Макаров Валерий Анатольевич
Макаров В.А.Подписчиков: 3177
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг159.4к

Пройти сквозь стену, не убившись… (Размышления на злобу дня, вспоминая Горького)

944 просмотрa
8 дочитываний
52 комментария
Эта публикация уже заработала 0,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Мы всё время осуждаем. А по-моему, куда интереснее стараться понять, а не осудить. Понять, что во всяком человеке есть слабости, гармонирующие с его сильными сторонами.

Иван Антонович Ефремов, "Лезвие бритвы"

«Однако человек, обладающий блестящими способностями, начинает чувствовать себя несчастным, если ему приходится все время использовать их в посредственных целях»

Марсель Эме "Человек, проходивший сквозь стены"

-Можно ли пройти сквозь стену? – Можно! Но, как сказал один из героев фильма, волшебник: - Для того, чтоб проходить через стены, нужны три условия: видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий. Не имея этих трех исходных, можно только, как сказал другой герой этого же фильма, тоже волшебник: - Либо убиться, либо покалечиться. Речь о фильме «Чародеи», снятом по сценарию братьев Стругацких, написанным ими по мотивам их же повести «Понедельник начинается в субботу». Воскресенье, и сегодня хочется сказать несколько слов о протестных субботах, когда на святое дело за допуск к выборам в Мосгордуму вышли такие же пламенные, без кавычек, герои, которые пытались пройти сквозь стену, но в итоге их постигла участь одетого в каску Иванушки, сползшего по стене в результате неудачных попыток в борьбе за свою любовь. Любовь? А та ли это любовь, которая ведет к светлому и вечному. Та ли эта любовь, которая вдохновляла на подвиги и заставляла делать невероятное, творить, создавать, вершить. Ну, завел, «старпер» с увядающим либидо, песни о любви, - подумали сейчас многие. Возможно. Но, поверьте: - Мир становится другим, когда не думаешь все время о сексе, и не реагируешь на все сексуально… (Фильм «Трасса 60»).

«Безумству храбрых поем мы славу, - говорил когда-то М. Горький, - В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Позже, писатель горько напишет: «Русский народ обвенчался со Свободой. Будем верить, что от этого союза в нашей стране, измученной и физически, и духовно, родятся новые сильные люди.

Будем крепко верить, что в русском человеке разгорятся ярким огнем силы его разума и воли, силы, погашенные и подавленные вековым гнетом полицейского строя жизни.

Но нам не следует забывать, что все мы — люди вчерашнего дня и что великое дело возрождения страны в руках людей, воспитанных тяжкими впечатлениями прошлого духе недоверия друг к другу, неуважения к ближнему и уродливого эгоизма.

Нам негде и не на чем было развить в себе чувство личной ответственности за несчастия страны, за ее постыдную жизнь, мы отравлены трупным ядом издохшего монархизма.

Есть и еще много грязи, ржавчины и всяческой отравы, все это не скоро исчезнет; старый порядок разрушен физически, но духовно он остается жить и вокруг нас, и в нас самих. Многоглавая гидра невежества, варварства, глупости, пошлости и хамства не убита; она испугана, спряталась, но не потеряла способности пожирать живые души.

Не нужно забывать, что мы живем в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного. Люди, которые не знают, чего они хотят, - это люди опасные политически и социально.» («Несвоевременные мысли»)

Вот оно - прозрение! Пройти сквозь стену можно, если видеть цель и понимать, что любовь, большая любовь, как говорил И. Ефремов, это всегда ответственность и забота, защита и опасение, думы о том, как устроить и облегчить жизнь для самого дорогого в мире существа.

Что мы видим в настоящее время? Допускай – отпускай! Кто власть? – Мы власть! Все это, конечно, здорово, что молодые и ранние имеют свой взгляд на приевшуюся «старперам» действительность и заставляют как-то реагировать на несовершенство системы. Осуждать их за это до крайности глупо. Так построена жизнь. Коловращение. Старое сменяется новым – закон жизни. Но в ту ли сторону мы вращаемся? – спрашиваю я не у пламенных революционеров, а у их родителей, которые радостно дают интервью, умиляясь тому, что их ребенок попал в автозак и прославился таким образом. И не обстоит ли дело так, что мы не учим таким образом своих детей проходить сквозь стены, а просто, не снабдив их не то что знаниями, а даже не надев им каску, сами бросаем их на стену, умиляясь, как они сползают по ней, больно ударившись и ещё больше озлобляясь на несправедливую жизнь, в которой им нет достойного их миропониманию места? А не мы ли добиваемся того, что эта злость уже больше никогда не трансформируется в любовь настоящую, а только в Соболь, обозлившуюся на то, что вокруг неё все в мехах и трусах с кристаллами от Сваровски? И винить ли наших детей в том, что они остро чувствуют несправедливость, но не могут четко определить источник её происхождения? Да и чего греха таить, многие из людей моего поколения самозабвенно, не отдавая себе отчет в происходящем, готовы кричать до потери голоса и пульса, - Путин уходи! Кто здесь власть? Выпьем за Любовь! - при этом не понимая, что власть – это прежде всего громадная ответственность за страну и её будущее, включая и будущее нынешних революционеров – детей, которых обворовывают и стравливают между собой сидящие на местах «удельные князьки» и иже с ними.

А в это время сатана, наблюдая за толпой, созданной им чужими руками непосвященных, удовлетворенно оскаливается, приговаривая: «Дурить людям голову весело. Советую попробовать. Будь вместе с толпой. Обожаю толпу. Умей из всего извлечь пользу, а потом забыть. Убивать добротой – это наш секрет.» («Адвокат дьявола».)

Но, для того, чтобы узнать ответ на вопрос: - Можно ли сломать стену и что обнаружится в проломе? - обратимся снова к повзрослевшему «Буревестнику революции»: «Я отлично помню свое настроение, когда я семнадцатилетним юношей шел за сохой под жарким солнцем; если я видел идущего мимо писаря, священника, учителя, то непременно ставил себе вопрос: «Почему я работаю, а эти люди блаженствуют?» Ибо я признавал за труд только физический труд, и все мои стремления были направлены к освобождению себя от этого труда. Это же самое теперь я вижу у многих, охотно примыкающих к социалистическим партиям. Когда я вижу этих «социалистов», мне хочется заплакать, ибо я хочу быть социалистом не на словах, а на деле.

Нужны вожди, которые не боятся говорить правду в глаза. И если бы социалистическая пресса обличала не только буржуазию, но и ведомых ею, она от этого выиграла бы в дальнейшем. Надо быть суровым и беспощадным не только с противником, но и с друзьями. В Библии сказано: "обличай премудра, и возлюбит тя"».

Вот голос несомненного романтика, голос человека, который чувствует организующую силу правды и любит ее очищающий душу огонь.

Я почтительно кланяюсь этому человеку. Людям его типа трудно живется, но их жизнь оставляет прекрасный след.»

И в то же время, заглянув в пролом, Горький пишет: «Что же нового дает революция, как изменяет она звериный русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни?

За время революции насчитывается уже до 10 тысяч «самосудов». Вот как судит демократия своих грешников: около Александровского рынка поймали вора, толпа немедленно избила его и устроила голосование: какой смертью казнить вора: утопить или застрелить? Решили утопить и бросили человека в ледяную воду. Но он кое-как выплыл и вылез на берег, тогда один из толпы подошел к нему и застрелил его.

Средние века нашей истории были эпохой отвратительной жестокости, но и тогда, если преступник, приговоренный судом к смертной казни, срывался с виселицы — его оставляли жить.

Как влияют самосуды на подрастающее поколение?

Солдаты ведут топить в Мойке до полусмерти избитого вора, он весь облит кровью, его лицо совершенно разбито, один глаз вытек. Его сопровождает толпа детей; потом некоторые из них возвращаются с Мойки и, подпрыгивая на одной ноге, весело кричат:

— Потопили, утопили!

Это — наши дети, будущие строители жизни. Дешева будет жизнь человека в их оценке, а ведь человек — не надо забывать об этом! — самое прекрасное и ценное создание природы, самое лучшее, что есть во вселенной. Война оценила человека дешевле маленького куска свинца, этой оценкой справедливо возмущались, упрекая за нее «империалистов» — кого же упрекнем теперь — за ежедневное, зверское избиение людей?»

Что изменилось с тех пор? – спрашиваю я вас, читая вот это: «В одной из грязненьких уличных газет некто напечатал свой впечатления от поездки в Царское Село. В малограмотной статейке, предназначенной на потеху улицы и рассказывающей о том, как Николай Романов пилит дрова, как его дочери работают в огороде, - есть такое место:

Матрос подвозит в качалке Александру Федоровну. Она похудевшая, осунувшаяся, во всем черном. Медленно с помощью дочерей выходит из качалки и идет, сильно прихрамывая на левую ногу...

— Вишь, заболела, - замечает кто-то из толпы: - Обезножела...

— Гришку бы ей сюда, - хихикает кто-то в толпе: - Живо бы поздоровела.

Звучит оглушительный хохот.

Хохотать над больным и несчастным человеком — кто бы он ни был — занятие хамское и подленькое. Хохочут русские люди, те самые, которые пять месяцев тому назад относились к Романовым со страхом и трепетом, хотя и понимали — смутно — их роль в России.

Но — дело не в том, что веселые люди хохочут над несчастием женщины, а в том, что статейка подписана еврейским именем Иос. Хейсин.»

Погружаясь в разлом стены куда-то, но отнюдь не в райские светлые кущи, «буревестник», не хуже проктолога, проникающего все дальше в предмет исследования, выкладывает в тогдашний «Телеграмм»: «Революция углубляется...

Бесшабашная демагогия людей, «углубляющих» революцию, дает свои плоды, явно гибельные для наиболее сознательных и культурных представителей социальных интересов рабочего класса. Уже на фабриках и заводах постепенно начинается злая борьба чернорабочих с рабочими квалифицированными; чернорабочие начинают утверждать, что слесари, токари, литейщики и т. д. суть «буржуи».

Революция все углубляется во славу людей, производящих опыт над живым телом рабочего народа.

А рабочие, сознающие трагизм момента, испытывают величайшую тревогу за судьбу революции.

Боюсь, - пишет мне один из них, - что недалек уже тот день, когда массы, не удовлетворившись большевизмом, навсегда разочаруются в лучшем будущем, навсегда потеряют веру в социализм и повернут все взоры опять к прошлому, к черному монархизму, и тогда дело освобождения народов погибнет на сотни лет.

Я думаю, что это будет, ибо большевизм не осуществит всех чаяний некультурных масс, и вот, я не знаю, что нам, находящимся среди этих масс, делать для того, чтоб не дать угаснуть вере в социализм и в лучшую жизнь на земле».

«Положение мало-мальски развитого рабочего в среде обалдевшей массы становится похоже на то, как бы ты стал чужой для своих же», - сообщает другой.»

Вспомните, дизлайкам, сопровождаемым ярлыками «кремлебот», «агент властей» и прочим, не подкреМленным никакими пруфами, нет конца.

А вот и про «навальных соболей» и их «хомячков», которые в результате пролома чужими чугунными лбами стен превратились мгновенно на территории Кремля в таких вот «гоголей»:

«Есть, конечно, люди, которые ходят «гоголем», напоминая циркового борца, успешно положившего противника своего «на обе лопатки», - о этих людях не стоит говорить. Но в общем, в массе — не заметно, чтоб революция оживляла в человеке это социальное чувство. Человек оценивается так же дешево, как и раньше. Навыки старого быта не исчезают. «Новое начальство» столь же грубо, как старое, только еще менее внешне благовоспитанно. Орут и топают ногами в современных участках, как и прежде орали. И взятки хапают, как прежние чинуши хапали, и людей стадами загоняют в тюрьмы. Все старенькое, скверненькое пока не исчезает.

Это плохой признак, он свидетельствует о том, что совершилось только перемещение физической силы, но это перемещение не ускоряет роста сил духовных.

А смысл жизни и оправдание всех мерзостей ее только в развитии всех духовных сил и способностей наших.

«Об этом — преждевременно говорить, сначала мы должны взять в свои руки власть».

Нет яда более подлого, чем власть над людями, мы должны помнить это, дабы власть не отравила нас, превратив в людоедов еще более мерзких, чем те, против которых мы всю жизнь боролись.»

А это про то, что происходило на революционных улицах и теперь происходит в социальных сетях, пока бескровно:

«Уничтожив именем пролетариата старые суды, г.г. народные комиссары этим самым укрепили в сознании «улицы» ее право на «самосуд», - звериное право. И раньше, до революции, наша улица любила бить, предаваясь этому мерзкому «спорту» с наслаждением. Нигде человека не бьют так часто, с таким усердием и радостью, как у нас, на Руси. «Дать в морду», «под душу», «под микитки», «под девятое ребро», «намылить шею», «накостылять затылок», «пустить из носу юшку» — все это наши русские милые забавы. Этим — хвастаются. Люди слишком привыкли к тому, что их «с измала походя бьют», — бьют родители, хозяева, била полиция.

И вот теперь этим людям, воспитанным истязаниями, как бы дано право свободно истязать друг друга. Они пользуются своим «правом» с явным сладострастием, с невероятной жестокостью. Уличные «самосуды» стали ежедневным «бытовым явлением», и надо помнить, что каждый из них все более и более расширяет, углубляет тупую, болезненную жестокость толпы.

Рабочий Костин пытался защитить избиваемых, — его тоже убили. Нет сомнения, что изобьют всякого, кто решится протестовать против «самосуда» улицы.»

Вот такая горькая правда. Так можно ли пройти сквозь стену? - спросите вы, возвращая меня к вопросу, с которого все началось. Вышеозначенному Иванушке из фильма «Чародеи» это удалось, когда он понял: «Так вот вы какие… чародеи… изобретатели волшебной палочки!..» Отвечу, - пройти свозь стену можно, если «видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий», но не лучше ли для начала и вопреки откровенным манипуляциям дьявола поискать в стене дверь, а не биться бестолково об стены, под вопли истеричек… Хотя, возможно, я не прав и, как сказал французский писатель Марсель Эме: - При таких ценах на норковые шубы сейчас не время сидеть сложа руки… — Следующий! — позвал дьявол унылым голосом, скорчив недовольную гримасу: в этом фейерверке побед ему ясно виделась рука Провидения, что, с его точки зрения, означало грубейшую подтасовку результатов поединка.

#ВашМакаров

Связанные публикации:

О митингах...

https://www.9111.ru/questions/777777777746142/

52 комментария
Понравилась публикация?
16 / -6
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Макаров Валерий Анатольевич
Комментарии: 52
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Никологло Денис
Подписчиков 13
02.02.2024, 11:19
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг633
Наша корреспондентка Влада Вершинина побывала сегодня на протесте в Кишиневе ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Владимир Иванович
Подписчиков 2611
16.04.2024, 10:45
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг472.4к
Затопление в Орске.
Подробнее
Неинтересно
0
5
Сергей
Подписчиков 333
20.03.2024, 18:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг159.9к
Почему на концерт в Москве, проходившем 18 марта, не был приглашён заслуженный артист России Виктор Сорокин,...
Подробнее
Неинтересно
03:17
Поделитесь этим видео
0
1
Мкртчян Карен
Подписчиков 34
19.03.2024, 17:49
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг34.4к
Митинг 20 марта, по словам бывшего госминистра Арцаха Артака Бегларяна, не связан ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 402
20.02.2024, 18:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг638.1к
Когда ее спросили, могут ли недавние высказывания Дональда Трампа в адрес Кэрролла спровоцировать третий иск,...
Подробнее
Неинтересно
0
1