Советы начинающему руководителю
Практически каждый может стать начальником, а вот стать хорошим руководителем — это тяжёлая работа. Руководитель должен понимать потребности и нужды каждого работника, уметь похвалить и уметь правильно наказать, в случае необходимости. Начальнику не достаточно быть просто профессионалом своего дела. Крайне важно стать для подчинённых, за которых он несёт ответственность, авторитетом. Нужно уметь налаживать отношения с незнакомыми людьми, а также поддерживать их с теми, с кем раньше работали на равных. Это задача не является непосильной.
Научитесь делегировать
Главная задача каждого руководителя — умело распределять полномочия между сотрудниками с учётом их потенциала. Далеко не каждый начинающий руководитель может правильно справиться с этой задачей, иногда перевешивает желание сделать всё собственноручно. Но поскольку масштаб деятельности руководителя сильно превосходит возможности одного человека, нужно научиться правильно распределять человеческие ресурсы и обязанности между сотрудниками.
У каждого руководителя есть свой стиль управления. Некоторые выбирают авторитарный стиль, некоторые — демократический. В основном это определяется направлением деятельности организации, хотя чаще — характером самого руководителя.
Три типа коллектива
Существует несколько проблем, при назначении на должность начинающего руководителя:
подчиненными становятся сотрудники, с которыми раньше работал на равных;
формируется собственная команда в соответствии с требованиями руководителя;
предстоит руководство незнакомым коллективом в новой организации.
Проще всего приходится начальнику во второй ситуации — подчинённые изначально воспринимают нового человека как лидера. В двух других ситуациях коллектив может воспринять назначение нового руководителя в штыки.
Советы молодому управленцу
Не стоит менять отношение к коллегам после повышения
Взобравшись вверх по карьерной лестнице не переставайте поддерживать дружеские отношения с сотрудниками, интересуйтесь их жизнью. Стоит давать подчинённым право на ошибку (нельзя контролировать каждый их шаг). При чрезмерном контроле в сотрудниках никогда не разовьётся чувство ответственности и желание проявлять инициативу. На работе вы всегда должны иметь авторитет, даже если за пределами компании вы являетесь лучшими друзьями.
Важный совет молодому руководителю — чётко определите свои функции.
Нужно разрабатывать для своих подчинённых такие задачи, которые смогут вызвать у них интерес и азарт. В этом случае руководитель не столкнётся с возражениями, а также с затягиванием сроков исполнения. Нужно объективно оценивать работу сотрудников. В случае успеха, подчинённого следует выразить ему благодарность, а может и выписать премию. Также не следует стесняться высказывать своё недовольство проделанной работой. Нужно быть для коллектива примером во всём: от стиля поведения до формы одежды.
Отношения с коллективом
Если вы пришли в компанию сразу на руководящую должность, то отношения с коллективом будет построить проще. Они изначально привыкли считать вас своим начальником (если вы заняли правильную позицию, конечно). Если же вас повысили в рамках своего отдела – всё гораздо сложнее. Ещё вчера вы обсуждали какой тиран ваш начальник, а сегодня вы и есть этот тиран. Вы знаете, что Леночка отпрашиваясь на собрание в школе – бегает на маникюр, что Денис играет в «танчики», как только дверь в его кабинете закрывается, что Ольга Олеговна не умеет сама делать даже ксерокопии и всегда кого-то просит… вы знаете слишком много.
Постарайтесь это всё забывать и начать строить отношения с нуля. Будьте строгим, но справедливым. Уберите все личные пристрастия, оцениваете исключительно профессионализм ваших подчинённых. Но о посиделках в баре придётся забыть.
Полезный совет для начинающего руководителя, пришедшего в новую компанию — не торопить события.
Для начала изучите корпоративную культуру, не бойтесь уступать сотрудникам в мелочах, прислушивайтесь к их мнению, ведь они работают тут дольше вас, избегайте конфликтных ситуаций и разногласий.
Профессиональные качества, опыт, увлечённость работой, порядочность, доброжелательность, способность к решительным действиям и коммуникабельность помогут вам завоевать уважение в новом коллективе. Один из главных советов для начинающего руководителя — вырабатывайте в себе лидерские качества, сделайте так, чтобы коллектив хотел за вами идти.
Всегда помните, что вас сделали руководителем не просто так. Коллеги, которые дольше в этом бизнесе, старше вас по званию и опытней рассмотрели в вас потенциал, поверили и вас и дали вас шанс.
