Влияние международного экономического кризиса на развитие предпринимательства в России
Краткое содержание :
Годы золотые
В течение определенного промежутка времени до экономического кризиса 2014 года в Российской Федерации наблюдался рост малого и среднего предпринимательства. До финансового потрясения общее число компаний данного сектора экономики составило более 2,2 миллионов, а индивидуальных предпринимателей насчитывалось почти 3,5 миллиона человек.
Всему приходит конец
Но положительные тенденции развития постепенно замедлялись в новой экономической обстановке. Проявившийся в России мировой финансовый кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого и среднего бизнеса.
Размер инвестиций упал на 24,1% в сравнении с докризисным периодом. В совокупности в государстве наблюдались негативные тенденции, которые нашли свое отражение в снижении доходов населения, росте цен на товары и услуги, а, как следствие, и уменьшении покупательской способности населения.
Базисом для возникновения кризисной обстановки послужило колебание между спросом и потреблением товаров, то есть происходит перепроизводство продукции по отношению к спросу, что, как следствие, ведет к снижению прибыли предпринимателей, сокращению рабочих мест и банкротству организаций.
На развитие малого и среднего предпринимательства влияют как внутренние, так и внешние факторы. К первым факторам относится сама деятельность внутри компании. Вторые же, по мнению Е.Е. Румянцева, оказывают большее воздействия на процесс формирования и реализации своего потенциала организаций малого и среднего предпринимательства. К ним относятся политические, технологические, географические и, конечно же, международно-экономические.
Приоритетной задачей государственных органов в данный период должна стать цель создания благоприятных тенденций для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства при создании экономических, социальных и правовых условий.
Несомненно, большое значение бизнеса в социуме неоспоримо, но реальные условия действительности угнетающи. Обстоятельства порой складываются не в пользу предпринимательской деятельности. Во-первых, темпы сбыта товаров значительно сокращаются, которые до недавнего времени успешно реализовывались. Во-вторых, дорогие товары и услуги становятся невостребованными из-за снижения платежеспособности населения. В-третьих, возрастают процентные ставки по кредитованию предпринимательства. В-четвертых, происходит завышение арендной платы и т.д. Все факторы в совокупности затрудняют развитие малого и среднего предпринимательства.
Роль государства
Ключевую роль в развитии бизнеса в кризисной ситуации, несомненно, играет государство. Государственная поддержка может осуществляться на основании:
1. издания федеральных законов для более детального урегулирования отношений в данном секторе экономики;
2. реализации государственных финансовых программ инновации экономики;
3. ежегодного издания приказов Минэкономразвития о предоставлении субсидий из федерального бюджета для поддержки малого и среднего предпринимательства;
4. разработки и реализации программ развития бизнеса на уровне субъектов РФ;
5. снижения налоговой нагрузки в виде предоставления дополнительных льгот субъектам малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса;
6. стабилизации валютной политики государства с целью предотвращения снижения рубля на международной арене.
Существенно пострадали в условиях кризиса предприятия турфирм, торговли и строительства. Так, например, в сфере туризма реализация услуг снизилась на 40–50%, что естественным образом послужило основанием банкротства порядка 20% компаний малого и среднего бизнеса. Снижение темпов развития рынка торговли и услуг в среднем по России достигло 15%, в строительной сфере банкротами объявили себя примерно 40% малых предприятий.
Несомненными «лидерами» оказались предприятия, ориентированные на услуги в области образования (ликвидация малых и средних организаций на 57,1%) и сфера здравоохранения и социальных услуг (36,7%).
Следует учесть тот факт, что в докризисный период данная область деятельности пользовалась огромным спросом у большего количества населения.
Последовательным намерением предпринимателей малого и среднего бизнеса стало принятие решения о выходе из данного сектора экономики с целью сохранения материальных ресурсов. Естественным образом оптимизация расходов путем снижения издержек привела к сокращению большого количества сотрудников малых и средних компаний. В официальном послании Национального института системных исследований проблем предпринимательства говорится о том, что занятость в малых и средних предприятиях сократилась на 5,4% после наступления экономического кризиса.
Что происходит в стране
На сегодняшний день сформировалась и успешно развивается общественная организация «Опора России», занимающаяся исследованием в области предпринимательства (антикризисный мониторинг). Прогнозирование осуществляется путем опроса предпринимателей. Данные исследования, опубликованные на 2016 год, говорят о следующем: треть коммерсантов были вынуждены воспользоваться заемными средствами с целью недопущения банкротства компаний, 28% субъектов предпринимательской деятельности были вынуждены сократить численность рабочих мест, 41% работодателей уменьшили заработную плату.
Из анализа полученных материалов следует, что кризис влияет на малый и средний бизнес в негативную сторону. Уменьшение количества рабочих мест ведет к росту безработицы в государстве, а понижение заработной платы приводит к сокращению доходов граждан.
Нельзя не отметить негативные тенденции во внедрении капитала в российский бизнес иностранными компаниями для развития своего малого и среднего предпринимательства в условиях финансового кризиса. Большое количество зарубежных организаций прекращают свою экономическую деятельность в России. Закрытие компаний непосредственно взаимосвязано с сокращением объема продаж, снижением выручки, неплатежеспособностью населения.
Опираясь на совокупность всех ранее вышеперечисленных и упомянутых факторов, у предпринимательства есть потенциальные перспективы развития при рациональном использование своих материальных ресурсов и целесообразном планирование стратегий деятельности. Со временем малый и средний бизнес, занимая пустые ниши рынка, может стать полноправным сектором хозяйственной структуры.