К вопросу о взятках в высших учебных заведениях
Взятки и взяточничество всегда представляли и будут представлять особую тему для разговоров. Она даже, в какой-то степени, уникальна: абсолютно все говорят, кто, где и сколько берет, называются совершенно реальные цифры и «таксы» (но все это – лишь на словах); меж тем в средствах массовой информации чрезвычайно редко появляются материалы о данном «выдающемся» явлении, а о наличии каких-либо объемных публикаций или «брошюрных вариантов» я вообще молчу. Если что-то в газетах и появляется, то информация звучит примерно так: В таком-то месте в такое-то время при попытке получения взятки был задержан такой-то таким-то органом. И все, без каких бы то ни было подробностей. Вероятно, то, что относится к столь «щепетильной сфере», обладает высшей степенью конфиденциальности и секретности.
Освещение же взяточничества в образовательной сфере представляет собой, на мой взгляд, «Клондайк писательской мысли»; ибо об этом «шедевральном процессе» можно писать вечно. А какое количество нюансов и единичных эпизодов (очень своеобразных и необычных) оно в себе содержит!
Я, в свою очередь, давно мечтал написать целую книгу о взятках, где затронул бы, прежде всего, психологическую сторону этого явления. Всегда задавался вопросом: почему люди дают? И всегда приходил к одному и тому же ответу: без этого просто нельзя обойтись (в данном случае вполне уместна пословица – «не подмажешь – не поедешь»).
Похоже, в ходе написания настоящего исследования, опять-таки основанного на опыте практического наблюдения, моя мечта начнет постепенно сбываться. Я не рассчитываю создать бестселлер и обрести «грандиозную» славу. Хотелось бы надеяться, что моя книга поможет сделать некоторые правильные выводы и понимать лучше ситуации, в которых один предлагает, а другой – не отказывается.
Повторюсь: процесс дачи и получения взяток в области образования (в первую очередь – высшего) имеет свои отличительные особенности, а также правила и, не удивляйтесь, законы. При их неукоснительном соблюдении шансов «попасться» у тех, кто дает и берет, ничтожно мало.
Сразу же прошу об одном: не рассматривайте ни в коем случае мое исследование как пособие или рекомендации по вопросам, что следует и не следует делать. Это – лишь наблюдение и анализ того, что встречается сплошь и рядом.
Общаясь довольно долго и часто с различными людьми, я замечал, что мои собеседники так и не смогли сойтись в едином мнении, что есть «взятка». С коллегами проводились неоднократные дискуссии по поводу и без повода, в результате чего кое-что прояснилось. Именно с этого я и начну «повествование».
1. Определение взятки Термин «взятка», по моему личному убеждению, имеет массу определений (всяких и разных). Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.
Согласно статье 290 Особенной части Уголовного Кодекса РФ взятку следует представить в виде «денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если … оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям…» (переводя данное определение на «язык образования», получается следующее: студент (-ка) дает преподавателю (чаще всего – деньги) для того, чтобы он поставил зачет или оценку на экзамене ему (ей) и тем лицам, насчет кого они также договариваются).
Следующее определение достаточно распространено и широко известно в преподавательских кругах: «Все то, что можно съесть и выпить, взяткой не считается». В данном случае речь идет о так называемой «пакетной коррупции» (придумано мной – А.М.).
Есть еще одно, носящее шуточный характер и которое не следует воспринимать всерьез: «Взятка до 100 долларов США – это не взятка, а устная благодарность».
Плюс ко всему хочу добавить от себя определение взятки, с научной точки зрения пытаясь его объяснить.
Итак, на мой взгляд, взяточничество (т.е. сама дача взятки) в образовательной области относится, во-первых, к сфере услуг, во-вторых, порождает определенные обязательства у «принимающей» стороны.
Еще древнеримские юристы в свое время обозначали обязательство тремя составляющими: дать, сделать, предоставить (как вариант – нести ответственность). Чуть позже добавилось еще одно – выполнить. В моем понимании: преподаватель, беря взятку, должен – 1) предварительное – дать слово, что все будет именно так, как договорено; 2) основное – сделать так, чтобы все заранее обговоренные оценки были выставлены; 3) дополнительное – предоставить гарантии исполнения взятого на себя обязательства в случае возникновения непредвиденных ситуаций. В конечном итоге все сводится к одному: «баланс интересов» (придумано мной – А.М.) должен быть неукоснительно соблюден.
Только так преподаватель получит весомый довесок к зарплате, а студенты без дополнительных забот и хлопот «избавятся» еще от одной «неудобной» учебной дисциплины.
2. Для чего дают взятки? Примерная мотивация людей в обычной повседневной жизни: я дам взятку для того, чтобы:
1. Побыстрее получить необходимые справку или документ, не стоя в очередях;
2. Получить разрешение на какой-либо вид «прибыльной» деятельности, не совершая длительных «вояжей» по инстанциям;
3. При занятии предпринимательством – без хлопот сдать отчетную документацию;
4. Узнать необходимую информацию (иногда – конфиденциальную) по интересующему вопросу;
5. Заручиться поддержкой «вышестоящего лица» для решения каких-либо могущих возникнуть проблем в ближайшем будущем.
В общем, случаев очень много, и я не преследую цель упоминать обо всех них.
В образовательной сфере дела обстоят проще, так как цели предельно ясны и четко выражены, а действия носят продуманный и решенный характер.
Кроме того, в процессе всегда наличествуют два субъекта (иногда – более): «дающий» - из среды студентов или посредник, «берущий» - преподаватель.
Примерная мотивация «дающего»: я даю взятку с целью:
1. Не сдавать обозначенную учебную дисциплину вообще (постоянно);
2. Попытаться договориться о снисхождении на экзамене (редко);
3. Купить «эксклюзивную» учебную литературу и получить нужную оценку без проблем («скрытая» форма взятки);
4. «Подставить» преподавателя, чтобы его «схватили за руку» («взятка с подтекстом» - для достижения полного эффекта нужно спланировать и провести целую спецоперацию).
В данных ситуациях вырисовывается схема обмена: взятка > оценка.
И еще один нужный и своевременный нюанс: в образовании существуют три вида взятки – в натуральной форме (пакеты с коробками, бутылками и прочей снедью и деликатесами), в смешанной форме (вышеназванные пакеты плюс в них – определенная сумма в конверте), в денежной форме (наличные – либо напрямую, либо через посредника (посредников). В настоящее время в подавляющем большинстве случаев (независимо от статуса и престижности ВУЗов) практикуется именно денежная форма как самая эффективная и … простая.
Позволю себе помечтать: если когда-либо кем-либо будет опубликована работа, содержащая в себе хотя бы примерные расценки по отдельным учебным дисциплинам на различных факультетах различных высших учебных заведений г. Воронежа (и эта информация будет подтверждена или проверена), то автор «рискует» прославиться в веках, а его труд – обрести название «творение эпохи». Но замечу сразу же: такой материал собирается по крупицам, исследование приобретет за короткий срок скандальную известность, «писатель» же, несомненно, привлечет к себе внимание правоохранительных органов.
3. Способы дачи взятки Способов дачи взятки примерно столько же, сколько и форм самой взятки. Отличительной их чертой является то, что все они не отличаются оригинальностью и «творческим подходом», на редкость примитивны и грубы, явно просматривается их главная цель.
Я, в свою очередь, подразделяю способы дачи взятки на два вида – открытые и скрытые и две категории – дача с умыслом и дача без умысла. Далее постараюсь объяснить для вас, читатели, сущность и содержание приведенной классификации.
Основной целью дачи любого рода взятки является достижение предполагаемого и ожидаемого результата. Как выясняется, мало одного желания, нужно еще постараться сделать так, чтобы все получилось. И здесь все упирается, в конечном итоге, в подходящего исполнителя. А такие «таланты», как показывает опыт наблюдения, в подавляющем большинстве случаев просто-напросто отсутствуют. Вот и приходится всем остальным использовать по-прежнему старые, как мир, способы, при этом всенепременно скрещивая пальцы «на удачу».
Опишу вам вкратце «моменты», которые удалось непосредственно пронаблюдать в своей образовательной практике. Начну с так называемых «открытых» способов:
1. Перед «торжественной процедурой» принятия экзамена (после положенной «по регламенту» консультации) в аудиторию к преподавателю, остающемуся временно одному, входит человек (очень редко – двое и более), чаще всего – мужского пола (ибо мужчинам гораздо легче объяснить предназначение предлагаемого, и в их действиях отсутствует скрытый смысл и подтекст, если они, конечно, не основные участники спецоперации по взятию с поличным взяткопринимателя), с пакетом, который: а) молча оставляет у стола; б) держа в руках, вошедший начинает, волнуясь и заикаясь, излагать речь, из которой вскоре явствует, от лица кого он пришел и чего желает группа договаривающихся.
О реакции преподавателя читайте в следующих пунктах настоящей статьи.
2. В тех же самых условиях, приведенных выше, человек входит с конвертом, который может оставить на столе или попытаться положить его в ящик (если есть) стола, за которым сидит преподаватель. Иногда, для достижения большего эффекта, такие действия предпринимаются на глазах у всей группы или у тех, кто идет на сдачу экзамена в первых рядах.
3. Эта ситуация в некотором роде особенна, так как возникает нечасто, и может спровоцировать у преподавателя совершенно непредсказуемую реакцию. Она практикуется на заочном отделении: выбирается несколько женщин в возрасте, достаточно опытных, очень хорошо разбирающихся в психологии людей, располагающих к себе; обычно их – две или три. В аудитории, оставшись наедине с преподавателем, эта группа в ходе милой и непринужденной беседы пытается незаметно (или, по крайней мере, неявно) положить конверт с наличными в карман верхней одежды экзаменатора.
«Скрытые» способы дачи протекают по несколько иному сценарию:
1. Заинтересованные лица заранее караулят приезд преподавателя. Когда он только появляется, его «отлавливают» либо уже на пороге, либо в преподавательской, дав сначала возможность передохнуть и прийти в себя после дороги. Далее, под каким-либо предлогом, экзаменатор вызывается «наружу» и с ним пытаются завязать разговор на «заданную тему». Если преподаватель идет на контакт, то последующее общение происходит:
а) В аудитории, один на один. Обычно обговариваются все способы и схемы сбора и передачи денег и выставления оценок;
б) На улице (если позволяет погода). Там происходит то же самое, но гораздо проще; потому что не нужно опасаться, что разговор кто-либо услышит;
в) В специальных местах (где угодно – в туалете, спортзале, коридоре, преподавательской комнате и т.д.). Если «процесс переговоров» происходит в здании ВУЗа, то соблюдаются некоторые негласные правила: пониженный тон, общение намеками и догадками, неназывание вслух конкретных цифр, как условие – нераспространение содержания разговора.
2. Если преподаватель приезжает на несколько дней (по причине большого количества сдающих), то задача «дающих» максимально упрощается. В данном случае способов договориться великое множество (по отношению к экзаменатору: приглашение в кафе (ресторан, ночной клуб), вечерняя прогулка с вручением по ходу дела денежных знаков, приглашение на день рождения или какое-либо иное торжество, предоставление «во временное вечернее (а порой, и ночное) пользование» представительниц женского пола и т.д.
Это – лишь малая толика из того, что происходит на самом деле. И если обе стороны настроились во что бы то ни стало достигнуть желаемого без ущерба и каверз друг для друга, то вряд ли что-то им сумеет помешать.
4. Поведение «дающего» «Дающий» - это заинтересованное лицо, желающее или уполномоченное разрешить возникшую проблемную ситуацию с учетом интересов обеих сторон и стремящееся извлечь при этом для себя максимальную пользу. Исходя из данного определения, «дающий» выбирается из числа самих студентов либо определяется «независимый» посредник (получающий за услугу определенный процент), которому и поручается исполнение «деликатной» миссии.
Как показывает опыт наблюдения и общения, поведение и того, и другого особой оригинальностью не блещет. Правда, посреднику все же проще: в случае чего он может заявить: «а я здесь не причем, совсем здесь не причем». Я, со своей стороны, попытаюсь рассмотреть нюансы поведения каждого из них.
1) «Курсовой дающий». Обычно это – лицо инициативное, обладающее даже определенным авторитетом (характерно для заочного отделения) или талантом убеждения, считающее (и в этом должны быть уверены сокурсники и сокурсницы), что сможет найти общий язык практически с любым экзаменатором. В случае неудачи оно вполне способно открыто заявить: «Я сделал (-а) все, что было возможно, но не получилось». И курс, я уверен, такое утверждение примет к сведению.
«Выдвиженец» из студенческой среды идет на «церемонию» дачи взятки, преследуя несколько целей: а) получить оценку (желательно – как можно выше), не прилагая при этом ни моральных усилий и не неся материальных затрат (это вариант человека, действующего не из корыстных побуждений); б) при сборе денег для вручения экзаменатору постараться оставить себе как можно больший процент в случае, если тот удовлетворится обозначенной суммой; в) попробовать стать «подставной фигурой» (в обмен на обещание сотрудников из «органов» обеспечить ему на будущее беспроблемное обучение и «безболезненную» сдачу любой дисциплины либо в «родном», либо в каком ином ВУЗе) (на такой вариант, думаю, соглашаются считанные единицы).
«Примерные» мысли «дающего»:
а) Что подумает обо мне преподаватель и не «аукнется» ли мне его реакция?;
б) Побыстрее бы все закончилось; лучше, чтобы он взял…;
в) Что я скажу курсу, если не договоримся (если он не возьмет)?;
г) Я должен убедить «препода», чтобы он пошел навстречу… и т.п.
Одним словом, «дающий» - это тот, на которого «смотрит вся страна». Исходя из практики наблюдения, выяснилось, что «дающих» начинают «засылать» (на дневном отделении) уже с третьего курса.
2) «Сторонний посредник». Чаще всего – это лицо, кем-либо с курса приглашенное, отправляемое обычно группой лиц с целью достижения договоренности с экзаменатором. Посредник может быть заинтересован и не заинтересован в удачном конечном исходе. Его вполне можно использовать в качестве «подставы» для задержания преподавателя.
«Третий нужный», отправляясь «на дело», в свою очередь, преследует собственные меркантильные цели. Среди них: а) добиться благосклонности одной из (вероятно) знакомых девушек в обмен на благоприятный исход решения проблемного вопроса; б) по возможности выведать для себя какую-либо полезную информацию в ходе возможной беседы с преподавателем; в) оказывая услугу части курса. Преследовать чисто материальную выгоду и пр.
«Примерные» мысли «посредника»:
а) Возьму деньги и постараюсь «кинуть препода», «вогнав» его в определенные обязательства…;
б) Постараюсь «подружиться» с экзаменатором. Авось, когда-нибудь пригодится…;
в) На фига мне все это надо!? Главное, чтобы она согласилась…;
г) Мне все равно: получится или не получится договориться… и т.п.
Короче говоря, посредник либо преследует свои личные цели, либо с кем-то связан «тесными узами» (поэтому и старается), либо действует из интереса или в качестве «подставной фигуры».
5. Поведение «берущего» «Берущий» оказывается в гораздо более сложном положении, чем «дающий», ибо практически всегда вынужден сделать выбор: или не брать, или брать (но как?), чтобы не подвергнуться риску быть пойманным. В связи с этим все преподаватели четко делятся на две категории: 1) те, кто вообще никогда не берет и брать не думает (их – меньшинство); 2) те, кто брал, берет и будет брать в независимости от обстоятельств (их – большинство).
Каковы же всамделишные причины, побуждающие преподавателя начинать «брать»? Я изложу лишь некоторые из них, а вы вольны соглашаться или не соглашаться с ними.
1) Моральные человеческие установки (про людей «берущих» часто говорят, что у них нет совести – не буду спорить);
2) Низкая преподавательская зарплата (если не работать еще в 2-3 местах, то вряд ли на нее можно достойно жить);
3) Стремление самих студентов максимально облегчить себе жизнь при сдаче экзаменов (они сами будут изобретать способы, как быстрее договориться с идущим на контакт экзаменатором);
4) Извечное стремление человека получать, а не зарабатывать деньги (благо статус преподавателя в полной мере этому способствует) и др.
И еще: прежде чем начинать «брать», следует хорошенько подумать: а стоит ли?
6. Как избежать чрезвычайных ситуаций? Материя системы взаимоотношений «преподаватель – студент» (в нашем случае «берущий» - «дающий») чрезвычайно тонка, а в таком щепетильном и многообразном аспекте, как взяточничество, - тем более. На практике же наблюдается иное: студенты дают, а преподаватели берут (некоторые еще как берут!).
На контрольных формах сдачи учебных дисциплин чрезвычайных ситуаций может быть несколько: как по отношению к сдающим, так и по отношению к принимающему. Вот некоторые из них:
1. После ненавязчивого или навязчивого предложения «взять» преподаватель уходит в «глухую оборону» и курс сдает предмет (если он в нем «не соображает и плавает») «до потери пульса», являясь пред «светлые очи» экзаменатора порой до 5-8 раз (на моей памяти такое происходило два – три раза).
2. После принятия «дара, данайцами принесенного» преподаватель рискует практически сразу стать объектом интереса (и последующей разработки) со стороны «бравых парней» из ОБЭП. Тогда будет очень не смешно, и даже выступление экзаменатора в роли Цицерона не поможет.
3. Преподаватель может пойти на «нейтральный вариант»: весьма мягко, не обижая «предлагающего взять», отказаться от «подарка» и после проводить контрольную форму сдачи в виде официальной процедуры. В таком случае большей части курса придется серьезно попотеть, либо облагодетельствовать себя возможностью «лицезреть «принимающего» (может быть, и не раз) на пересдаче.
Мной приведено примерное описание ситуаций, встречающихся в преподавательской практике сплошь и рядом. Вот и остается у желающих решить проблему сдачи без проблем не так уж и много способов. Все они ясны, как «Божий день»: сдавать «собственной головой» (для многих - это непосильный труд: вдруг головка заболит или мозг перетрудится), надеяться на чудо (что экзаменатор смилостивится и поставит вожделенные «трояки» в честь какого-либо мифического праздника), или все-таки дать денег, сколько попросят, и не забивать себе голову всякого рода «раскладами». Как раз - таки в последнее все и упирается. У «народа» желание дать никогда не иссякнет, но никто не знает, как сделать это правильно.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Интересная статья, спасибо!
Пожалуйста! В ближайшем будущем будут ещё статьи под моим авторством.