К вопросу о взятках в высших учебных заведениях

3 дочитывания
2 комментария

Взятки и взяточничество всегда представляли и будут представлять особую тему для разговоров. Она даже, в какой-то степени, уникальна: абсолютно все говорят, кто, где и сколько берет, называются совершенно реальные цифры и «таксы» (но все это – лишь на словах); меж тем в средствах массовой информации чрезвычайно редко появляются материалы о данном «выдающемся» явлении, а о наличии каких-либо объемных публикаций или «брошюрных вариантов» я вообще молчу. Если что-то в газетах и появляется, то информация звучит примерно так: В таком-то месте в такое-то время при попытке получения взятки был задержан такой-то таким-то органом. И все, без каких бы то ни было подробностей. Вероятно, то, что относится к столь «щепетильной сфере», обладает высшей степенью конфиденциальности и секретности.

Освещение же взяточничества в образовательной сфере представляет собой, на мой взгляд, «Клондайк писательской мысли»; ибо об этом «шедевральном процессе» можно писать вечно. А какое количество нюансов и единичных эпизодов (очень своеобразных и необычных) оно в себе содержит!

Я, в свою очередь, давно мечтал написать целую книгу о взятках, где затронул бы, прежде всего, психологическую сторону этого явления. Всегда задавался вопросом: почему люди дают? И всегда приходил к одному и тому же ответу: без этого просто нельзя обойтись (в данном случае вполне уместна пословица – «не подмажешь – не поедешь»).

Похоже, в ходе написания настоящего исследования, опять-таки основанного на опыте практического наблюдения, моя мечта начнет постепенно сбываться. Я не рассчитываю создать бестселлер и обрести «грандиозную» славу. Хотелось бы надеяться, что моя книга поможет сделать некоторые правильные выводы и понимать лучше ситуации, в которых один предлагает, а другой – не отказывается.

Повторюсь: процесс дачи и получения взяток в области образования (в первую очередь – высшего) имеет свои отличительные особенности, а также правила и, не удивляйтесь, законы. При их неукоснительном соблюдении шансов «попасться» у тех, кто дает и берет, ничтожно мало.

Сразу же прошу об одном: не рассматривайте ни в коем случае мое исследование как пособие или рекомендации по вопросам, что следует и не следует делать. Это – лишь наблюдение и анализ того, что встречается сплошь и рядом.

Общаясь довольно долго и часто с различными людьми, я замечал, что мои собеседники так и не смогли сойтись в едином мнении, что есть «взятка». С коллегами проводились неоднократные дискуссии по поводу и без повода, в результате чего кое-что прояснилось. Именно с этого я и начну «повествование».

1. Определение взятки Термин «взятка», по моему личному убеждению, имеет массу определений (всяких и разных). Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.

Согласно статье 290 Особенной части Уголовного Кодекса РФ взятку следует представить в виде «денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если … оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям…» (переводя данное определение на «язык образования», получается следующее: студент (-ка) дает преподавателю (чаще всего – деньги) для того, чтобы он поставил зачет или оценку на экзамене ему (ей) и тем лицам, насчет кого они также договариваются).

Следующее определение достаточно распространено и широко известно в преподавательских кругах: «Все то, что можно съесть и выпить, взяткой не считается». В данном случае речь идет о так называемой «пакетной коррупции» (придумано мной – А.М.).

Есть еще одно, носящее шуточный характер и которое не следует воспринимать всерьез: «Взятка до 100 долларов США – это не взятка, а устная благодарность».

Плюс ко всему хочу добавить от себя определение взятки, с научной точки зрения пытаясь его объяснить.

Итак, на мой взгляд, взяточничество (т.е. сама дача взятки) в образовательной области относится, во-первых, к сфере услуг, во-вторых, порождает определенные обязательства у «принимающей» стороны.

Еще древнеримские юристы в свое время обозначали обязательство тремя составляющими: дать, сделать, предоставить (как вариант – нести ответственность). Чуть позже добавилось еще одно – выполнить. В моем понимании: преподаватель, беря взятку, должен – 1) предварительное – дать слово, что все будет именно так, как договорено; 2) основное – сделать так, чтобы все заранее обговоренные оценки были выставлены; 3) дополнительное – предоставить гарантии исполнения взятого на себя обязательства в случае возникновения непредвиденных ситуаций. В конечном итоге все сводится к одному: «баланс интересов» (придумано мной – А.М.) должен быть неукоснительно соблюден.

Только так преподаватель получит весомый довесок к зарплате, а студенты без дополнительных забот и хлопот «избавятся» еще от одной «неудобной» учебной дисциплины.

2. Для чего дают взятки? Примерная мотивация людей в обычной повседневной жизни: я дам взятку для того, чтобы:

1. Побыстрее получить необходимые справку или документ, не стоя в очередях;

2. Получить разрешение на какой-либо вид «прибыльной» деятельности, не совершая длительных «вояжей» по инстанциям;

3. При занятии предпринимательством – без хлопот сдать отчетную документацию;

4. Узнать необходимую информацию (иногда – конфиденциальную) по интересующему вопросу;

5. Заручиться поддержкой «вышестоящего лица» для решения каких-либо могущих возникнуть проблем в ближайшем будущем.

В общем, случаев очень много, и я не преследую цель упоминать обо всех них.

В образовательной сфере дела обстоят проще, так как цели предельно ясны и четко выражены, а действия носят продуманный и решенный характер.

Кроме того, в процессе всегда наличествуют два субъекта (иногда – более): «дающий» - из среды студентов или посредник, «берущий» - преподаватель.

Примерная мотивация «дающего»: я даю взятку с целью:

1. Не сдавать обозначенную учебную дисциплину вообще (постоянно);

2. Попытаться договориться о снисхождении на экзамене (редко);

3. Купить «эксклюзивную» учебную литературу и получить нужную оценку без проблем («скрытая» форма взятки);

4. «Подставить» преподавателя, чтобы его «схватили за руку» («взятка с подтекстом» - для достижения полного эффекта нужно спланировать и провести целую спецоперацию).

В данных ситуациях вырисовывается схема обмена: взятка > оценка.

И еще один нужный и своевременный нюанс: в образовании существуют три вида взятки – в натуральной форме (пакеты с коробками, бутылками и прочей снедью и деликатесами), в смешанной форме (вышеназванные пакеты плюс в них – определенная сумма в конверте), в денежной форме (наличные – либо напрямую, либо через посредника (посредников). В настоящее время в подавляющем большинстве случаев (независимо от статуса и престижности ВУЗов) практикуется именно денежная форма как самая эффективная и … простая.

Позволю себе помечтать: если когда-либо кем-либо будет опубликована работа, содержащая в себе хотя бы примерные расценки по отдельным учебным дисциплинам на различных факультетах различных высших учебных заведений г. Воронежа (и эта информация будет подтверждена или проверена), то автор «рискует» прославиться в веках, а его труд – обрести название «творение эпохи». Но замечу сразу же: такой материал собирается по крупицам, исследование приобретет за короткий срок скандальную известность, «писатель» же, несомненно, привлечет к себе внимание правоохранительных органов.

3. Способы дачи взятки Способов дачи взятки примерно столько же, сколько и форм самой взятки. Отличительной их чертой является то, что все они не отличаются оригинальностью и «творческим подходом», на редкость примитивны и грубы, явно просматривается их главная цель.

Я, в свою очередь, подразделяю способы дачи взятки на два вида – открытые и скрытые и две категории – дача с умыслом и дача без умысла. Далее постараюсь объяснить для вас, читатели, сущность и содержание приведенной классификации.

Основной целью дачи любого рода взятки является достижение предполагаемого и ожидаемого результата. Как выясняется, мало одного желания, нужно еще постараться сделать так, чтобы все получилось. И здесь все упирается, в конечном итоге, в подходящего исполнителя. А такие «таланты», как показывает опыт наблюдения, в подавляющем большинстве случаев просто-напросто отсутствуют. Вот и приходится всем остальным использовать по-прежнему старые, как мир, способы, при этом всенепременно скрещивая пальцы «на удачу».

Опишу вам вкратце «моменты», которые удалось непосредственно пронаблюдать в своей образовательной практике. Начну с так называемых «открытых» способов:

1. Перед «торжественной процедурой» принятия экзамена (после положенной «по регламенту» консультации) в аудиторию к преподавателю, остающемуся временно одному, входит человек (очень редко – двое и более), чаще всего – мужского пола (ибо мужчинам гораздо легче объяснить предназначение предлагаемого, и в их действиях отсутствует скрытый смысл и подтекст, если они, конечно, не основные участники спецоперации по взятию с поличным взяткопринимателя), с пакетом, который: а) молча оставляет у стола; б) держа в руках, вошедший начинает, волнуясь и заикаясь, излагать речь, из которой вскоре явствует, от лица кого он пришел и чего желает группа договаривающихся.

О реакции преподавателя читайте в следующих пунктах настоящей статьи.

2. В тех же самых условиях, приведенных выше, человек входит с конвертом, который может оставить на столе или попытаться положить его в ящик (если есть) стола, за которым сидит преподаватель. Иногда, для достижения большего эффекта, такие действия предпринимаются на глазах у всей группы или у тех, кто идет на сдачу экзамена в первых рядах.

3. Эта ситуация в некотором роде особенна, так как возникает нечасто, и может спровоцировать у преподавателя совершенно непредсказуемую реакцию. Она практикуется на заочном отделении: выбирается несколько женщин в возрасте, достаточно опытных, очень хорошо разбирающихся в психологии людей, располагающих к себе; обычно их – две или три. В аудитории, оставшись наедине с преподавателем, эта группа в ходе милой и непринужденной беседы пытается незаметно (или, по крайней мере, неявно) положить конверт с наличными в карман верхней одежды экзаменатора.

«Скрытые» способы дачи протекают по несколько иному сценарию:

1. Заинтересованные лица заранее караулят приезд преподавателя. Когда он только появляется, его «отлавливают» либо уже на пороге, либо в преподавательской, дав сначала возможность передохнуть и прийти в себя после дороги. Далее, под каким-либо предлогом, экзаменатор вызывается «наружу» и с ним пытаются завязать разговор на «заданную тему». Если преподаватель идет на контакт, то последующее общение происходит:

а) В аудитории, один на один. Обычно обговариваются все способы и схемы сбора и передачи денег и выставления оценок;

б) На улице (если позволяет погода). Там происходит то же самое, но гораздо проще; потому что не нужно опасаться, что разговор кто-либо услышит;

в) В специальных местах (где угодно – в туалете, спортзале, коридоре, преподавательской комнате и т.д.). Если «процесс переговоров» происходит в здании ВУЗа, то соблюдаются некоторые негласные правила: пониженный тон, общение намеками и догадками, неназывание вслух конкретных цифр, как условие – нераспространение содержания разговора.

2. Если преподаватель приезжает на несколько дней (по причине большого количества сдающих), то задача «дающих» максимально упрощается. В данном случае способов договориться великое множество (по отношению к экзаменатору: приглашение в кафе (ресторан, ночной клуб), вечерняя прогулка с вручением по ходу дела денежных знаков, приглашение на день рождения или какое-либо иное торжество, предоставление «во временное вечернее (а порой, и ночное) пользование» представительниц женского пола и т.д.

Это – лишь малая толика из того, что происходит на самом деле. И если обе стороны настроились во что бы то ни стало достигнуть желаемого без ущерба и каверз друг для друга, то вряд ли что-то им сумеет помешать.

4. Поведение «дающего» «Дающий» - это заинтересованное лицо, желающее или уполномоченное разрешить возникшую проблемную ситуацию с учетом интересов обеих сторон и стремящееся извлечь при этом для себя максимальную пользу. Исходя из данного определения, «дающий» выбирается из числа самих студентов либо определяется «независимый» посредник (получающий за услугу определенный процент), которому и поручается исполнение «деликатной» миссии.

Как показывает опыт наблюдения и общения, поведение и того, и другого особой оригинальностью не блещет. Правда, посреднику все же проще: в случае чего он может заявить: «а я здесь не причем, совсем здесь не причем». Я, со своей стороны, попытаюсь рассмотреть нюансы поведения каждого из них.

1) «Курсовой дающий». Обычно это – лицо инициативное, обладающее даже определенным авторитетом (характерно для заочного отделения) или талантом убеждения, считающее (и в этом должны быть уверены сокурсники и сокурсницы), что сможет найти общий язык практически с любым экзаменатором. В случае неудачи оно вполне способно открыто заявить: «Я сделал (-а) все, что было возможно, но не получилось». И курс, я уверен, такое утверждение примет к сведению.

«Выдвиженец» из студенческой среды идет на «церемонию» дачи взятки, преследуя несколько целей: а) получить оценку (желательно – как можно выше), не прилагая при этом ни моральных усилий и не неся материальных затрат (это вариант человека, действующего не из корыстных побуждений); б) при сборе денег для вручения экзаменатору постараться оставить себе как можно больший процент в случае, если тот удовлетворится обозначенной суммой; в) попробовать стать «подставной фигурой» (в обмен на обещание сотрудников из «органов» обеспечить ему на будущее беспроблемное обучение и «безболезненную» сдачу любой дисциплины либо в «родном», либо в каком ином ВУЗе) (на такой вариант, думаю, соглашаются считанные единицы).

«Примерные» мысли «дающего»:

а) Что подумает обо мне преподаватель и не «аукнется» ли мне его реакция?;

б) Побыстрее бы все закончилось; лучше, чтобы он взял…;

в) Что я скажу курсу, если не договоримся (если он не возьмет)?;

г) Я должен убедить «препода», чтобы он пошел навстречу… и т.п.

Одним словом, «дающий» - это тот, на которого «смотрит вся страна». Исходя из практики наблюдения, выяснилось, что «дающих» начинают «засылать» (на дневном отделении) уже с третьего курса.

2) «Сторонний посредник». Чаще всего – это лицо, кем-либо с курса приглашенное, отправляемое обычно группой лиц с целью достижения договоренности с экзаменатором. Посредник может быть заинтересован и не заинтересован в удачном конечном исходе. Его вполне можно использовать в качестве «подставы» для задержания преподавателя.

«Третий нужный», отправляясь «на дело», в свою очередь, преследует собственные меркантильные цели. Среди них: а) добиться благосклонности одной из (вероятно) знакомых девушек в обмен на благоприятный исход решения проблемного вопроса; б) по возможности выведать для себя какую-либо полезную информацию в ходе возможной беседы с преподавателем; в) оказывая услугу части курса. Преследовать чисто материальную выгоду и пр.

«Примерные» мысли «посредника»:

а) Возьму деньги и постараюсь «кинуть препода», «вогнав» его в определенные обязательства…;

б) Постараюсь «подружиться» с экзаменатором. Авось, когда-нибудь пригодится…;

в) На фига мне все это надо!? Главное, чтобы она согласилась…;

г) Мне все равно: получится или не получится договориться… и т.п.

Короче говоря, посредник либо преследует свои личные цели, либо с кем-то связан «тесными узами» (поэтому и старается), либо действует из интереса или в качестве «подставной фигуры».

5. Поведение «берущего» «Берущий» оказывается в гораздо более сложном положении, чем «дающий», ибо практически всегда вынужден сделать выбор: или не брать, или брать (но как?), чтобы не подвергнуться риску быть пойманным. В связи с этим все преподаватели четко делятся на две категории: 1) те, кто вообще никогда не берет и брать не думает (их – меньшинство); 2) те, кто брал, берет и будет брать в независимости от обстоятельств (их – большинство).

Каковы же всамделишные причины, побуждающие преподавателя начинать «брать»? Я изложу лишь некоторые из них, а вы вольны соглашаться или не соглашаться с ними.

1) Моральные человеческие установки (про людей «берущих» часто говорят, что у них нет совести – не буду спорить);

2) Низкая преподавательская зарплата (если не работать еще в 2-3 местах, то вряд ли на нее можно достойно жить);

3) Стремление самих студентов максимально облегчить себе жизнь при сдаче экзаменов (они сами будут изобретать способы, как быстрее договориться с идущим на контакт экзаменатором);

4) Извечное стремление человека получать, а не зарабатывать деньги (благо статус преподавателя в полной мере этому способствует) и др.

И еще: прежде чем начинать «брать», следует хорошенько подумать: а стоит ли?

6. Как избежать чрезвычайных ситуаций? Материя системы взаимоотношений «преподаватель – студент» (в нашем случае «берущий» - «дающий») чрезвычайно тонка, а в таком щепетильном и многообразном аспекте, как взяточничество, - тем более. На практике же наблюдается иное: студенты дают, а преподаватели берут (некоторые еще как берут!).

На контрольных формах сдачи учебных дисциплин чрезвычайных ситуаций может быть несколько: как по отношению к сдающим, так и по отношению к принимающему. Вот некоторые из них:

1. После ненавязчивого или навязчивого предложения «взять» преподаватель уходит в «глухую оборону» и курс сдает предмет (если он в нем «не соображает и плавает») «до потери пульса», являясь пред «светлые очи» экзаменатора порой до 5-8 раз (на моей памяти такое происходило два – три раза).

2. После принятия «дара, данайцами принесенного» преподаватель рискует практически сразу стать объектом интереса (и последующей разработки) со стороны «бравых парней» из ОБЭП. Тогда будет очень не смешно, и даже выступление экзаменатора в роли Цицерона не поможет.

3. Преподаватель может пойти на «нейтральный вариант»: весьма мягко, не обижая «предлагающего взять», отказаться от «подарка» и после проводить контрольную форму сдачи в виде официальной процедуры. В таком случае большей части курса придется серьезно попотеть, либо облагодетельствовать себя возможностью «лицезреть «принимающего» (может быть, и не раз) на пересдаче.

Мной приведено примерное описание ситуаций, встречающихся в преподавательской практике сплошь и рядом. Вот и остается у желающих решить проблему сдачи без проблем не так уж и много способов. Все они ясны, как «Божий день»: сдавать «собственной головой» (для многих - это непосильный труд: вдруг головка заболит или мозг перетрудится), надеяться на чудо (что экзаменатор смилостивится и поставит вожделенные «трояки» в честь какого-либо мифического праздника), или все-таки дать денег, сколько попросят, и не забивать себе голову всякого рода «раскладами». Как раз - таки в последнее все и упирается. У «народа» желание дать никогда не иссякнет, но никто не знает, как сделать это правильно.

Проголосовали: 2

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

2 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 2
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Интересная статья, спасибо!

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Пожалуйста! В ближайшем будущем будут ещё статьи под моим авторством.

раскрыть ветку (0)

«Изваляли в грязи. Зачем?»: добрые россияне пожалели экс-чиновника, которого жёстко задержали силовики за взятку. Можно так обижать человека?

Практически ежедневно проходят аресты и задержания различной воровской и коррупционной номенклатурной живности, но всегда эти процедуры делаются с чувством, толком, расстановкой и, со всем, так сказать,...
00:27
Поделитесь этим видео

🔥 Белгородский зампрокурора задержан за взятку через 2 недели после назначения

СМИ сообщают, что его задержали сотрудники ФСБ и центрального СК. Надо так понимать, что он на прошлой работе «брал на лапу». Шлейф явно оттуда. Может быть, на новом месте не стал делать перерыва?

Госдума декриминализует букеты для педагогов и призвала перестать считать букет цветов подарком учителю

В российских школах назрел очередной концептуальный кризис, способный подорвать сами устои отечественного образования. Нет, речь не о проседающих полах, не о дефиците учителей и даже не о том,...

«Не понимает по-хорошему — будет по-плохому»: возмущённая женщина разнесла точку нелегального торговца фруктами (вандальное видео)

Странное дело, но несмотря на все запреты нелегальной уличной торговли, вольные продавцы товаров непонятного происхождения спокойно занимаются своим бизнесом на улицах городов России. К брюнетистому торговцу,...
00:29
Поделитесь этим видео

Милейший иностранный специалист сдавал тест по русскому языку и мгновенно узнал «портрет» Советского полководца

Милейший иностранный специалист, сдавший тест по русскому языку, мгновенно узнал портрет Советского полководца. Постиг историю России!
00:27
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы