Экзистенциализм -мостик между Верой и Коммунизмом?
Философия богата различными течениями, которые каждое по-своему пытаются определить и начало начал и роль человека в Мире и остальные вопросы бытия. Безусловно сильно повлиявшим на развитие философии вообще является такое направление, как «экзистенциализм».
Определяется это направление (как водится) различными его представителями немного по-разному, но в целом суть его сводится к философии существования и переживания в этом существовании (Объективная истина познается, а экзистенциальная истина должна быть пережита, её не познают, а переживают. Для этого требуется существовать, жить как личность и индивидуальность. А для этого, в свою очередь надо стать и личностью и индивидуальностью, для чего надо преодолевать самого себя и заложенные в человеке низменные инстинкты).
Экзистенциализм Сартра.
Полемизируя по вопросу относится ли этот самый экзистенциализм к гуманистическим направлениям философии и вообще человеческой мысли один из основоположников направления - Жан-Поль Сартр даже написал объемное философское эссе: «Экзистенциализм это гуманизм» еще на заре 20-го столетия, но мысли, изложенные в нем актуальны и сейчас, хотя бы потому, что они раскрывают само понятие экзистенциализма.
Уже в тот период времени философское направлению «экзистенциализм» в широких кругах публики часто обвиняли в открытии миру (широким массам) низости человеческой натуры и бытия (темной его стороны), что доказывает абсолютное непонимание широкой же публикой сущности этого философского направления. Данное направление не о низости человеческой натуры, а о преодолении всего темного, что в человеке заложено.
Для понимания сути «экзистенциализма» Сартру необходимо было раскрыть его базовые понятия, особенно понятие субъективизма. Субективизм понимался и понимается всеми представителями течения как христианскими (верящими в Бога, а есть среди них и такие) представителями течения, так и атеистами (не верящими в Бога) одинаково. Суть этого понимания в следующем: по мысли представителей течения, по-крайней мере одно бытие, а именно человеческое, предшествует возникновению сущности человека (вопреки утверждениям более ранних даже атеистических философских течений).
Человек сначала появляется (рождается) и существует, потом уже формируется как сущность (сформированная душа-кусочек Всемирной души или Атмана — но это уже из Индуизма) и это формирование определяется самим человеком, его каждодневным выбором и поведением.
При появлении на этот свет человек ничего из себя не представляет (нет заложенной, или предсуществующей идеи человека — вопреки утверждениям древних философов и церковников). Человек становится человеком лишь в процессе бытия и человеком таким, каким сам себя сделает (сформирует).
Ответственность каждого за самого себя и перед всеми.
Поэтому за каждый выбор человек ответственен, причем не только перед собой, но и перед всем человечеством, поскольку выбирая то или другое, человек проецирует последствия выбора не только на себя, но и на всех людей, так как человек, выбирая для себя всегда выбирает благо (не будет же он сознательно выбирать что-либо себе во вред), а значит это благо он распространяет на других.
При этом идея Всевышнего Божества даже не подлежит обсуждению, поскольку наличие Бога в указанных обстоятельствах и для указанной цели (формирования сущности человека самим человеком) ничего для человека не меняет в его выборе и ответственности.
Следовательно, «экзистенциализм», как течение выражающийся в открывающихся для человека возможностях самому строить себя и мир вокруг себя, но с безусловной ответственностью как за себя так и за всех людей, ни что иное как гуманизм.
Таким вот образом Сартр и объяснил суть течения и показал его гуманистическую направленность.
Экзистенциализм и к вере и к коммунизму.
Можно не соглашаться по поводу Господа и его роли в формировании сущности каждого человека (а человеку верующему-безусловно нужно не соглашаться с этим), но идея ответственности каждого человека за формирование самого себя, а значит и своей судьбы вполне согласуется и с христианством и с коммунистическими идеями. Поэтому абсолютно непонятно, почему даже само слово экзистенциализм было в Советский период ругательным. Может из-за его труднопроизносимости и даже соответствующих трудностей с написанием. Другого здравого объяснения нет. Да и не надо.
Формирует ли человек сам себя или это дано свыше?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: