Правовая культура и правовой нигилизм*: история и современность

Правовая культура к прошлом представляется в виде следующих этапов правосознания.
1. Мифологический
Он характеризуется мифологическим (традиционным) осознанием действия правовых норм, представлением себя (своего народа, семьи) в системе правовых отношений и за их пределами.
Данное правосознание можно с полным основанием считать архаичным, присущим доиндустриальному обществу. Оно характеризуется представлением народа о действии правовых норм, табуированных Богом и предками, в том числе и мифическими. За этими пределами находится вне правовая сфера.
На данном этапе исторического развития человечества архаичное общество, слабо связанное правовыми началами с внешним миром, не только не имеет представления о внешних правовых сферах, в том числе о необходимости считаться с правовыми традициями других народов, но и отрицает их, подчас в агрессивной форме.
Данный правовой эгоцентризм зачастую поглощает ростки гуманизма и
толерантности, обусловливает агрессивную, захватническую внешнюю политику,
пускай и осуществляемую весьма примитивными способами.
2. Философско-правовой
Для него характерно философско-правовое, позитивное осознание правовых начал и
их роли внутри и вне общества (государства). Наличие государственно-правовых
отношений, пускай даже на раннем этапе их развития, применительно к осетинам, отмечается нами еще до их официального присоединения к России.
Российская империя в те годы не представляла собой единое правовое поле, но в рамках государственных границ империи действовала так называемая множественная система права. Это
было вызвано исторической традицией собирания земель в состав империи, т. е.
естественно-историческим путем.
Образовалась уникальная по своей сути в рамках единого государства система применения различных норм права к различным категориям населения империи.
Вхождение в состав Российской империи позволило структурировать имеющуюся у них систему правовых отношений в соответствии с общероссийской. На примере обычного права осетин не
подтверждается тезис С.Б. Зиньковского о том, что традиционное право воспринимается населением, как «свое» в сравнении с «внешним» законодательством. Это обстоятельство в начале ХХ века отмечал видный представитель осетинской интеллигенции М. С. Туганов, писавший: «При
нормальном положении «адат» (обычай), как элемент низший, незаметным образом
должен был уступить место «закону», лежащему твердо на весах справедливости. Русский закон должен был явиться для горцев со всей их темнотой горнилом очищения для приобщения их к русской культуре». В данном случае речь шла об общеимперской, т. е. российской правовой
культуре.
В конце ХIХ века в осетинском обществе на смену отправлению судопроизводства по обычному праву приходят суды мировые и с участием присяжных заседателей. В условиях жизни народов
Кавказа ХIХ века суды как органы государственной власти играли важную роль в составлении представлений человека о правовой культуре.
Что же касается правового нигилизма*, то и в прошлом, да и сейчас, ему подвержены определенные слои населения, отрицающие позитивное влияние права на жизнь человека.
Чем ниже уровень правовой культуры, тем выше правовой нигилизм*, и наоборот.
В противодействии правовому нигилизму* недостаточно лишь правовое воспитание и образование. Большую роль здесь играет так называемая «социальная педагогика». Теория не должна разниться с практикой. Действенное правоприменение в соответствии с принципами законности – лучшее средство борьбы с правовым нигилизмом*.
Вы что нибудь поняли?))
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо за публикацию. Изложение четкое, логичное. Читается с интересом.
Спасибо! Очень приятно.
Так заумно написано, но интересно)
Спасибо за комплимент)))
Да!
Не должна но? ))
Расходится. Тут и проблема теории (не всегда верна) и проблема практики (ну сами лучше меня знаете). Поэтому теоретики тоже должны быть профессиональными. (камень в огород Думы)
Интересно, давно не читала ничего подобного. Вы меня приятно порадовали. Спасибо автору)