Преимущества и недостатки онлайн-торговли
Выделим, в самом общем плане, преимущества Интернет-(онлайн-) торговли на современном этапе развития: а) удобство; б) возможность выбора способа оплаты; в) широкий ассортимент товаров; г) быстрая доставка; д) экономия времени; е) возможность покупки товара, не выходя из дома; ж) приобретение уникальных товаров за рубежом, которых нет в продаже в России; з) возможность для продавца открыть бизнес с минимальными затратами; и) простота и невысокая стоимость создания Интернет-магазина; к) экономия средств на рекламу, формирование офиса, установку оборудования, заработную плату, следовательно, снижение себестоимости товаров; л) право перехода на УСН для Интернет-магазинов [Климова Н.В., Саутченкова Ю.Н. Развитие Интернет-торговли в России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2015. – № 37-1. – С. 77-78].
Преимущества совершения покупок в системе онлайн-торговли
1. Экономия времени. Совершить покупку в интернет-магазине можно в любое удобное время, нужен только доступ в интернет. Процесс приобретения того или иного товара на сайте интернет-магазина занимает по времени не более 15-20 минут. Для осуществления покупки аналогичного товара в реальном магазине понадобятся некоторые временные затраты на дорогу до него и обратно;
2. Спокойные приобретения в праздники. Перед конкретными праздничными датами в обычных магазинах наблюдается резкая активизация спроса, носящего ажиотажный характер. Та же самое положение дел имеет место при очередях за каким-либо дефицитным товаром. В то же время, приобретая товар посредством электронных сетей, можно зарезервировать необходимое его количество за собой, совершить предварительную оплату и дождаться его получения в канун праздника;
3. Экономия финансовых средств. Часть интернет-магазинов устанавливает более низкие цены, по сравнению с обычными магазинами, на определенный модельный ряд техники бытового назначения. Вместе с тем, в них гораздо чаще проводятся различного рода мероприятия в виде акций, а также дни скидок;
4. Необычные приобретения. Есть небольшое количество интернет-магазинов, в которых можно приобрести необычные, редкие и очень красивые вещи, эксклюзив или изделия ручной работы, причем в обычных магазинах они появляются очень-очень редко или совсем не продаются;
5. Выбор способа оплаты. Распространенный способ оплаты товаров в онлайн-магазине – оплата товара наличными при доставке. Если нет такой возможности, то предлагаются другие способы: перевод через банковскую систему, оплата банковской картой, либо перевод денежных средств из электронных кошельков [Кащенко Е.Г., Мельникова С.А. Онлайн торговля как современный способ продаж / Е.Г. Кащенко, С.А. Мельникова // Вестник магистратуры. – 2015. – № 7 (46). – С. 68].
Недостатки совершения покупок в системе онлайн-торговли
Онлайн-торговля приобретает популярность у российских пользователей, однако не несёт такой масштабный характер, как, например, в Китае или в США. Эту обусловлено не только свойствами характера российских потребителей, но и особенностями доставки и оплаты товара потребителями:
-во-первых, немалую роль в ступоре развития онлайн-торговли в России играют особенности характера населения, ведь процесс заказа в России в большинстве случаев сводится к следующему: клиент находит необходимый ему товар на сайте какого-либо интернет-магазина, осуществляет заказ и сразу производит оплату банковской картой, и только после оплаты товар высылается клиенту. Так возникает недоверие к продавцу, выраженное в вопросах: «Вдруг товар не будет выслан?; Вдруг товар придёт ненадлежащего качества?», и, зачастую, данные опасения вполне обоснованы по причине большого количества нечестных продавцов, обманывающих потребителей и остающихся безнаказанными. Именно из-за проблемы недоверия к продавцу российская онлайн-торговля не развивается высокими темпами;
-во-вторых, процесс доставки товара очень «своеобразен» в России. Он не только очень продолжительный по времени, но и дорогой, если заказать быстрой доставкой. Для сравнения: бесплатная доставка по России осуществляется в пределах 3-5 недель. В США или Китае, в свою очередь, бесплатная доставка осуществляется за 2-4 дня, в зависимости от местоположения клиента, причём курьерской доставкой до дома. Платная курьерская доставка: в России такого рода доставка осуществляется за 3-4 дня и стоит порядка 800-1000 рублей, в США такая доставка осуществляется за один рабочий день и стоит около 10$: для потребителей США такого рода доставка является менее затратной, нежели чем для россиян.
Обратим внимание на одно немаловажное обстоятельство: в России очень часто теряются товары на пути от производителя (поставщика) к потребителю (покупателю). Для сравнения: в США или в Китае, в случае утери товара, страховые компании производят в кратчайшие сроки выплаты сумм соответствующего ущерба. Для потребителей услуг онлайн-магазинов в нашей стране основным сдерживающим фактором роста покупок в сети Интернет является вполне обоснованное опасение: заплатим предварительно деньги за выбранный товар, а потом можем его не получить [Уткина В.А., Емшанова Е.В. Основные проблемы развития Интернета и онлайн-торговли в России // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1032].
Таким образом, сформулируем общий вывод: что касается распространения онлайн-торговли в Российской Федерации, то она имеет большое количество положительных качеств, таких как огромный ассортимент, обычно цену, которая ниже рыночной, экономия времени. В настоящее время сформирована соответствующая законодательная база, регулирующая онлайн-торговлю, которая своевременно обновляется и корректируется. С точки зрения закона, покупка в Интернете ничем не отличается от покупки в обычном магазине. Потребители защищены государством в равной степени.
При всех «плюсах» такого вида покупок существует и много проблем развития интернет-торговли. К ним можно отнести недоверие потребителей к продавцу, слабое развитие почтовой и логистической системы, отсутствие в большинстве случаев возможности посмотреть товар перед покупкой, боязнь обмана при оплате товара. Зачастую эти факторы становятся препятствием для расширения клиентской базы Интернет-продавцов [Еременко А.П. Маркетинговая деятельность в сети Интернет в России. Сможет ли онлайн-торговля составить конкуренцию оффлайн-рознице? // Экономическое развитие стран Евросоюза и стран СНГ в условиях глобализации: Международный научно-практический конгресс: тезисы докладов. ISAE «Consilium». – 2013. – С. 33].