Правовые акты Министерства обороны СССР и РФ 1977 и 2014 гг. о корабельном хозяйстве ВС
Все известные на сегодняшний день исследования, проводившиеся в сфере российского (в т.ч. советского) военно-морского флота, посвящены исключительно: различным военно-морским кораблям и их соединениям, тактике и стратегии военно-морских сражений и боя, детализированию конструкций отдельно взятых военно-морских судов, различного рода путешествиям российских военных кораблей, а также участию эскадр, флотов и флотилий в локальных и мировых войнах, имевших место в XVIII – XX вв. Вместе с тем, ни один из исследователей так и не удосужился обратить внимание на корабельное хозяйство, являющееся важной структурной составляющей Вооружённых Сил практически любого без исключения государства мира, имеющего выход в море (океан).
В настоящей статье хотелось бы некоторым образом восполнить исследовательский пробел посредством обращения к двум правовым актам – Приказу Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. № 105 «О введении в действие Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооружённых Сил СССР» [2] и Приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. № 333 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооружённых Силах Российской Федерации» [1] (далее – Приках 1977 г. и Приказ 2014 г.) и проведения их сравнительного анализа на предмет выяснения: следует ли считать Приказ 2014 г. более совершенным по юридической технике и содержательному наполнению касательно корабельного хозяйства по сравнению с Приказом 1977 г., и было ли целесообразным подменять один правовой акт (Положение) на другой (Руководство).
Обратимся сначала к анализу названий вышеуказанных правовых актов:
1) в первом случае это – Положение: организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами. Названные положения отражены в Преамбуле Приказа 1977 г. Здесь же можно констатировать, что Положение посредством предлога «о» отражает чёткий вектор направленности на искомый объект – корабельное хозяйство. Во втором случае это – Руководство: на наш взгляд, правовой документ практической направленности, регламентирующий отдельные стороны жизни, быта и деятельности структурного подразделения. В обязательном порядке следует отметить, что Преамбула у Приказа 2014 г. отсутствует: данный факт затрудняет первоначальное определение содержательного наполнения анализируемого правового акта. Здесь же необходимо заметить, что Руководство не содержит организационные моменты, поэтому вполне уместным кажется предлог «по», размывающий чёткость векторной направленности на интересующий нас объект – корабельное хозяйство;
2) в названии Приказа 1977 г. присутствует формулировка – «о введении в действие», в названии Приказа 2014 г. – «об утверждении». В данном случае, обе формулировки свидетельствуют о том, что и Положение, и Руководство являются актами правотворчества. В то же время, «о введении в действие» означает, что последние определяют порядок вступления в силу, а «об утверждении» – что акты правотворчества могут определять порядок вступления в силу правовых актов [3]. Налицо: в Приказе 1977 г. – императивное требование, в Приказе 2014 г. – вариативное требование;
3) в Приказе 1977 г. говорится «о корабельном хозяйстве Вооружённых Сил», в Приказе 2014 г. упоминается о корабельном хозяйстве в Вооружённых Силах. С нашей точки зрения, в первом правовом акте законодатель недвусмысленно фундаментировал норму о том, что корабельное хозяйство является неотъемлемой системно-структурной частью Вооружённых Сил. Во втором же правовом акте, складывается впечатление, законодатель говорит о корабельном хозяйстве как о своего рода «привнесённой» части в структуру Вооружённых Сил, что в корне неверно с позиции сущностной целостности «стержня» самих Вооружённых Сил.
Далее обратимся непосредственно к ключевому понятию «корабельное хозяйство», указав на ряд содержательных нюансов:
1) в Приказе 1977 г. – развёрнутое определение вышеупомянутого понятия, в Приказе 2014 г. – сжатое определение;
2) в Приказе 1977 г. наличествует уточнение «корабельное хозяйство кораблей», в Приказе 2014 г. – просто «корабельное хозяйство»;
3) в Приказе 1977 г.: корабельное хозяйство – это материально-техническая база; в Приказе 2014 г.: корабельное хозяйство включает в себя материально-техническую базу;
4) в Приказе 1977 г. «материальными средствами» именуются все виды вооружения, боевой и другой техники. В Приказе 2014 г. вооружение, военная и специальная техника именуются «материальными ценностями». По нашему мнению, на передний план должна выходить техническая, а не экономическая, суть вооружения (и различных его видов).
В конечном итоге, представляется, что корабельное хозяйство – это, всё-таки, материально-техническая база, основу (фундамент) которой составляют материальные средства (а не материальные ценности).
Чуть ли не первым положительным моментом в Приказе 2014 г. (Раздел II, п. 4) по сравнению с Приказом 1977 г. (Глава I, п. 10) представляется формулирование основных направлений развития и совершенствования корабельного хозяйства.
Наряду с вышесказанным, представляет определённый интерес структурно-содержательная схема исследуемых правовых актов Министерства обороны СССР (Российской Федерации). Хотелось бы обратить внимание на следующие особенности:
1. В Приказе 2014 г. на переднем плане – Планирование хозяйственной деятельности (Раздел II), в Приказе 1977 г. – Обязанности должностных лиц по руководству корабельным хозяйством (Глава II); планирование хозяйственной деятельности помещено в Главу III;
2. В Приказе 2014 г. обеспечение соединений (воинских частей) материальными ценностями осуществляется по схеме: номенклатуры Военно-Морского Флота (ВМФ): центр – флот (Каспийская флотилия) – соединение – корабль – боевая часть (подразделение) (Раздел III, п. 22). В Приказе 1977 г. обеспечение воинских частей и соединений материальными средствами производится по схеме: в Военно-Морском Флоте: центр – флот (флотилия) – военно-морская база – соединение – корабль – подразделение (боевая часть) (Глава IV, параграф 1, п. 227). На первый взгляд, схема – одна и та же. Однако, в Приказе 2014 г. законодатель намеренно (или по недосмотру) пропустил важнейшее звено – военно-морскую базу. Напрашивается несколько выводов: у России в настоящий момент отсутствуют военно-морские базы и законодатель не учитывает их появление в перспективном будущем; у России в настоящее время имеются военно-морские базы и они находятся словно на самообеспечении. Какой из выводов соответствует действительности – сказать сложно;
3. Представляется не совсем понятным помещение в Раздел V. Ротное хозяйство Приказа 2014 г. подраздела «Особенности размещения личного состава на кораблях» (п.п. 115-123), в то же время как в Приказе 1977 г. размещение личного состава на корабле регламентируется Корабельным Уставом Военно-Морского Флота (Глава VII, параграф 5, п. 637);
4. Как выясняется, в Приказе 2014 г. на передний план выдвигается хозяйственная деятельность, носящая общий характер и имеющая, как кажется, опосредованное отношение к непосредственно корабельному хозяйству. В Приказе 1977 г. на переднем плане – а) обязанности должностных лиц кораблей Военно-Морского Флота; б) организация и ведение именно корабельного хозяйства (а не «расплывчатой в формулировке» хозяйственной деятельности). Содержательное наполнение Приказа 1977 г. представляется гораздо более обоснованным и соответствующим сложившейся в то время реальности, поскольку корабельное хозяйство не возникает само по себе, прямое участие в его формировании принимают как личный состав кораблей, так и соответствующие должностные лица;
5. Среди должностных лиц кораблей Военно-Морского Флота перечислены:
а) в Приказе 2014 г. (Раздел Х): командир корабля (п. 287); старший помощник командира (п. 288); заместитель командира по работе с личным составом (п. 289); помощник командира (по снабжению) (п. 290); командир боевой части (начальник службы) (п. 291); начальник группы продовольственного снабжения (п. 292); начальник группы общевойсковых видов снабжения (п. 293); начальник медицинской службы (п. 294); старший баталер (п. 295); главный боцман (боцман) (п. 296); флагманские специалисты соединения кораблей (п. 297);
б) в Приказе 1977 г. (Глава II, параграф 6): командир корабля (п. 97); помощник командира (по снабжению) (п. 98); командир боевой части (начальник службы) (п. 99); офицер по снабжению (п. 100); начальник медицинской службы (п. 101); старший баталер (п.п. 102-103); флагманские специалисты соединения кораблей указаны в отдельном параграфе 9 (п.п. 154-155). Кроме того, на наш взгляд, особого внимания заслуживает параграф 9 «Обязанности должностных лиц соединения кораблей и береговой (плавучей) базы соединения кораблей Военно-Морского Флота по организации и ведению корабельного хозяйства» Главы II (который отсутствует в Приказе 2014 г.).
На основании вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
-введение в Приказе 2014 г. должности «заместитель командира корабля по работе с личным составом» представляется обоснованным и необходимым;
-введение в Приказе 2014 г. должности «главный боцман (боцман)» также представляется обоснованным (отчасти – в связи с организацией деятельности кают-компании мичманов и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (п. 296));
-отсутствие в Приказе 2014 г. соответствующего Раздела (подобного параграфу 9 Главы II Приказа 1977 г.) представляется существенным упущением со стороны законодателя.
Таким образом, в настоящей статье был проведён сравнительный анализ ряда положений двух правовых актов Министерства обороны СССР (Российской Федерации) – Приказа от 22 февраля 1977 г. № 105 и Приказа от 3 июня 2014 г. № 333. Необходимо признать, что Приказ 2014 г. значительно уступает Приказу 1977 г. в качестве юридической техники и содержательного наполнения касательно корабельного хозяйства, и совершенно не представлялось целесообразным заменять один правовой акт (Положение) на другой (Руководство).
В заключение, хотелось бы внести предложения по совершенствованию содержательно-структурной части ныне действующего Приказа 2014 г.:
1) изменить название, изложив его в следующей редакции: «О введении в действие Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооружённых сил Российской Федерации»;
2) ввести Преамбулу, в которой будут охарактеризованы ключевые содержательные положения Приказа;
3) изложить понятие «войсковое (корабельное) хозяйство» в следующей редакции: «Войсковое (корабельное) хозяйство воинских частей (в т.ч. входящих в состав соединений), воинских частей специального назначения, кораблей, судов, складов, баз, арсеналов, военно-медицинских учреждений, предприятий и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации представляет собой материально-техническую базу, включающую в себя следующие материальные средства: различные виды вооружения, военной, боевой и специальной техники, ракеты, боеприпасы, ракетное топливо, горючее, смазочные материалы и специальные жидкости, продовольствие, вещевое, инженерное, химическое имущество и другие материальные средства, используемые для удовлетворения потребностей Вооружённых Сил Российской Федерации в мирное и военное время, объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения и учебно-материальной базы боевой подготовки и политической работы»;
4) ввести следующую структуру изложения положений и норм: глава, параграф, пункт;
5) изложить Раздел II. Планирование хозяйственной деятельности в следующей редакции: «Глава II. Обязанности должностных лиц в сфере организации и ведения войскового (корабельного) хозяйства»;
6) изложить Раздел III. Ведение хозяйственной деятельности в следующей редакции: «Глава III. Планирование, организация и ведение войскового (корабельного) хозяйства»;
7) ввести в новообразованную Главу II отдельный параграф «Обязанности должностных лиц соединения кораблей и береговой (плавучей) базы соединения кораблей Военно-Морского Флота по организации и ведению корабельного хозяйства».
Список литературы
1. Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооружённых Силах Российской Федерации: Приказ Министра обороны Российской Федерации: принят 3 июня 2014 г. № 333 // Российская газета. – 2014. – 31 декабря (№ 299).
2. О введении в действие положения о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооружённых Сил СССР: Приказ Министра обороны СССР: принят 22 февраля 1977 г. № 105: Утратил силу на территории Российской Федерации с 21 сентября 2004 г. в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2004 г. № 293. Документ опубликован не был. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru
3. Козулин А.И. Нормативные правовые акты и иные акты правотворчества. / А.И. Козулин. – Режим доступа: URL: http://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2001/14.pdf