Право получать доход с лысины есть только у обладателя этой лысины
Краткое содержание :
Когда для привлечения внимания покупателей к товару или услуге используется изображение голливудской звезды в витрине небольшого магазинчика, то навряд ли кто-то задумается о нарушении закона. Для знаменитости же такой маркетинговый ход только на руку – чем больше фанатов, тем лучше у неё идут дела в кинопроизводстве.
Другое дело, когда рекламный ход затронет интересы рядового гражданина, чей образ покажется дельцам выгодным. В погоне за прибылью редко кто из них задумается о нарушении прав граждан и негативных последствиях, пока сам задетый чужой наглостью человек не предпримет для своей защиты меры.
Неожиданная популярность
Так, жил себе ижевчанин спокойно, пока однажды не обнаружил свой портрет на сайте компании, оказывающей услуги по восстановлению и пересадке волос. Причём узнал он об этом не потому, что активно мониторил профильный рынок для своих нужд. В какой-то момент каждый знакомый при встрече стал непременно интересоваться успехами в его лечении.
Мужчина, чтобы убедиться, что всё происходящее ему не снится, сам зашёл на известный сайт. В разделе «Отзывы» он отыскал свою фотографию. Под ней красовалась рекомендация для будущих клиентов от имени «Николай, 61 год»:
«Облысение – моя давняя проблема. Я начал лысеть еще в 34 года. Сначала пытался бороться с выпадением и народными средствами, и по врачам ходил. Результата ноль. Недавно в передаче услышал о новых методах и решил попробовать. И не подозревал, что за несколько десятилетий медицина шагнула так вперед. Облысение остановили и запустили обратный процесс. Понемногу обновляюсь».
На память мужчина не жаловался. Он мог ударить об заклад, что в эту организацию никогда не обращался и разрешение на использование своей фотографии в Интернете никому не давал. Более того, до внезапно свалившейся популярности человек даже не подозревал, что отсутствие пышной растительности на его голове может быть кому-то так интересно, кроме него самого.
Мужчина понял, пока он каждый день имеет только испорченное настроение, его лысина кому-то приличный доход приносит. Гражданин решил куда-нибудь обратиться, чтобы всё прекратить.
Право человека на охрану изображения
Хорошие люди ему подсказали, что обращаться нужно в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России). Ижевчанин сразу же туда обратился. Но вскоре пришла отписка: «Изображение и информация под ним рекламой не являются, поэтому и правовые нормы о рекламе в данном случае не нарушаются».
Гражданина ответ не устроил. Чтобы призвать ведомство к ответу и остановить поток сомнительной для себя популярности, житель Ижевска обратился в районный суд. В доказательство своих доводов истец принёс в суд протокол осмотра страницы сайта, удостоверенный нотариусом, с приложением скриншота экрана. Но, несмотря на его попытки отстоять правоту в этом деле, суд первой инстанции занял сторону ФАС России.
Гражданин не растерялся. Вероятно, жить с чувством обманутости в его планы не входило. Усилия оправдались в Верховном суде Удмуртии. В апелляционном определении Судебная коллегия признала ответ антимонопольной службы незаконным и обязала её устранить допущенные в отношении гражданина нарушения прав и законных интересов.
Использование изображения человека, в том числе в коммерческих целях, должно осуществляться по общему правилу с его согласия в соответствии с п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ и ст. 9 Федерального закона о персональных данных.
Изображение ижевчанина признано позаимствованным в целях привлечения клиентов, нуждающихся в пересадке волос. А слова под фото, приведённые будто бы от его имени, являются прямым призывом граждан обратиться в клинику за услугой.
Представленная на сайте информация являлась ни чем иным, как рекламой. А рекламному лицу, в случае согласия на участие, труд принято оплачивать!
Для быстрого поиска информации подписывайтесь на авторскую рассылку.
Всем желаю удачи и скорого разрешения проблем!