Стратегия формирования идентичности человека в современном обществе
В обществе на современном этапе развития, подвергающемся поистине глобальным трансформациям посредством экономических, политических и социальных процессов как внутри самого социума, так и на уровне отдельно взятого индивида, складываются специфические условия, влияющие на динамику формирования идентичности человека.
Выделим несколько наиболее значимых факторов, характеризующих специфику формирования идентичности в нынешнем, информационном, обществе:
-во-первых, стремительное развитие и распространение средств информатики, информационных и коммуникационных технологий;
-во-вторых, отказ от прежней и складывание новой социальной стратификации;
-в-третьих, актуализация проблем поиска (как личностной, так и социальной) идентичности, т.е. вариантов и направлений ценностного и культурного самоопределения;
-в-четвёртых, аккумулирование защитных реакций в условиях не-прерывных и масштабных изменений всё более и более приобретающего глобальный характер современного общества, новый уклад которого кардинальным образом изменяет привычный образ жизни и деятельности практически всего населения нашей планеты. По нашему убеждению, такие перемены человек с морально-психологической точки зрения так и не может до конца осознать и, соответственно, наиболее безболезненно приспособиться к ним.
Поскольку в настоящее время всецело доминирующим представляется информационное общество, то, следовательно, чрезвычайно актуальной становится рефлексия проблемы идентичности человека в его условиях. С точки зрения М. Кастельса, в мире, пронизанном глобальными потоками богатств, власти и образов, поиск идентичности, коллективной или индивидуальной, приписанной или сконструированной, становится фундаментальным источником социальных значений.
Следует заметить, что большинство философов придерживается единого мнения: человек нуждается в идентичности; последняя же, на наш взгляд, как и любое другое личностно-социальное явление, должна испытывать состояние кризиса, ибо он, пусть даже протекая в самой болезнен-ной или разрушительной форме, в конечном итоге, всё равно способствует поиску и обретению новых образов, факторов и условий идентичности.
Перечислим наиболее вероятные и реализуемые на практике мероприятия в контексте формирования идентичности человека, могущие при условии их рационального и своевременного применения дать некоторые положительные результаты:
I. Существенное изменение информационно-технологической концепции развития общества. Для того чтобы информация всё-таки приносила не вред, а пользу, необходимо: 1) упорядочить её содержательную сторону: например, подавать новости отдельными тематическими блоками, чтобы зритель или слушатель, в первую очередь, улавливали бы слово и его смысл, а не мелькающие без конца картинки и образы; 2) изменить новостной «ранжир», выносить на передний план сообщения не негативно-разрушительной, а, по крайней мере, чисто информативной или познавательной, тематики; 3) трансформировать интонационную направленность информации: излагать её именно в виде фактов, а не нагнетания страстей; 4) исключить эмоционально-личностную составляющую при трансляции вербально-информационных сообщений средствами массовой информации;
II. Запрет на пропаганду национальной или личностной исключи-тельности, что формирует искажённую картину восприятия человеком самого себя, других людей и самого общества;
III. Постановка во главу угла в стратегиях развития различного рода микрогрупп, коллективов и мини-сообществ установки на как можно более широкое и бескорыстное общение людей – «единиц», составляющих целый «организм», – между собой, углубление и расширение не только деловых, но и межличностных взаимоотношений;
IV. Препятствование всеми силами и средствами политике, направленной на отрыв индивида от общества, формирование класса людей – «изгоев», «отчужденцев», так называемой «касты отверженных»;
V. Введение прямого запрета на противопоставление социума формирующим его индивидам. Человек должен быть уверен в том, что общество всячески помогает и способствует ему в реализации себя как полно-ценной личности, а каждый в ответ должен облагораживать его, внося свою долю позитива в его содержательное существование;
VI. Внедрение в сознание человека устойчивого постулата о том, что он одновременно является как индивидуальным, так и коллективным субъектом. Это, на наш взгляд, ни в коей мере не приведёт ни к раздвоению личности, ни к мучительности выбора между двумя ипостасями;
VII. Более совершенное использование сети Internet. Необходимо создавать реальные возможности с помощью информационных ресурсов для овладения глубокими, фундаментальными (пусть, для начала, и носящими исключительно теоретический характер) знаниями, полезно-практическими умениями и навыками, необходимыми для начала или совершенствования собственной профессиональной деятельности;
VIII. Коренная смена навязываемой извне системы псевдоценностей. Необходимо осуществить постепенное плавное возвращение к культивированию присущих исключительно российскому обществу исконных позитивных традиций, обычаев и установлений; активно пропагандировать (как на высшем государственном, так и на местном уровнях) идеи добро-соседства, сотрудничества, взаимоуважения, взаимопомощи, исключения насилия в какой бы то ни было форме.
Думается, что все вышепредложенные направления и мероприятия в рамках реализации стратегии поиска и обретения идентичности в современном информационном обществе способны сконструировать некую новую её модель, которая, преодолев затянувшийся кризис, станет вариативно-устойчивой, гибко (или пластично) функциональной моделью взаимоотношений человека с самим собой, с другими, с социумом.
считаете ли Вы себя ЛИЧНОСТЬЮ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо за публикацию очень интересная статья.