Что делать если цена на ценнике одна, а в чеке другая? Советы юриста
На третьем курсе института, споминается, произошла со мной показательная история. При покупке бутылки какой-то газировки на кассе мне назвали стоимость рублей на 7 выше, чем та, которая была указана на ценнике.
Да, разница не существенна, и вообще не каждый даже обратит внимание на нее, но будучи студенткой юрфака мне было интересно, как можно развернуть ситуацию в свою сторону.
На вопрос, почему с меня просят денег больше, продавец ответила, что в зале идет переоценка, и они не успели еще поменять ценники. Но меня так просто не обманешь, статья 437 Гражданского кодекса РФ на тот момент мне уже была известна! О чем я и сообщила представителям магазина.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)
ГК РФ Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Правовой ликбез администрации торговой сети занял у меня минут 15, но газ. воду я приобрела именно по той цене, которая была указана на ценнике. Маленькая, но все же победа.
Суть в том, что ценник является, по сути, публичной офертой - предложением всем зашедшим в магазин покупателям заключить с магазином договор на указанных в ценнике условиях.
И даже если в ценнике по невнимательности укажут 4 ноля вместо 5, и холодильник стоимостью 100 000 рублей магическим образом станет стоить 10 000 рублей, продать его будут обязаны именно за 10 000 рублей и ни копейкой больше!
Прекрасно, если ситуация с реальной ценой обнаруживается до момента оплаты и выдачи чека. А что делать, если чек уже пробит на сумму отличную от ценника?
Алгоритм действий в данной ситуации должен быть следующим.
- Вряд ли продавец возьмет на себя ответственность самостоятельно решить вопрос продажи холодильника в 10 раз дешевле от реальной цены, но в устной форме обозначить свою позицию со ссылкой на ст. 437 ГК РФ необходимо.
- Затем срочно идите к месту выкладки спорного товара и фотографируйте ценник, пока его никто не успел заменить!
- Также сделайте видеозапись ценника, товара и стеллажа.
- Если в магазин вы пришли не одни – еще лучше, ваш спутник автоматически становится свидетелем происходящего, и в случае судебного разбирательства сможет дать показания в вашу пользу.
- Далее необходимо позвать администратора торгового зала и потребовать скорректировать сумму в чеке. В том случае, если устное требование остается без удовлетворения, берите листок бумаги и, не отходя от кассы, пишите претензию на имя продавца.
Наименование продавца списывайте из чека, в нем будет указана организационно-правовая форма и название общества, либо ФИО продавца, если он является индивидуальным предпринимателем.
Есть 2 варианта требований, которые можно заявить в претензии.
Первый вариант – со ссылкой на ст. 12 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель имеет право отказаться от исполнения договора, если продавец не предоставил полную информацию о товаре. В этом случае, продавец обязан будет вернуть уплаченные вами деньги, а вы – товар.
Второй вариант – пойти по пути взыскания неосновательного обогащения со ссылкой на ст. 1102 ГК РФ, в соответствии с которой, продавец обязан вернуть излишне полученные от вас денежные средства. Разница между ценником и оплаченной суммой по чеку и будет неосновательным обогащением продавца.
Но в случае судебного разбирательства велика вероятность того, что в данной ситуации суд встанет на сторону продавца.
Поскольку оплата товара по реальной стоимости будет свидетельствовать о том, что потребитель согласился с указанной ценой, а перед оплатой товара продавец довел до него информацию о цене. В данной ситуации нюансов много и все будет зависеть от конкретных фактических обстоятельств дела.
Беспроигрышным, конечно, будет вариант под номером один. Спорная ситуация скорее всего разрешится уже на этапе предъявления устной претензии на кассе магазина.
Но если продавец окажется крайне упертым, возможно придется подавать исковое заявление в суд на основании п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей с требованием о расторжении договора купли-продажи товара и возврата уплаченных за него денежных средств.
Необходимо отметить, что обращение в суд восстановит ваши права, но вряд ли будет уроком для продавца. Обращайтесь в Роспотребнадзор, поскольку обман потребителей является административным правонарушением, и влечет наложение штрафа на магазин в размере до 50 000 рублей.
Один раз накажут, другой – глядишь, магазин станет внимательней относиться к подобным ситуациям.
Если понравилась статья - для распространения статьи внизу нужно нажать «Поделиться».
Благодарю за внимание!
5 главных плюсов и минусов оплаты покупок картой с кэшбэком, можно ознакомиться Подробнее ➤
Опасные SMS. Как работают мошенники, можно ознакомиться Подробнее ➤
Внимание - опасность! 8 мест, где не стоит расплачиваться банковской картой, можно ознакомиться Подробнее ➤
