Перспективы развития криптовалюты в Российской Федерации
С точки зрения законодательства РФ, Bitcoin, как и другие криптовалюты, находится вне правового регулирования. Дело в том, что само понятие криптовалюты не поименовано в числе объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 ГК РФ [1], имеющих необходимую гражданскую оборотоспособность.
Хронологические рамки развития криптовалюты в Российской Федерации всего лишь чуть больше пяти лет. Вместе с тем, за этот временной период, думается, были заложены первоначальные основы будущего признания криптовалют, имеющих хождение на территории России, в статусе национальной валюты (как в Венесуэле) или альтернативного платежного средства (как в Японии).
С точки зрения использования потенциала рынка криптовалют для российской экономики отмечается ряд положительных моментов, таких как появление альтернативной системы международных банковских переводов, которая будет способствовать вытеснению долларов США из внешнеторговых отношений с крупными партнерами Российской Федерации посредством замещения их криптовалютой.
Кроме этого, при внесении соответствующих изменений в российское законодательство, инвестиции в российскую экономику могут достигать 10-20 млрд. Долларов США в год, создавая при этом квалифицированные рабочие места.
Однако активное распространение криптовалют на современном уровне развития информационных технологий несет серьезные риски экономике страны. К ним относятся: расширение возможностей по легализации капиталов, полученных незаконным путем; уход от налогов; потеря сбережений граждан, вложенных в криптовалюту, вследствие использования киберпреступниками мошеннических схем на крипторынке [6, с. 82].
Следует отметить, что в отечественной судебной практике по вопросу виртуальных средств сформировалась система прецедентов, решения по которым опираются на статьи 128, 140, 141 и 317 ГК РФ. В соответствии с ними, у криптовалюты нет правового положения ни объекта, ни средства платежа в сделках.
Вместе с тем, криптовалюта не выступает средством займа, а также не может рассматриваться в качестве вещи, которая определяется родовыми признаками, в силу того, что не выступает в качестве предмета материальной действительности.
Как следствие становится то, что у всех вариаций криптовалюты нет правовой возможности выступать предметом права, вследствие чего и как предметом обязательства. Все это приводит к тому, что отношения по поводу криптовалюты лишены правовой защиты [7, с. 189].
В то же время, особого внимания заслуживает инцидент, произошедший в марте 2018 года. Суд первой инстанции постановил, что криптовалюта не является имуществом, которое может быть рассмотрено как конкурсная масса, однако в последствии Девятый арбитражный апелляционный суд признал криптовалюту банкрота составляющей конкурсной массы должника, что подтверждает наличие у криптовалюты свойств объекта гражданских правоотношений. Суд обязал должника выдать финансовому управляющему ключи доступа к криптокошельку [3].
Принимая во внимание международные тенденции в развитии рынка мировых криптовалют, российский законодатель решил внести свою лепту в формирование правового регулирования «электронных (цифровых) денег», следствием чего стало поступление в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Законопроекта № 424632-7 [2]. В соответствии с данным законопроектом, в Гражданский Кодекс РФ будет внесен ряд понятий, одним из которых будет «цифровые активы», с помощью которых будут строится совершенно новые для российской экономики отношения.
Таким образом, в России криптовалютное регулирование (посредством норм гражданского законодательства) находится в стадии обсуждения. С одной стороны, Центральный Банк РФ и Министерство финансов РФ предлагают рамочное регулирование криптосферы, которое требуется для введения в правовое поле всех участников рынка криптовалют. С другой стороны, Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ) предложила свой проект, который опирается на малый и средний бизнес, предлагая ему определенные инструменты. Проект РАКИБ активно поддерживает российская Торгово-промышленная палата, предлагая в дополнение к существующим нововведениям осуществлять лицензирование криптоплатежей и обменных сервисов, внедрения мер по исключению анонимности [6, с. 83].
С точки зрения М.С. Казкеновой, на сегодняшний день существуют две формы законодательного регулирования оборота криптовалюты:
1. Доработка законодательства о национальной платежной системе и изменение отдельных моментов в действующих законодательствах: о платежной системе, лицензировании отдельных видов деятельности, налогового и банковского законодательства.
Необходима идентификация пользователей, майнеров, биржей, обменных пунктов и т.д. Зонами контроля должны стать обменные площадки и биржи, осуществляющие деятельность в соответствии и лицензией Банка России. Также должны быть разработаны четкие рекомендации по обналичиванию криптовалют, в соответствии с требованиями межправительственной организацией, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;
2. Разработка специального Закона «Об основах регулирования криптовалюты», с отражением законодательного определения криптовалюты, ее признаков, субъектов отношений, мер противодействия использования валюты в преступных целях [4, с. 86-87].
По мнению Т.С. Тищенко, возможно несколько вариантов для существования криптовалюты в России.
Первый – это официальный запрет Интернет-валюты, так как на сегодняшний день в России нет таких технологий и ресурсов для создания прочного фундамента для виртуальной валюты. Также тревогу не может не вызывать анонимность выпуска, высокая подверженность спекулятивным колебаниям, высокие риски в использовании и инвестировании. Однако законодателю нужно понимать, что криптовалюта – это не будущее, а уже настоящее объективное правовое явление, которое требует своего закрепления на высшем законодательном уровне.
Второй сценарий действий – это внесение изменений в ряд федеральных законов, либо создание отдельного Федерального Закона «О регулировании криптовалюты», о принципах действия, о разрешении использования криптовалюты, об определении субъектов и их средствах идентификации, а также допуск государства к контролю всех трансакций, осуществляемых с ней, т.е. придание ей юридического статуса, законного определения. Возможно, для упрощения последней цели, будет целесообразно осуществлять такие операции кредитным организациям, имеющим специальное раз-решение (лицензию) [8, с. 26-27].
Со своей стороны, разделяем позицию А.В. Куракина, Д.В. Карпухина и А.Р. Шилиной, согласно которой наиболее перспективными направлениями развития в перспективном будущем криптовалют в нашей стране представляются следующие из них:
1. Разработка Министерством финансов РФ совместно с Банком России Законопроекта «Об основах регулирования криптовалюты», в котором было бы законодательно определено понятие «криптовалюта». От этого зависят дальнейшие пути реформирования остальных отраслей российского права и самого законодательства. Например, если обозначить криптовалюту в качестве денег, то необходимо вносить изменения в законодательство о Банке России. Если же определить криптознаки как платежный инструмент, то изменений потребует законодательство о платежной системе. В законопроекте должны быть обозначены функции и полномочия органов финансового контроля и мониторинга в сфере виртуальных денег, а также ответственность за нарушение основных принципов применения криптознаков. К данным принципам должны относиться открытость участников транзакций, определение цели деловых отношений, недопустимость нелегального майнинга, эффективная защита информации от хакерских атак. Сама же суть криптовалюты, заключающаяся в отсутствии третьих лиц при совершении транзакций, должна остаться неизменной;
2. Предоставление руководства регулированием криптознаков Банку России, так как управление в указанной сфере полностью соответствует его функциям. Кроме того, могут быть созданы обменные сервисы, специализирующиеся на криптовалютах. Банк России и кредитные организации должны быть наделены полномочиями в сфере майнинга;
3. Создание в перспективном будущем официальной единицы криптовалюты на территории Российской Федерации, которая была бы не подвержена инфляции;
4. Признание криптовалюты одной из форм безналичного расчета; определение того, что курс криптовалюты не устанавливается Банком России; утверждение перечня операторов цифровых валют, т.е. регуляторов; размещение на официальном сайте Банка России курса криптовалют; обо-значение сферы использования криптовалюты, за исключением выплаты заработной платы и социальных выплат; утверждение надзорных требований Банка России; установление обязательного лицензирования бирж, обменных сервисов;
5. Обложение налогом не дохода, полученного от майнинга, как это происходит в США, а дохода, полученного на бирже. На наш взгляд, для России это наиболее эффективно, так как в случае налогообложения майнинга кредитные организации, его осуществляющие, могут уйти в теневой сектор, который и без того достаточно развит;
6. Разработка и последующая реализация на практике мер по защите прав потребителей, т.е. потребитель криптовалюты должен быть проинформирован о существующих рисках, в частности о том, что средства в криптовалюте не подлежат защите государственной системой страхования вкладов [5, с. 94-95].
В конечном итоге, следует признать, что гражданско-правовое регулирование оборота криптовалюты в России в настоящее время попросту отсутствует. Российские суды различных уровней и инстанций в подавляющем большинстве случаев не признают виртуальные деньги в качестве объекта гражданских прав, отказывая в защите прав на них в рамках гражданско-правовых отношений.
Однако, Российское государство осознает важность нововведений и движения вровень с наиболее развитыми в отношении регламентирования статуса криптовалют и осуществления их регулирования на законодательном уровне, результатом чего и стало внесение на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Законопроекта № 419059-7.
Литература:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть Первая: принята 30 но-ября 1994 г. № 51-ФЗ: в ред. от 18 июля 2019 г. // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; 2019. – № 29 (часть I). – Ст. 3844.
2. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах): Паспорт проекта Федерального Закона № 424632-7: внесен 25 депутатами Государственной Думы ФС РФ и членом Совета Федерации ФС РФ.
3. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2018 г. № 09 АП-16416/2018 по делу № А 40-124668/2017
4. Казкенова М.С. Криптовалюта: понятие, перспективы правового регулирования в РФ / М.С. Казкенова // Перспективы развития науки в со-временном мире: Сборник статей по материалам IV Международной науч-но-практической конференции: В 5 частях. – 2017. – С. 82-88.
5. Куракин А.В., Карпухин Д.В., Шилина А.Р. Проблемы правового регулирования использования криптовалюты в Российской Федерации / А.В. Куракин, Д.В. Карпухин, А.Р. Шилина // Современное право. – 2018. – № 1. – С. 92-97.
6. Лапина С.Б. Криптовалюта как один из способов вывоза капитала из России / С.Б. Лапина // Академическая мысль. – 2018. – № 3 (4). – С. 81-84.
7. Росляков А.А. Криптовалюта как объект современного российско-го права / А.А. Росляков // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2018. – № 4. – С. 189-191.
8. Тищенко Т.С. Криптовалюта как юридический феномен / Т.С. Ти-щенко // Фундаментальные и прикладные исследования: от теории к прак-тике: Материалы II Международной научно-практической конференции, приуроченной ко Дню Российской науки. Воронежский экономико-правовой институт, Баткенский государственный университет. – 2018. – С. 23-29.