Что делать, если требуют плату за случайно разбитый товар в магазине?
Краткое содержание :
Честно скажу, терять равновесие на скользком полу в магазине с бутылкой в руке не доводилось. Но банка с грибочками с прилавка при мне падала. В тот раз никто платить за разбитый товар не заставил, но правовая оценка ситуации заинтересовала. Давайте разберемся, когда закон на нашей стороне, а когда спорить с администрацией магазина бессмысленно.
Кто такой клиент магазина?
В любой точке розничной торговли не имеет значения ответ на вопрос: «Собирались ли вы покупать этот товар?» В нашей ситуации неважно, потребители мы или нет. Закон о защите прав потребителей в данном случае не подходит.
От нас требуют возмещения имущественного вреда, причиненного собственнику, то есть владельцу магазина. Поэтому обратимся к ст. 211 Гражданского кодекса РФ:
риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, чтобы избежать ответственности, гибель или повреждение товара должны быть случайными. Это значит, что платит тот, чья вина может быть доказана. То есть нужны доказательства: записи с видеокамер; свидетели, которые подтвердили бы, что мы не просто действовали, а действовали с определенным умыслом.
Железное правило работает без исключений в любых ситуациях, связанных с неправомерными действиями граждан. Если человек намеренно крушит прилавки, надрывает упаковки или иным способом наносит урон магазину, то от ответственности ему уйти не получится.
Состояние алкогольного опьянения тоже не на руку клиенту магазина. Поэтому в супермаркет лучше заходить в трезвом виде. Тогда в случае конфуза с товаром наша способность отдавать отчет за свои действия не вызовет у окружающих лишних подозрений.
Как вести себя, если товар уже разбит?
В общении с представителями торговых организаций сохраняйте спокойствие. В случае несогласия с выдвинутыми в свой адрес обвинениями начинаем делать запись в жалобной книге магазина. Заручаемся поддержкой свидетелей. Настаиваем на вызове сотрудников полиции.
Обычно клиента отпускают восвояси уже на стадии заполнения жалобной книги. Если ущерб незначительный, то магазину самому выгоднее замять конфликт, чем привлечь внимание полиции и контролирующих органов.
Помним: никто не вправе требовать от нас немедленного возмещения стоимости поврежденного или разбитого товара без решения суда!
В случае несогласия с выдвинутыми требованиями настаиваем на решении вопроса в судебном порядке.
Как избежать подобных ситуаций?
1. Ведём себя в магазине аккуратно и осмотрительно. Если товар уже оказался в наших руках – держим его крепко! Если выронить, то ситуация будет расценена магазином неоднозначно. Нас могут уличить в неосторожности, а это тоже своего рода форма вины. При таких обстоятельствах доказать случайность события или свою непричастность почти нереально.
2. Избегаем мокрых полов, плотно заставленных полок, узких проходов и толпы покупателей. Попасть в неприятную ситуацию легко, но время иной раз дороже денег. Кому охота тратить драгоценные минуты и нервы на оправдания?
3. В торговом заведении не забываем следить за детьми. За их непосредственность платят родители.
В итоге
Немедленное решение об оплате пришедшего в негодность товара принимаем только мы и только по собственному убеждению. Без зафиксированных доказательств вины, без участия сотрудников полиции, без решения суда никто не вправе требовать от клиента магазина возмещения стоимости товара.