Кто такой потребитель?
Потребитель. Кто это такой?
После того, как юридическая категория «потребитель» была выделена отдельно, правовой статус гражданина обозначился окончательно. Потребитель – это тот, кто совершает покупку или пользуется услугой.
Потребители обладают собственными правами и обязанностями. Это защищает их интересы, если продавцы и изготовители совершают неправомерные действия в их сторону. Также, в случае спора помогают определить кто прав, а кто виноват.
В данной статье предложены типовые способы, помогающие решить различные юридические вопросы, конечно, у каждого случая свой уникальный характер.
В нашей стране существует Закон о Защите Прав Потребителей (или Закон о ЗПП). Данный закон специализируется на взаимоотношениях тех, кто покупает и тех, кто продает. Кто же такой потребитель согласно букве закона?
Что нам говорит по этому поводу законодательство?
Преамбулой Закона о ЗПП, устанавливаются однозначные определения; потребитель – это лицо, в намерение которого входит приобретение или заказ товара (работы, услуги), либо тот, кто уже что-либо приобрел, заказал.
Услуга, товар или работа должны приобретаться для личных нужд, которые не приносят прибылей, не связаны с предпринимательством.
Исходя из вышеизложенного, потребителя можно выделить по признакам:
1. Гражданин или организация, покупающая определенный вид товара, подобные отношения регулируются в общегражданском порядке.
2. Не любой человек, который просто идет по улице, может превратиться в потребителя. Чтобы это произошло, необходимо чтобы в его намерения, входило приобретение того или иного товара, либо он его уже приобрел. Именно в этот момент человек и получает данный правовой статус.
3. Важное отличие заказа предпринимательского от потребительского это мотивация. В том же законе указано прямым текстом, что использовать, услугу или другие объекты необходимо исключительно для собственных нужд.
Объект отношений
Разобравшись с понятием потребитель, нужно понять, что является объектом возникших отношений.
В законе о ЗПП имеется строгая классификация, существует всего три объекта – товар, услуга и работа.
Товары (в определении Госстандарта 51303-99) – это любые вещи, с неограниченным законодательством оборотом. Право собственности на товары переходит с заключением договора купли-продажи.
Услуги – это чаще всего нематериальные результаты возмездных трудов, которые состоят, хотя бы, из одного действия.
Работа – это определенный вид деятельности, который направлен на создание благ, или для удовлетворения потребностей.
Виды и группы потребителей
Покупатели, равно как и приобретатели услуг классифицируются по различным основаниям. Основное деление будет зависеть от той сферы, к которой будут принадлежать объекты отношений.
К примеру, сфера ЖКХ, в момент подключения электроэнергии. Сфера розничной торговли, в момент совершения покупок в магазине, транспортная сфера, в момент поездки в автобусе.
Необходимо отметить, что помимо Закона о ЗПП отдельные сферы регулируют, многие узкоотраслевые Федеральные Законы и Подзаконные Акты.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: