таким образом, для рядового клиента необходимо перед подписанием договора возмездного характера на осуществление медицинских услуг определиться в соответствии с перечнем, регулируемым Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» является ли его конкретный случай, тот, который требует заключения договора именно, возмездного оказания услуг или в данной ситуации действия медицинского учреждения могут, оказываться в его случае бесплатно.

Понравилась публикация?
1 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽