Актуальные проблемы организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью

308 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 4,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Наиболее актуальными проблемами организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью являются:

1. Отсутствие единой системы осуществления этого вида надзора в масштабах страны.

Прокуроры на местах остро нуждаются в установлении критериев оценки этой работы, обобщениях положительной практики, возможности сравнения с результатами работы коллег из других регионов и самое главное – в методических рекомендациях, основанных не только на собственном опыте проб и ошибок, но и централизованно обработанной информации, включающей оценку законности тех или иных вариантов решений, прошедших научный анализ и одобренных ведомственным руководством. От централизации и системности зависит оперативность внедрения положительного опыта;

2. Отсутствие четко сформулированных критериев оценки деятельности прокуроров, уполномоченных на осуществление надзора за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

До последнего времени остается открытым вопрос предмета и пределов прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Если предметом надзора является проверка соблюдения и исполнения закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, то, как тогда следует относиться к логике включения в обязанности уполномоченных прокуроров способствовать выполнению задач самой оперативно-розыскной деятельности?

Неоднозначное отношение вызывает вменение в обязанность уполномоченных прокуроров способствовать деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений вызвано опасением дезориентации прокуроров от задач по надзору за соблюдением законов к сугубо ведомственным задачам, при решении которых сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, иногда умышленно, допускаются нарушения законодательства с целью достижения требуемых показателей раскрываемости преступлений;

3. Отсутствие достаточно полных и подробно регламентированных полномочий у прокурора по осуществлению надзорных функций за исполнением законодательства об ОРД.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности был бы гораздо более эффективным, если бы прокурор был наделен большим объемом законодательно установленных полномочий при осуществлении данного надзора. К сожалению, в рассматриваемой сфере он не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих ОРД;

4. Ограниченность актов прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законодательства об ОРД и их низкая эффективность.

Сохранившийся арсенал средств воздействия на поднадзорные оперативно-розыскные службы, предоставленный уполномоченному прокурору, носит традиционный характер и формально выражен в трех составляющих: протест, представление и предостережение.

Отсутствие должной реакции на акты реагирования прокурора у поднадзорных служб вызвано рядом причин. Во-первых, многие руководители служб, осуществляющих ОРД, при обсуждении данного вопроса высказываются о ненужности прокурорского надзора, вообще считая его лишним, мешающим нормальной оперативно-розыскной деятельности, утверждая, что он, по сути, только подменяет ведомственный контроль. Во-вторых, у оперативных служб существует острая нехватка квалифицированных кадров.

В конечном счете, исполнению требований прокурора, которые содержатся в актах прокурорского реагирования, препятствует также наличие пробелов в ведомственной регламентации, поскольку ведомственные приказы по линии ОРД как МВД России, так и других правоохранительных ведомств не определяют механизма рассмотрения и реализации актов прокурорского реагирования.

Прокуратура как единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека, не всегда имеет возможность для своевременного реагирования на факты их нарушения зачастую в силу недостаточного законодательного регламентирования тех или иных сфер правоприменения либо в силу отсутствия необходимого объема полномочий.

Отсутствие четкой законодательной регламентации порядка и оснований проведения оперативных мероприятий, их чрезмерная засекреченность, невозможность исследования полного объема оперативных документов прокурорами и судом создают широкое поле для злоупотреблений, пресечь которые не всегда возможно.

Основные проблемы возникают при проверке обоснованности проведения того или иного оперативного мероприятия, соблюдения законности при его проведении и при определении пределов действий оперативных сотрудников с целью не допустить совершение последними провокации для достижения положительного результата.

Иными словами, проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, остаются спорными. Важнейшими из них являются:

1) нахождение предметов наблюдения в оперативно-розыскной деятельности;

2) консенсусы в законодательстве Российской Федерации и проблемы прокурорского наблюдения;

3) улучшение регулирования наблюдения прокуратуры за осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

4) правовые и информационные исходные положения наблюдения за оперативно-розыскной деятельностью и их исторический аспект [Батурин Ю.В., Кузнецов В.А. Некоторые вопросы прокурорского надзора за оперативно-разыскной деятельностью // Вестник Волгоградской Академии МВД России. – 2016. – № 1 (36). – С. 77].

В общем, можно констатировать отсутствие четкого механизма контроля за ОРД, ее законностью и обоснованностью, отсутствие механизма для безусловного установления нарушений.

4 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Финансовый эксперт Владимир Никольский
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 389
14.11.2019, 17:47
Москва

У вас прямо часть дипломной работы, интересно почитать. Проблем очень много и очень сложны для решения. Я еще не успел прочитать, попозже приеду домой с работы и более внимательно прочту вашу публикацию.

+1 / 0
картой
Ответить
DELETE

Вы угадали: это - и есть часть ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ, мной написанной... есть, конечно, и другие части.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Интересная информация. Могу подбросить Вам для научной работы, несколько проблем, о которых я не прочитал в статье.

1. Для надзора за ОРД, необходимы не только теоретические знания о методах и формах, и принципах ОРД, а иметь хотя бы параллельный опыт.

2. Вытекает из первого. В настоящее время, наблюдается низкий уровень сотрудников прокуратуры, как в целом, так и по линии ОРД. Причиной этого, на мой взгляд, создание в 2011 году СК РФ, когда из прокуратуры убрали функции следствия. Многие опытные следователи прокуратуры, работающие над уголовными дела при оперативном сопровождении (ОУР, ОБЭП, ОРБ и т.д.), знавшие об ОРД не по теории, перешли в СК РФ. За 8 лет, личный и качественный состав прокуратуры значительно снизился. Прокуратура, на основе моей практики с ними, ищет себе работу, чтобы показать, что они еще нужны. То они ездят по районам и фотографируют сосульки, то проверяют трудовые книжки, то законность и правильность начисление зарплат - и в 95% этого надзора приходится на госучреждения (детские сады, школы, колледжи и т.д.). Выполняют планы по штрафам для бюджета. Я не скажу за Воронеж, но в СПб - прокуроры районов, еще по возрасту и опыту отвечают уровню, но вот уже зам. прокуроров (часто люди 28-32 года. Без следственной практики, выходцы из помощников прокуроров, либо из других ведомств), а уже помощники прокуроров - это песня, девочки 21-26 лет, а каком там опыте и знании, может идти речь.

3. На мой взгляд, также достаточно существенная проблема, это отсутствие у надзирающих сотрудников прокуратуры, соответствующих форм допуска. Материалы ОРД носят гриф "секретно" и "сов. секретно", не многие прокурорские сотрудники имеют, оформленные надлежащим образом допуск.

4. Надзор за ОРД нужен и должен быть. Однако он должен осуществляться по одним принципам для всех субъектов ОРД и компетентными сотрудниками.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вы правы.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта.

Китай опубликовал проект правил, регулирующих использование человекоподобных систем искусственного интеллекта. Китай планирует ужесточить правила использования человекоподобного искусственного интеллекта,...

Женщина в жизни мужчины... какая она?

Здравствуйте, уважаемые друзья, подписчики и пользователи сайта 9111! Сегодня я немного поразмышляла: какая может быть женщина рядом с мужчиной... Когда женщина и мужчина начинают вместе жить,...
02:10
Поделитесь этим видео

Ведро с IQ: китайский ответ человеческой лени

Лень — двигатель прогресса. А ведь и правда, многие изобретения были совершены ради того, чтобы облегчить нашу с вами жизнь. Теперь разберемся, как это всё действует. Обычное мусорное ведро на колесиках,...
00:23
Поделитесь этим видео

Снежная зарисовка: Гея и задачи демографии

Вот наконец-то и в Воронежской области выпал снег. Правда, не очень много, но землю покрыл своим снежным покровом. В Москве снега значительно больше, и там уже начали лепить снеговиков и снежных баб.
00:57
Поделитесь этим видео

Почти миллиард за год? Что известно о заработке певца Вани Дмитриенко в 2025 году

В сети пошла новость о том, что певец Ваня Дмитриенко в 2025 году якобы заработал около 924 млн рублей. Журналисты утверждают, что молодой исполнитель провел 33 концерта, а гонорар за одно шоу — 28 млн рублей.
04:26
Поделитесь этим видео

Неужели 2 млн долларов - небольшая взятка?

Снова через трендовое имя "Игорь Краснов" наткнулась на дело А. Улюкаева. И снова на такую версию: не стал бы глава МЭР так нелепо подставляться из-за небольшой взятки...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы