Алиев Эльмар Нариман Оглы
Алиев Э. Н. Подписчиков: 35
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 115

Финансовая грамотность, как стать финансово грамотным

58 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 5,22 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Введение.

Финансовая грамотность является важным элементом жизни не только каждого гражданина по отдельности, но и всего государства в целом. Финансовая безграмотность – крупная проблема, от которой напрямую зависит развитие экономики. Финансовая грамотность – это не только теоретические знания, но и способность использовать свои знания на практике. Она включает в себя эффективное управление личными финансами, осуществление учета расходов и доходов, умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг, иметь актуальную информацию, принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг, осознанно нести ответственность за свои решения.

На данный момент в России очень большое количество населения с низким уровнем финансовой образованности. Министерство финансов по этому поводу подготовило программу, действующую с 2017 г. «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности» и до 2023 г.

Попытаемся разобраться, что из себя представляет финансовая грамотность вообще, зачем она нужна, а также рассмотрим направления Стратегии и узнаем, какие существуют пути развития и повышения грамотности населения.

Финансовая грамотность подразумевает под собой такие базовые понятия, как:

• Управление деньгами – ведение бюджета доходов и расходов, проверка выписок с банковского счета, решение проблем с временной нехваткой денег и т.п.

• Долгосрочное планирование - создание резервов «на черный день», страхование, пенсионные накопления, сбережения на образование детей и крупные покупки и т.п.

• Выбор между различными альтернативами – информированность о существующих альтернативах и их характеристиках, источники информации, умение читать договоры перед подписанием и т.п.

• Получение помощи, совета – понимание различий между рекламой и информацией, информированность о том, где получить независимую оценку и совет в финансовых вопросах, как и куда обращаться с жалобами;

• Умение калькулировать - знание простых и сложных процентов, понимание номинальных и реальных, абсолютных и относительных величин и т.п.

1. Финансовая безграмотность.

1.1. Почему появляется финансовая безграмотность.

Многие люди, ввиду низкого уровня осведомленности и неправильной оценки тех или иных финансовых инструментов и связанных с их использованием рисками, брали на себя обязательства, с которыми впоследствии не имели возможности справиться. Данные факты способствовали возникновению так называемых финансовых пузырей.

Низкий уровень грамотности населения препятствует развитию отдельных финансовых инструментов финансового рынка. Финансовая грамотность позволяет повысить и поддержать устойчивую экономическую политику, так как граждане будут четко понимать меры, предпринимаемые государством. Она способствует функционированию финансового рынка, являясь залогом здорового развития и предотвращая тем самым возникновение предпосылок нестабильности.

Россияне, обладая низкими познаниями, не стремятся улучшить их, и это, не смотря на те усилия, которые предпринимает руководство страны. Получается, наши сограждане не желают принимать и адекватно реагировать на усовершенствование своего быта и денежного положения.

Финансовая грамотность населения обходится для бюджета страны весьма дорого и связано это в первую очередь с тем, что люди отталкивают навязываемую и нужную для них информацию, становясь в позу, не желая ее даже услышать. В связи, с чем данный вопрос на данный период разрабатывается со всех возможных сторон, только бы донести понимание до ушей людей.

1.2. Финансовая безграмотность населения.

В 2017 г. РБК опубликовали статью, в которой говорили об уровне финансовой безграмотности. Почти каждый десятый россиянин подписывает финансовые документы не читая. 20% россиян оценивают свой уровень знаний и навыков в финансовой сфере как нулевой. На пятерку их оценили только 2%. Статья была написана на основе исследования Ольги Кузины из ЛЭСИ НИУ ВШЭ.

Российские потребители часто не владеют знаниями и навыками, позволяющими получать финансовые услуги с выгодой для себя и без ущерба для экономики. Почти половина — 46% жителей страны признались в финансовой неграмотности. Разобраться с простыми и сложными банковскими процентами способны 45% россиян. Приблизительно столько же разбирающихся в Венгрии (46%) и Германии (47%) .

По данным мониторинга, население стало адекватнее оценивать свои знания в финансовой сфере. Почти половина (46%) посчитали их неудовлетворительными. Доля тех, кто выставил себе школьную «единицу» (знаний нет вообще), выросла с 16% до 20%.

Более половины жителей России не ведут письменного учета доходов и расходов семейного бюджета, почти каждому десятому точно не известно, сколько денег поступило и будет потрачено в течение месяца.

Так же свыше половины (51%) не разбираются в особенностях государственной системы страхования вкладов (в октябре 2015 года — 46%). Правильный ответ — государство страхует и гарантирует компенсацию только по вкладам в банках — дает лишь треть (31%, в октябре 2015 года — 36%).

Немногие понимают связь между риском и доходностью (чем ниже риск, тем ниже доходность). Их количество в последние пять лет росло, однако итог 2016 года не обнадеживает: 29% (в 2012 году — 20%).

Почти каждый десятый, подписывающий финансовые договоры, полагается на авось, то есть подписывает, не читая (9%). Четвертая часть (26%) читают, но ставят подпись вне зависимости от понимания. Читали, уточняли, получали консультации в 2016 году 35%.

«Задача просвещения в таких условиях остается одной из главных. При этом осложнить ее решение может не только нехватка соответствующих программ, но и установки самих людей. В России, отмечают социологи, широко распространены патерналистские настроения. Далеко не все граждане понимают, что убытки при финансовых операциях их личная ответственность, и в случае возможных потерь традиционно надеются на помощь государства», — резюмируют авторы исследования.

2. Финансовая грамотность.

2.1. Почему нужна финансовая грамотность.

Быть финансово грамотным – очень важно для современного человека. Практически ежедневно человек сталкивается с финансами и подчас не знает или не понимает, как ими правильно воспользоваться. За всю жизнь через руки человека проходит много финансов, поток которых человеку необходимо контролировать.

Финансовая грамотность нужна для того, чтобы правильно распоряжаться таким ресурсом, как деньги. Деньги – всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. В современном мире без денег никак нельзя. Они являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Получается, финансовая грамотность нужна для того, чтобы понимать, как правильно распоряжаться деньгами – тратить и зарабатывать их, копить, преумножать, инвестировать. Каждый человек должен быть финансово грамотным, иначе он может столкнуться с такой проблемой, как потеря денег. Отсутствие финансовой грамотности опасно. Так, например, в случае потери работы или еще какого-либо т.н. «кризиса», финансового безграмотный останется без денег, а что же будет делать этот человек, когда при всем при этом он содержит семью, например. Потому финансовая грамотность так важна. Благодаря финансовой грамотности можно осуществить мечту. Каждый человек о чем-то мечтает, но не у каждого человека получается осуществить мечту. Именно финансово грамотный человек имеет шансы добиться своих целей. Особенно сейчас, в двадцать первом веке, это заметно. Те же родители, которые ради своих детей отказали себе в чем-то, лишь бы для их ребенка в будущем купить квартиру, машину. Поэтому финансовая грамотность является важнейшим фактором жизненного благополучия и успеха человека.

Мир финансов сегодня сложнее, чем прежде. Понимание того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, – лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком. Возможности инвестирования, сбережения, кредитования огромны, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, сложно определить, на что ему нужно обращать внимание при пользовании финансовыми инструментами, и как выяснить, какие возможности являются лучшим выбором лично для него.

Джон Брайант, вице-президент Совета по финансовой грамотности при Президенте США сказал: «Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».

2.2. Какими навыками должен обладать человек, чтобы быть финансово грамотным.

В первую очередь человек должен обладать элементарными навыками финансового планирования. Понимать, что такое кредитная нагрузка, уметь рассчитать собственные силы, когда обращается за кредитом в банк. Конечно, ответственность в этом случае лежит как на заемщике, так и на самом банке, который выдает кредит и должен правильно оценить финансовые возможности клиента. Плюс бытовые навыки: внимание к деталям при изучении договора на оказание банковских услуг, дисциплина при пользовании банковскими продуктами. Рынок знает миллион историй, когда человек забывает вовремя гасить кредит, получает кредитную карту, не пользуется ей, забывает про нее, а потом удивляется начисленным процентам и пенни.

Клиент должен понимать, что банк – это система. К сожалению, в нашей стране существует плохой стереотип, что долг можно и не возвращать. «Ну, вы понимаете, моя финансовая ситуация изменилась», – звучат иногда аргументы. В жизни бывают разные ситуации, но необходимо понимать, что любой банк – это система и бизнес, он не может «войти в положение» и простить вам долг. Несмотря на то, что идеология кредитования – это помощь конкретному гражданину или семье в улучшении условий их жизни здесь и сейчас путем финансирования крупных покупок или значимых событий, клиентам необходимо осознавать и то, что один из основных принципов кредитования – это возвратность.

2.3. Финансовая грамотность молодежи.

Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов».

Исследование показывают, что такой целевой группе, как дети и учащаяся молодежь уделяется особое внимание. На нее сориентировано почти две трети действующих образовательных схем и информационно-образовательных продуктов. Актуальность обучения рассматриваемой возрастной группы возрастает в связи с очень низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах, подтверждаемой данными целого ряда обследований, проведенных в разных странах. Результаты обследований показывают, что молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют задолженность.

Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Во многих странах мира активно предпринимаются попытки введения финансовой грамотности в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в учебных заведениях. Успешный пример интеграции знаний в области личных финансов в курс математики может служить опыт Франции.

Следует отметить, что проблема внедрения концепции финансового образования в существующие учебные программы актуальна для всех стран. Международные эксперты выделяют следующие основные причины необходимости такой интеграции:

Во – первых, это позволяет охватить обучением все слои населения, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения;

Во-вторых, стремительно растет доля учащихся, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);

На конец, именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Причины значимости финансового просвещения молодежи, подтвержденные мировой практикой:

 особая финансовая уязвимость подрастающего поколения в силу несоответствия имеющейся материальной базы потребностям молодых людей и семей;

 возрастающее значение грамотного финансового поведения родителей для воспитания детей;

 активное потребление молодежью финансовых продуктов и услуг, связанных с повышенным риском;

 необходимость понимания и раннего формирования своих пенсионных накоплений;

 возрастающее значение грамотного инвестиционного поведения, как для национальной экономики, так и для будущего в целом.

Главная цель – найти оптимальный вариант включения элементов финансового образования в существующую национальную образовательную программу. Для этого необходимо:

 доказать важность и необходимость финансового образования;

 сформировать мотивацию необходимости включения элементов финансового образования в существующие учебные программы;

 определить стандарты и требования в области финансовых знаний для всех национальных образовательных учреждений;

 создать централизованный ресурс качественных аккредитованных учебных программ – позволяющий делать выбор необходимого материала с учетом разных условий, отсекая риски коммерциализации учебных материалов и программ;

 содействовать созданию эффективных методов подготовки педагогов, формированию культуры преподавания в области персональных финансов, оказывать материальную поддержку этому процессу на общегосударственном и местном уровнях.

Исследование зарубежного опыта показало, первое и самое простое, что можно сделать для решения указанной проблемы, это:

 обеспечить единое понимание и подход к финансовому образованию населения на всех уровнях (от правительства, департаментов образования, губернаторов до школ, педагогов);

 принять финансовое образование как государственную проблему во всех ключевых структурах;

 активно информировать о последствиях финансовой неграмотности;

 предусмотреть льготы и поощрения за инициативы и активное участие в программах финансового образования с учетом интересов каждой ключевой структуры и территориальной единицы.

На следующем этапе:

o необходимо создать экспертные группы для оперативного исследования и экспертизы методов и информационных материалов по личным финансам, представляющих интерес для учащихся разных возрастов, выявления наиболее эффективных, а также учета и тиражирования передовой практики;

o на этой базе сформировать профессиональный центр ресурсов и учебных моделей для разных возрастов для помощи педагогическому составу и их удобству;

o активно использовать технологии мотивации обучения;

o подходить к преподаванию персональных финансов творчески, создавая междисциплинарные уроки, а также используя определенные темы в рамках преподавания математики, чтения, социальных исследований и пр. предметов;

o создать для этих целей государственно-частное партнерство.

Практика также показала, что успешная интеграция финансовой грамотности в систему образования зависит от наличия:

 программ, гармонично вписывающих необходимые финансовые знания в программы обучения, при этом принципиально важным является актуальность, простота и доходчивость подаваемой информации, связь ее с реальной жизнью и возрастными интересами (проблемами) обучаемых;

 кадров для формирования необходимых знаний у учащихся, что предполагает организацию надежной и эффективной системы содействия в подготовке кадров;

 стимулирующих механизмов, как для учащихся, так и преподавателей.

Большой интерес для России имеет комплексный подход к финансовому образованию группы «дети и учащаяся молодежь» по схеме «дети-родители-педагоги», предусматривающий одновременную работу на всех трех направлениях при формировании программ, мероприятий и информационно-образовательных продуктов. Указанная схема уже доказала свою эффективность в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Сингапуре.

Важной особенностью зарубежных подходов к вопросу образования в сфере личных финансов, на которой необходимо заострить внимание является то, что необходимость и способы сбережений на старость разъясняются с самых юных лет, а начало самостоятельной жизни ассоциируется с началом участия в различных пенсионных программах.

Следует заметить, что хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности молодого понимания проявляется постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы.

Хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его личных финансовых целей, но и для обеспечения жизненного цикла. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность и процветание экономики и общества в целом.

3. Повышение финансовой грамотности.

3.1. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности.

Министерством финансов разработана стратегия, с помощью которой будут сделаны шаги к повышению финансовой грамотности населения страны. Данная стратегия действует с 2017 г. и будет осуществляться до 2023 г.

Стратегия основывается на Федеральном законе от 28 июня 2013 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законе Российской Федерации от 17 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законах, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации.

У данной стратегии есть определенные направления. Раскроем их.

Направление по решению задачи «Повышение охвата и качества финансового образования и информирования населения в данной области, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества»

Для эффективной организации деятельности по этому направлению необходимо обеспечить:

· актуализацию и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе действующих Федеральных государственных образовательных стандартов и/или примерных основных образовательных программ различных уровней образования;

· в рамках разработки актуализированных ФГОС ВО 3++ обязательное овладение универсальной компетенцией в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускниками основных образовательных программ подготовки бакалавров/специалистов всех направлений и специальностей.

· содействие внедрению элементов финансовой грамотности в дополнительные и иные образовательные программы;

· подготовку и апробацию современных учебно-методических материалов по актуальным и приоритетным темам финансовой грамотности для различных возрастных групп, а также их актуализацию;

· обеспечение постоянно действующей подготовки, переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей и преподавателей по основам финансовой грамотности на базе федеральных и региональных методических центров, формируемых в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», а также Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»;

· оценку качества и эффективности образовательных программ;

· подготовку требований к деятельности финансовых институтов в области раскрытия информации о финансовых услугах и повышения финансовой грамотности потребителей финансовых услуг;

· повышение квалификации представителей средств массовой информации в сфере финансовой грамотности;

· разработку информационных материалов и коммуникационных продуктов для различных целевых аудиторий;

· организацию публичных мероприятий для различных целевых аудиторий Стратегии;

· создание и поддержку информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет;

· создание эффективных механизмов обратной связи на основе современных средств коммуникации, в том числе разработку программного обеспечения и приложений для портативных электронных устройств.

Образовательное направление будет осуществлять разработку и внедрение образовательных программ для дошкольного, начального, основного, среднего, высшего, среднего профессионального, дополнительного уровней образования, в том числе с учетом результатов международного исследования ОЭСР по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся по финансовой грамотности (Programme for International Student Assessment, PISA).

Будет продолжена работа по созданию и внедрению программ и методик интерактивного обучения учащихся, разработке цифровых образовательных ресурсов, онлайн-игр по финансовой грамотности, специализированных информационно-просветительских мобильных приложений по основам финансовой грамотности, а также организации онлайн олимпиад для школьников.

Одно из важнейших направлений – подготовка граждан к жизни в старости. При разработке данного направления необходимо принять во внимание, что пенсионная система с целью повышения устойчивости подвержена изменениям в ответ на демографические и социальные вызовы. Так, с 2015 года изменен порядок формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования с усилением роли страхового стажа и уровня дохода от трудовой деятельности, гражданам предоставлена возможность получать пенсию в существенно более высоком размере при более позднем обращении за назначением пенсии. Негосударственные пенсионные фонды уже сегодня предоставляют гражданам пенсионные программы по формированию добровольных пенсионных накоплений, трансформируется накопительный компонент системы обязательного пенсионного страхования.

Для эффективной организации деятельности по данному направлению в рамках Стратегии необходимо:

• стимулировать у граждан мотивацию и навыки заботиться о своей будущей пенсии, в том числе путем участия в формировании дополнительных источников дохода после выхода на пенсию;

• повысить финансовую грамотность граждан по пенсионной тематике путем привнесения достоверных и актуальных знаний из компетентных источников;

• информировать граждан об основных положениях и изменениях в пенсионном законодательстве о порядке формирования пенсионных прав, расчете пенсий в системе обязательного пенсионного страхования;

• популяризировать среди населения, в первую очередь среди работающих граждан, практику получать информацию по пенсионной тематике, в т.ч. связанную с формированием личных пенсионных прав и прогнозированием размера пенсии.

Вот одни из важных направлений Стратегии повышения финансовой грамотности населения, предоставленные Министерством Финансов РФ.

3.2. Негосударственные программы.

Так же существуют различные негосударственные программы и как их иногда именуют т.н. «составители» - марафоны. Они придуманы людьми, которые на своем опыте рассказывают, как можно тем или иным образом повысить свою финансовую грамотность. Некоторые из них могут длиться неделю, некоторые месяц, некоторые до полугода. Суть их в том, что заинтересованное лицо платит за прохождение курса, приходит или же просматривает (сейчас в мире технологий зачастую используются вебинары и онлайн курсы, которые особенно популярны в последнее время в связи с тем, что клиенту не нужно никуда выходить, посещать какие-либо места – все происходит на дому) программу, выполняет задания, отчитывается составителю.

Достаточно лишь набрать в Сети Интернета такие слова как «курсы/программы/марафоны по повышению финансовой грамотности» и у пользователей высветится более 70 миллионов результатов. Расскажем о некоторых из них.

Курс Московской Академии Предпринимательства - курс рассчитан на обучающихся старших классов и преподавателей общеобразовательных и среднепрофессиональных организаций. Цель курса – комплексно осветить основные темы финансовой грамотности, базовые принципы формирования личного бюджета и грамотного планирования своих расходов, формирования сбережений, использования основных инструментов инвестирования, а также ознакомить с основами финансовой безопасности. Курс разработан Московской академией предпринимательства при Правительстве Москвы по заказу ГАОУ ДПО «ТемоЦентр» и прошел апробацию в образовательных учреждениях города Москвы в 2014 г. Программа обучения рассчитана на 70 академических часов, включая практические и самостоятельные занятия. Промежуточная оценка знаний и умений проводится с помощью тестовых заданий. По результатам изучения дисциплины предусмотрен итоговый контроль в форме итогового тестирования. Курс состоит из 12 видеороликов и 13 тестовых заданий, рассчитанных на проверку знаний.

У Высшей Школы Экономики существуют бесплатные курсы – данная программа рассчитана для повышения квалификации учителей, но пройти ее может любой. Курс состоит из 7 видеокурсов, которые должны пользователя научить управлять деньгами, объяснять тонкости взаимоотношений между человеком и государством, расскажут о финансовом мошенничестве.

Еще один курс от ВШЭ – «финансовые рынки и институты». Данная программа познакомит с основными понятиями о финансовых рынках и инструментах, нет никаких отвлеченных тем – лишь те, с которыми человек сталкивается в жизни. Данный курс состоит на базе «Открытого образования». В данный конкретный момент курс начался. Он начался в сентябре и закончится в середине декабря.

Курсы финансовой грамотности проекта «Финграм» - программы для новичков и продвинутых, онлайн-курсы по инвестициям и два финансовых квеста. После теоретической части надо решить тестовые задания. Также можно посмотреть курсы иностранных учебных заведениях – Открытый университет Великобритании, Мичиганский и Йельский университеты. «Финграм» в целом посвящен вопросам финансов и публикует актуальные новости.

Курс «Азбука финансов» рассчитан уже на ту аудиторию, которая разобралась с базой, которая готова углубиться еще более глубоко в финансовую сферу, получить финансовые знания – разобраться в финансовых инструментах, правилах инвестирования. Курс состоит из 29 видеороликов, 6 тестовых заданий и 1 итогового теста. Преподает курс Валерия Цибульникова – доцент кафедры «Экономики» ТУСУР, кандидат экономических наук, которая имеет 11-ти летний опыт работы на финансовых рынках, в сфере биржевой торговли.

Не отстает и «Сбербанк» - у них существует курс «Банковское дело и финансы». Данная программа нацелена на разбор работы банка – банковские кредиты, займы, другие формы финансирования. Различные видеоматериалы и дополнительная литература помогут пользователям разобраться в этой сфере. Также у «Сбербанка» в программе есть различные тренировочные тестовые задания.

Все, что нами перечислено выше – лишь малая часть, которая существует на просторах Интернет порталов. Различные блогеры делятся своим опытом, устраивают марафоны, рассказывают, как можно стать грамотнее.

Заключение.

В ходе исследования нами были рассмотрены проблемы финансовой безграмотности. Почему же она появляется? В России данная проблема актуальна тем, что не так уж много людей хотят разбираться в финансовой сфере, хотя некоторые при этом понимают, что их финансовые проблемы появляются именно от финансовой безграмотности. Так же исследования показали, что 20% населения РФ оценивают свои знания в финансовой сфере на нуль. При этом почти половина жителей страны признались в финансовой неграмотности. Это значит, что 46% населения не знают, как вести бюджет доходов и расходов, решать проблемы с временной нехваткой денег, осуществлять долгосрочное планирование – создавать резерв на «черный» день, сбережения на образование детей или крупные покупки и т.п. А финансовая грамотность дорого обходится для бюджета страны, так как государство заботится о том, чтобы жители были грамотны, в первую очередь, в данной ситуации проявляется забота со стороны государства, а во вторую – финансовая безграмотность – проблема общегосударственная, так как грамотность повышает и поддерживает устойчивую экономическую политику, способствует функционированию финансового рынка.

В нашем исследовании была поднята тема важности финансовой грамотности каждого человека. В первую очередь, это облегчит жизнь самому человеку. И, на наш взгляд, это является основным фактором, который должен подтолкнуть человека к развитию. «Ваше благополучие зависит от Ваших собственных решений» . В своей книге «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки сказал такую фразу: «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным». Это правда. Все зависит от человека, и если он хочет сделать свою жизнь легче, лучше, богаче, то нужно быть финансово грамотным. Есть актив – человек, который финансово грамотный, который может вложиться так, чтобы деньги работали на него, а есть пассив – человек, который хочет купить себе дорогую «безделушку», которая ему по факту не нужна, она ему навязана различными пиар-кампаниями, которая просто красивая или брендовая. Так, например, если человек купит помещение и будет его сдавать в аренду, например, чтобы получать с этого деньги, то эти деньги будут работать на него. А если же человек покупает, допустим, часы «Ролекс», то он просто избавляется от денег, которые ему могут быть нужны.

Именно для того, чтобы в России было больше финансово грамотных, Министерство Финансов создало Стратегию повышения финансовой грамотности населения. Одним из направлений данной Стратегии было повышение качества финансового образования, заключающееся в повышении квалификации преподавателей в сфере финансовой грамотности, представителей СМИ, разработка приложений и онлайн-игр по финансовой грамотности. Одной из основных целей, которой пытается добиться данной Стратегией Министерство финансов – популяризация финансовой грамотности.

В конце нашего исследования мы разобрались с негосударственными программами по повышению уровня финансовой грамотности. Более 70 миллионов результатов по данной теме существует в Сети Интернет. Все, что нужно сделать человеку – найти программу, которая удобна для него, посмотреть ряд видеороликов и решить тестовые задания.

В нашем исследовании мы постоянно акцентировали внимание на том, что финансовая грамотность очень важна, и проблема безграмотности заключается в нежелании человека развиваться. Нужно лишь перестать оправдываться и искать отговорки, заняться собой. Ведь наше будущее зависит от нас.

Понравилась публикация?
4 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Афоризмы и анекдоты про деньги - 7

Иллюстрация "Деньги и Счастье: Вектор Помех" создана сетью Шедеврум Чем больше у тебя денег, тем моложе женщины, желающие разделить с тобой твою старость. Недавно в разговоре с женой на тему денег,...

Почему откладывать деньги так трудно

Мы часто планируем откладывать часть доходов, но в итоге средства быстро расходуются. Почему так случается? Всё дело не в лени или слабой воле, а в нашей психологии. Мозг любит быстрые «вознаграждения».

Сколько можно получать с капитала в 10 миллионов при ставке ЦБ в 16,5 процентов

Я сидел один в пустой тёмной комнате. Передо мной был только лишь калькулятор, листок бумаги и ручка. Делать было нечего и я решил посчитать сколько можно получать с капитала в 10 миллионов при ставке ЦБ в 16,...

А, чего, собственно, многие боятся Макса?

Недавно в интернете появился мессенджер МАКС — и вокруг него сразу поднялась небывалая шумиха. Я, не раздумывая, зарегистрировался в нём с первых дней запуска. Вскоре от знакомых я услышал тревожные слухи: