Апокалипсис школьный в действии... Окончательный «разгром» российского школьного образования
Проверка учителей
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор (РП), которая подчиняется Минобрнауки РФ намерена провести исследование компетенций учителей математики,
русского языка и литературы весной 2010 года.
В пресс-службе Рособрнадзора сообщили: «Уже в ноябре, мы проведем апробацию такого исследования на небольшой выборке. Затем будет проведено исследование, более широкое по выборке, в нем будут участвовать тысячи учителей. Мы надеемся, что выборка будет репрезентативной».
Поводом проверить учителей на то, знают ли они свой предмет или просто делают вид, что знают, послужил, по мнению ведомства, тот факт, что «ранее, в апреле-мае 2015 года, Рособрнадзор уже провел исследование уровня профессиональной подготовки учителей по другим предметам — истории и обществознанию (около 6 тысяч участников). Исследование показало, что в дополнительном повышении квалификации по работе с историко-культурным стандартом нуждается каждый четвертый учитель».
Какой удивительный факт!
Надо же, какой удивительный факт! Кто бы мог подумать? Пройдитесь в любой педагогический вуз и посмотрите, какую нищенскую зарплату получают преподаватели, включая профессоров и докторов наук, какая у них сумасшедшая нагрузка, какие «современные» технические и методические средства обучения имеются в их распоряжении. Сколько на них приходится никому не нужной и никем не читаемой писанины (школьных учителей это касается не меньше). А потом подумайте: кто пойдет туда учиться и кто там преподает? В лучшем случае энтузиасты, на которых еще как-то держится отечественное образование. Ну ладно — есть проблема: каждый четвертый учитель истории и обществознания не то чтобы не знает вовсе своего предмета. Он-де «нуждается в дополнительном повышении квалификации по работе с историко-культурным стандартом». Что это такое, не поясняется. Но даже если у вас возникает нужда восполнить что-либо — восполняйте. И повышайте дополнительно ваш загадочный «историко-культурный стандарт» сразу всем. Как это и было в советской школе, когда с методистом учитель общался чуть ли не каждую неделю.
Самое удивительное и главное
Самое удивительное и главное — еще никто в мире, включая концептуалистов и креаторов самого любимого в народных массах министерства, не знает точно ни критериев оценки, ни процедуры, ни задач и методов грядущего «исследования компетенции» учителей. А ведь это вам не проездной талон проверить. Есть какой-то загадочный и явно недоработанный «инструментарий». Однако мотив действительного повышения знаний учителей русского языка, литературы и математики уходит на какой-то второй или даже третий план, когда внимательнее вчитываешься в информационное сообщение, которым все-таки решились поделиться чиновники от образования. Зато, как дальше радостно сообщают в пресс-центре Министерства образования: «В ноябре текущего года планируется провести пилотное исследование для апробации инструментария оценки компетенций учителей. В нем примут участие, по предварительным оценкам, около 2 000 учителей из более чем 20 регионов России. Итоги будут анализировать до конца января следующего года, чтобы окончательно подготовить инструментарий к масштабной проверке весной». Причем проведут «пилотное исследование». Для этих благородных научных целей замучают 2 000 учителей, которым, заметим мимоходом, надо полугодие завершать. А потом быстренько-быстренько, как можно предположить, качественненько-качественненько, всего-то за полтора месяца доизобретут, доделают, доклепают «инструментарий к масштабной проверке весной». «Масштаб» весенней проверки представить просто страшно, если только сейчас для опытов возьмут целых 2 000 учителей. И что они там будут с ними делать, никто ведь точно не говорит. «Апробацию инструментария», дескать, будут проводить.
Дальше больше... Ладно! Хорошо! Выявили нерадивых, бездарных, невежественных учителей русского языка, литературы и математики. Таких действительно немало, к сожалению. Что вы дальше собираетесь с ними делать? Переучивать? Переквалифицировать? Ведь соответствующие институты, говорят, существуют до сих пор. Энергичнее вовлекать в деятельность методических объединений? Назначать им наставников? К тому же ведь сейчас каждые пять лет учитель должен проходить переаттестацию на подтверждение и/или получение следующей категории. А для этого нужно ох как немало сделать: пройти 72-часовые курсы, где не только рассказывают, но и спрашивают. Кстати, эти курсы де-юре бесплатные, а вот де-факто как кому повезет. Нужен семинар на аттестацию. Кроме того, следует представить массу документов: итоги сдачи ЕГЭ, олимпиад (да не школьных, а рангом повыше), список публикаций. Да много еще чего. Таким образом выявить незнаек невозможно? Почему? Тогда почему станет возможным выявить их в ходе еще не опробованного и до конца не придуманного «исследования компетенции»? И тогда зачем вся эта морока с аттестацией и категориями?
Очередное увольнение учителей
Кажется, ответ прост и лежит на поверхности: вся эта затея, плохо объяснимая, осуществляемая на скоростях большого адронного коллайдера, имеет одну цель: очередное увольнение учителей. И за счет этого некоторое повышение зарплат оставшимся счастливчикам. Опыт показывает: любая новация наших социально-образовательных и здравоохранительных властей заканчивается только этим — оптимизацией бюджета. Почему на сей раз должно быть иначе? Но здесь возникает другая проблема. А зачем проводить такие сложные манипуляции, придумывать «инструментарии», организовывать «апробации», исследовать «компетенции», если всех учителей — и особенно русского языка, литературы и математики — можно просто всех скопом выгнать. Ибо зачем они теперь-то нужны? Ведь параллельно Минобром на всеобщее обсуждение выносится Концепция преподавания русского языка и литературы в школах, которая напрочь лишит саму необходимость изучения школьниками этих предметов.
Мнение публициста Александра Привалова
По мнению публициста А. Привалова: «О результатах обсуждения говорить вроде бы рано: оно только началось; но основной его результат я возьмусь предсказать уже сейчас. Нас известят, что в горячих дискуссиях общество всесторонне оценило идею расщепления итогового экзамена по русскому языку на базовый и профильный уровень — и эту идею одобрило. Это будет исторический шаг. Только его пока и недостает, чтобы рядовая школа окончательно стала школой, где не нужно учиться… Что на самом деле будет значить расщепление итогового экзамена, легко видеть на примере математики. Этот обязательный предмет пошел по такой дороге годом раньше, и уже видно, к чему приходит. «Введение ЕГЭ лишило школу права оценивать успехи своих учеников: выпускной и вступительный экзамены слились, а точнее, второй поглотил первый. До последнего времени оставались два обязательных экзамена: математика и русский язык; по всем остальным школьным предметам чуть ли не официально разрешалось не учить и не учиться — это ничем и никому не грозило. С расщеплением экзамена практически необязательной становится и математика. "Базовый" уровень дитя сдаст в девятом классе, нимало не напрягаясь (для удовлетворительной оценки нужно решить три-четыре задачки на счет в пределах первой сотни), а потом перестанет даже и притворяться, что учит какую-то там математику. Теперь, боюсь, мы увидим то же самое и с русским языком. Даже нынешний экзамен по нему без труда сдает на тройку толковый дошкольник (подтверждения легко найти в рунете), а будущий "базовый" неизбежно будет еще проще». Поэтому, чтобы натаскать для «базового» уровня ЕГЭ школьника, или как там он будет теперь называться — «потребителя образовательных услуг», не нужно будет ни педвузов, ни институтов повышения квалификации учителей, ни заносчивых профессоров с академиками и их затратными академиями. А будущих учителей — или по-новому окрестить их «продюсерами образовательных услуг» — можно было бы подготавливать в Вооруженных силах, опять же и для синергии, и для пущей эффективности. И какая же от этого всего будет экономия!"
В Минфине сэкономленные средства будут считать
В Минфине сэкономленные средства будут считать — и смогут ведь и не пересчитать, как их будет много. А потом где-нибудь положат в тайном месте, чтобы ни одна сэкономленная копеечка не была ни на что потрачена. Вот тогда наступит настоящая монетарная красота! А русский язык? Ну, кому надо — пусть нанимает репетиторов и сдает «профильную» часть ЕГЭ, а потом поступает в тот несчастный десяток высших учебных заведений, которые еще останутся. «Расщепление ЕГЭ по русскому — это не только шаг к уничтожению школы, это способ уничтожить нацию, — грустно завершает мысль Александр Привалов. — Предложенная новация поставит крест на любых попытках выправить ситуацию с преподаванием русского языка и русской литературы. А ситуация уже просто опасна. Русский язык — это же не просто один из школьных предметов. Это хребет нации. От того, как мы владеем русским языком, зависит интеллектуальный уровень нации; от того, как мы учим русскому языку детей, зависит будущее нации, сама ее сохранность в будущем. Обеспечить Минобру возможность и дальше рапортовать о 98-процентном уровне освоения русского языка, притом что выпускники школ так и не будут уметь ни написать, ни даже понять два абзаца простого текста, — значит самим накликать национальную катастрофу. Ну и, конечно, эта новация добьет общеобразовательную школу, лишив ее последнего инструмента — последнего элемента обязательности в том, что она предлагает своим ученикам. Обучение в школе при полной ликвидации серьезных экзаменов даже и профанацией не назовешь»...

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Разваливают все наше образование.
Да где же разваливают то? Уже давно всё развалили!
Полностью согласна с автором статьи. Как Вы думаете, кому не нужны грамотные люди? Они не нужны безграмотным чиновникам, чтобы грамотные люди не тыкали в их ошибки, а безграмотных у нас полно и в Совете Федераций (Не понятно зачем он нужен.), и в Госдуме, и в правительстве. Когда слушаешь выступление многих, то приходишь к выводу, что многие из них закончили коррекционную школу для умственно отсталых. Как можно умудриться говорить 5 - 10 минут и ничего внятного не сказать? То ли они речь произносят, то ли кашу доедают?
А судьи кто? Для того, чтобы проверять, проверяющий должен быть компетентен. Как выяснить проверяющие имеют хоть лёгкое представление о сути исследования? И что будут делать с результатами проверок?
Мой сын заканчивает школу. И толи нам везло всегда.. я ничего плохого ге иогу вспомнить пол школу. Только хорошее.
Если поставить цель, то любого преподавателя (учителя) можно поставить на место с помощью этого экзамена: ведь далеко не все учителя могут решить олимпиадные задачи, ведь престиж профессии таков, что туда идут не самые успешные выпускники школ. Но это не означает, что учитель не справляется со своими профессиональными обязанностями. Я в свое время учила школьника, который всегда занимал 1 или второе место на городских олимпиадах, поступил учиться в МГУ. Я не считаю, что это моя заслуга. Даже будь он самоучкой, он смог бы многое освоить без помощи учителей. Но таких школьников за время моей работы был только один. Значит проверяющие могли бы сделать вывод, что я никудышний учитель.