И снова: мошенники, телефон и банковская карта. Сбербанк удивил ! Реальная история.
Сколько уже информации выложено в интернет (и не только) по теме телефонных мошенников с банковскими картами и не счесть. Про это читал или слышал даже самый ленивый. Но, как много где указывается, фантазия злодеев безгранична. И вот один из реальных случаев с неожиданным концом.
Пострадавшая – девушка без юридического образования, вполне здравомыслящая, но с капелькой наивности и доверчивости, назовём её - Печалька.
Звонок с московского номера, негодяй представляется сотрудником отдела мониторинга безопасности Сбербанка – Алексей. Далее, стандартные клише о том, что: был несанкционированный вход в сбербанк-онлайн в последние 10 минут из другого региона, это вызвало подозрение, названы последние 4 цифры карты, попытка вывода средств на некую Елену Мартынову и озвучена сумма. Естественно, Печалька ничего не делала, адресата перевода не знает. Андрей великодушно сообщает о блокировке перевода и блокировке личного кабинета на 30 минут чтобы вернуть деньги на счёт. Сердобольно интересуется о возможной потере карты или оставлении в банкомате. Довод Печальки о том, что ей никаких СМС не приходило, легко парируется Андреем тем, что злоумышленники изменили финансовый номер сотового телефона, но сейчас Алексей «подвяжет» правильный номер (называет последние цифры сотового номера Печальки) и на него поступит СМС с номера 900 с кодом протекции на активацию учётной записи. Нужно будет произвести перерегистрацию личного кабинета в ближайшее время, изменить логин и пароль для входа. Далее, Алексей рассказывает, что займётся восстановлением платёжной системы пострадавшей и необходимо произвести идентификацию для восстановления доступа и отмены не совершаемых операций. Процедуру можно сделать двумя способами, строго по продукту банка: по номеру договора или по номеру карты. Печалька высказывает своё недоверие и скепсис к данной ситуации. Андрей уверяет в правильности действий и просит для идентификации всё же озвучить ему номер договора или номер карты. Печалька снова не доверяет. Андрей успокаивает, что только по номеру карты операции не выполняются и это нужно исключительно для верификации как клиента банка, для уверенности что это не третье лицо. Далее, Андрей рассказывает о том, что с номера 900 поступит СМС с новыми логином и паролем на перерегистрацию, под этими данными необходимо совершить вход и после этого можно их поменять на свои более удобные. Главное – чтобы новые не совпадали с предыдущими. Печалька снова не доверяет и говорит о мошенничестве. Но Алексей соглашается и сожалеет, что мошенничество только набирает обороты и они всеми методами пытаются с этим бороться, в том числе и с её помощью. Печалька хочет всё же подумать какое-то время. Но Алексей снова уверяет, что номер карты не является конфиденциальной информацией, так как карта передаётся третьим лицам в магазинах на кассах и информация заполняется при покупках в интернет-магазинах. Иной информации ему не нужно, ни CVV код, ни Pin. Только номер карты «чтобы перефицировать». Печалька высказалась о непосредственном посещении отделения Сбербанка для решения проблемы. Алексей высказывается о том, что «посетить отделение НАШЕГО банка вам придётся в любом случае», но сейчас для восстановления доступа и пользования счетами в полном объёме необходимо верифицироваться. Печалька вновь высказывает недоверие. Алексей говорит о том, что «если вы переживаете и нет карты в наличии (?), можете назвать кодовое слово» И тут Печалька с лёгкостью тут же называет своё кодовое слово. Алексей «проверяет» информацию и сообщает о правильности указания кодового слова и восстановлении доступа в ближайшее время. Алексей «подаёт» заявление на активацию платёжной системы, сообщает о том, что «отобразилось, что к личному кабинету НАШЕГО банка на ваши паспортные данные подвязаны карты сторонних банков», Алексей обязан на это отреагировать и направить информацию в эти банки, чтобы там провели проверку по этим счетам, т.к. они могут быть не в безопасности. Алексей узнаёт, имеется ли на карте другого банка доступная сумма для снятия или хищения, активен ли баланс по данному счёту и направляет заявку в сторонний банк.»
Далее, якобы сейчас будет звонок из другого банка так же для проверки.
Надо отдать должное удачному случаю в том, что кредитная карта другого банка не была активирована. Сотрудница другого банка около двадцати минут мучилась с Печалькой, но так ничего и не вышло. В итоге, телефонный разговор вновь перевёлся на Алексея. Далее он всё же сумел «развести» Печальку на скачивание программы, а далее осуществить денежные переводы с якобы ячейки банка на восстановленный счёт. В реальности денежные средства переводились на Яндекс-Кошелёк.
Печалька, всё же почуяв неладное и не бросая трубки побежала в ближайшее отделение Сбербанка, благо которое рядом. Там уже реальный менеджер отделения завершил разговоры с мошенниками параллельно успокаивая заплаканную в истерики Печальку. Кстати, разговоры Печальки с мошенниками длились почти час (!) и, Печалька сделала аудиозаписи этих разговоров. Тут же началась работа Сбербанка по факту мошенничества, обращение в полицию и в службы Яндекс-деньги.
Надо отдать должное Печальке, Сбербанку и полиции: работа велась оперативно.
А теперь немного волшебства.
На следующий день на телефон Печальки поступили неожиданные СМС сообщения о возврате денежных средств, переведённых накануне мошенникам. В полном объёме! Информация тут же была проверена и подтверждена.
Вывод
НИКОГДА, запомните, НИКОГДА и НИКОМУ не озвучивайте по входящему телефонному звонку, да ещё и с незнакомого номера личную информацию: ни номера карт, кодов и кодовых слов, полных ФИО, адресов прописки/регистрации, телефонов и пр. Мошенники невероятно циничные люди и прекрасно знают своё дело. При самом малейшем подозрении – незамедлительно вешайте трубку!
А чудесным образом возврат денежных средств скорее всего невероятным образом совпал с сообщениями в СМИ о массовой утечке личных данных клиентов Сбербанка. Видимо, Банк посчитал в данной ситуации, что лучше не доводить дело до судебных тяжб и вернуть денежные средства.
Желаю всем повышенной бдительности и полного отсутствия подобных ситуаций.
p.s. В одном Алексей точно был прав: Печалька посетила отделение Сбербанка в тот же час, когда произошёл звонок.
Заявление из полиции забирать не стали, т.к. факт мошенничества и преступных действий всё же имеется.
А Вас обманывали телефонные мошенники ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты