Екатерина
Екатерина Подписчиков: 8568
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9414

Что делать если обнаружили, что ваше фото и имя используют в рекламе в социальных сетях

1 541 дочитывание
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 138,88 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Использование в рекламе имени и фотографии человека без его согласия и согласия правообладателя фото является незаконным. В таком случае нарушаются требования закона о рекламе, исключительные права на фотографию и права человека, чье имя и изображение используются. Рассмотрим, какие законы регулируют подобные нарушения и что делать, если простое письмо с просьбой убрать фото или упоминание имени не возымело действия.

Авторские права фотографа

По закону размещать фотографии в рекламе разрешается только с согласия лица, которому принадлежит исключительное право на них:

самого фотографа;

фотостудии, в которой он трудится;

лица, которому фотограф передал такие права по договору.

Если, к примеру, новобрачные заказали съемку свадебного торжества и заключили договор, согласно которому фотограф отдает фото и все права на них молодоженам, распоряжаться судьбой фото могут только они. Фотограф в такой ситуации не вправе перепродавать фотографии или использовать их в других коммерческих целях.

Законом предусмотрены исключения, когда разрешение у правообладателя фотографий можно не спрашивать и достаточно просто указать автора.

Так, разрешено использовать фотографии:

Для личных целей. К примеру, поставить фотографию на рабочий стол ноутбука.

В информационных, научных, учебных или культурных целях. Возможно написание обучающей статьи и приведение в пример фото — учебная цель. Это вполне разрешается.

Библиотекам, архивам и образовательным организациям. Если распечатать фото и демонстрировать студентам в университете, закон при этом нарушен не будет.

В местах, открытых для посещения, где фотографии находятся постоянно. То есть там, куда любой человек может прийти и увидеть фотографию, например в парке, музее или на выставке. Таким образом, разрешено использовать фотографии, которые распечатали как плакат и повесили в Летнем саду или парке Горького.

Если это требуется для следственных действий или суда.

Всё это отражено в ст. 1273—1276, 1278 ГК РФ

Главное требование — не должна быть цель извлечения прибыли, иначе использование фотографий будет коммерческим и понадобится согласие на это.

Реклама же предполагает извлечение прибыли, поэтому в любом случае нужно получать согласие на использование фотографий. В противном случае правообладатель потребует удалить фото или компенсировать убытки и моральный ущерб.

Сноска на ст. 1252 ГК РФ

К примеру такая ситуация возникла в Горно-Алтайске. Фотограф сделал 12 фото на базе отдыха и отдал фотоаппарат представителю базы, чтобы тот посмотрел фотографии с компьютера. Через какое то время фотограф увидел свои работы в рекламе базы отдыха — согласия на это он не давал.

Суд обязал компанию выплатить фотографу 2000 рублей за моральный вред и компенсацию по 10 000 рублей за фотографию. Итого 122 000 рублей.

Охрана изображения гражданина

Использовать фото человека можно только с его согласия. Но закон предусматривает исключения.

ст. 152.1 ГК РФ

Общественные интересы. Разрешается использовать изображения для государственных, общественных или иных публичных целей.

п. 44 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25

В основном это касается весьма известных людей. Можно сделать пост в социальной сети с фото звезды и ее биографией — для этого разрешение не нужно. Но если использовать фотографию в коммерческих целях или ради интереса к частной жизни знаменитости, то в таком случае разрешение понадобится. К примеру, если указать в посте, что звезда продает какой-то товар или вещь.

Правоохранительным органам разрешается использование фотографии человека в объявлениях о поиске. Это необходимо при розыске преступников, поиске без вести пропавших или тех, кто стал участником или очевидцем какого-либо правонарушения.

Публичные события. Возможно использование фото человека с мероприятия, если он не главный на фотографии.

Если на концерте вы позируете на фоне толпы, то на использование фотографии нужно согласие, поскольку фотографировали целенаправленно вас. А если на том же самом концерте сделана фотография, где вы затерялись в толпе, согласие можно не спрашивать: в этом случае сложно узнать всех запечатленных на снимке и собрать у всех разрешения.

Если вы фотографировались с друзьями, использование фотографий возможно любым из них. Согласие участников фотографий считается автоматическим, то есть как функция по умолчанию, но только в том случае, если на фото не раскрываются особенности частной жизни.

Например, вы встали с друзьями напротив музея и сфотографировались. Тогда любой участник фото сессии может выставить фото в интернете и согласия других персонажей на размещение не нужно спрашивать. Но если вдруг в момент съемки у вас от порыва ветра задралась юбка и оголилась интимная часть тела, это уже будет расцениваться как раскрытие частной жизни. Чтобы опубликовать это фото в интернете, друзья должны спросить вашего разрешения.

Оплачиваемые съемки. Фотограф может использовать фото, если человек позировал за гонорар. Доказать оплату можно с помощью договора. Чаще всего используют модельный релиз, где прописывают нюансы съемки, условия использования фото и оплату, если она оговорена.

Пример модельного релиза

Два примера. Если модели предложили съемку на условиях TFP. Это формат, при котором модель и фотограф сотрудничают для портфолио: платят только за студию, реквизит или визажиста, а работают бесплатно.

Перед съемкой модель подписала модельный релиз, по которому права на фото принадлежат фотографу. Съемку провели, а через год она увидела фото в рекламе магазина. Оказалось, фотограф выставил работы в фотобанк и продал их магазину. Нарушения прав модели нет, поскольку подписан модельный релиз, поэтому подавать в суд на фотографа или магазин нет смысла.

Вторую случай когда пригласили модель на съемку для журнала. Модель, которую изначально утвердили, заболела, поэтому попросили подменить. Съемка также была на условиях TFP, но релиз она не подписывала — условия проговорили на словах. В итоге получился разворот в журнале с ее фотографией и проморолик для сайта. По закону она имеет право подать в суд на журнал за использование своих изображений.

Если изображение использовано незаконно, вас защищает ст. 152.1 ГК РФ. Может быть требование удаления фотографии и запрет использования её в дальнейшем. Для видео действуют такие же правила.

Реклама, за которую пришлось судиться

К примеру, в Волгограде женщина пришла на прием к пластическому хирургу, чтобы проконсультироваться по вопросам подтяжки лица. Разговор сняли на видео и использовали в рекламе клиники. Женщину не предупредили ни о съемке, ни о вариантах использования видео.

В итоге суд обязал клинику прекратить трансляцию видеоролика, но в денежной компенсации клиентке отказали. Клиника компенсировала только госпошлину и услуги представителя — 5300 рублей.

Закон о рекламе

При создании рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации. Так что если нарушены права фотографа или человека, который изображен на фотографии, нарушен закон о рекламе. За это штраф ложится на кошелек рекламодателя. ч. 11 ст. 5 закона о рекламе.

Если есть нарушения и других пунктов закона, величина штрафа будет больше. Например, если написано, что человек рекомендует или пользуется товаром, а на самом деле это не так, реклама признается недостоверной. Если использовали изображение должностного лица и написали, что он одобряет товар, это нарушение общих требований к рекламе.

По закону все, кто пострадал из-за публикации рекламы с нарушениями, вправе обращаться в суд с требованием возмещения убытков, компенсации имущественного, физического, морального и других видов вреда или публичного опровержения недостоверной рекламы п. 2 ст. 38 закона о рекламе.

Чем больше нарушений, тем выше штраф. Размер штрафа также зависит от того, кто нарушил закон. Для граждан штраф составляет 2000—2500 рублей, для должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей п. 14.3 КоАП РФ.

Защита имени человека

Использование имени человека без его согласия запрещено. Но если возникают претензии, требуется доказать, что имели в виду именно его, а не однофамильца или тезку. На имена не бывает исключительных прав, поэтому защитить имя сложнее, чем фото.

Имена могут быть двух типов: настоящее и псевдоним. Настоящее имя дается человеку при рождении или может быть официально изменено в течение жизни. Псевдоним — это вымышленное имя, которое используют, например, при публикации статьи или издании книги. ст. 19 ГК РФ

У каждого человека есть право на имя. Оно неимущественное, и его нельзя передать, продать или забрать ст. 150 ГК РФ

Имя или псевдоним возможно использовать в рекламе, если владелец дает на это согласие или если рекламодатель имеет в виду другого человека и это никого не вводит в заблуждение.

Так к примеру Феликс Разумовский подал в суд на автора, который публиковал книги под таким же именем. Это вводило в заблуждение читателей: под именем Феликса Разумовского издавались научные труды и популярные детективы. Со стороны казалось, что это один человек. Дело рассматривали полтора года, и в итоге Разумовский выиграл.

Если имя использовали без разрешения, важно понять, как нарушили права.

Введение других людей в заблуждение.

Рекламодатель имел в виду другого человека, но читатели, покупатели или подписчики могут перепутать вас с ним. Это ситуация Феликса Разумовского. Как видно из его истории, доказать правоту сложно: времени уйдет много, и у судов нет однозначной позиции.

Ложная информация.

Если написали, что вы рекомендуете товар или приглашаете на мероприятие, реклама недостоверная.подп. 3 п. 10 ст. 5 закона о рекламе

Если придумали сведения или факты, которые портят вашу репутацию, рекламодатель ответит за клевету. За это наказывают штрафом до миллиона рублей.ст. 128.1 УК РФ

Если исказили имя, это тоже нарушение закона. Требуйте опровержения и компенсации вреда. п. 5 ст. 19 ГК РФ

Злоупотребление правом.

Этот пункт разбираем на примере. Допустим, артист работает с лейблом и разрешает ему использовать свое имя для продвижения и популяризации. Но лейбл выпускает плакат для черного пиара, который портит репутацию артиста. В суде это, скорее всего, посчитают злоупотреблением правом.

Если вы знаменитый человек и у вас оформлено ИП или юридическое лицо, то надежнее зарегистрировать имя как товарный знак. Тогда у вас появляются исключительные права на имя, как на фото, и в случае споров шансов на победу станет больше.

Если имя, зарегистрированное как товарный знак, использовали в рекламе, требуйте удаления ее и возмещения убытков. Вместо убытков можно потребовать компенсацию:

от 10 тысяч до 5 миллионов рублей; в двойном размере стоимости товарного знака или товаров, на которых размещен товарный знак. ст. 1515 ГК РФ

Что делать, если права нарушены

Если заметили, что ваша фотография или имя использовали в рекламе, сначала попробуйте разрешить ситуацию мирным путем. Напишите рекламодателю и попросите удалить рекламу.

Если не помогает, связываетесь со службой поддержки площадки, на которой размещена реклама. В обращении укажите:

Свою фамилию, имя и отчество.

Контакты, по которым ответит агент поддержки.

Скан первых двух страниц паспорта.

Ссылку на объявление или рекламу, где разместили вашу фотографию или имя. ст. 10.3 закона об информации

Также напишите, почему фотографию или имя подлежат удалению, и дайте согласие на обработку персональных данных. Будьте готовы, что в ответном письме могут попросить дополнительные доказательства, например фото с паспортом.

Если пишете по поводу фото, то, скорее всего, вам пойдут навстречу: на крупных сайтах подобные обращения поставлены на поток. По закону компания обязана убрать фото в течение 10 рабочих дней. Если обращаетесь по поводу имени, могут отказать, если сложно понять, имели в виду вас или это совпадение имен.

Если рекламодатель и служба поддержки отказались убрать рекламу, можно подавать иск в суд. Чтобы было больше шансов на победу подготовьтесь:

Зафиксируйте факт публикации рекламы — сохраните ссылку и обратитесь к нотариусу, чтобы он составил протокол.

Если написали информацию, которая портит честь и достоинство, тоже зафиксируйте ее нотариально в протоколе и требуйте в суде опровержения.

Если из-за фото вы пострадали, соберите доказательства и представьте их в суд. Например, если вас уволили с работы, несите копию приказа об увольнении. А если избили или причинили другой вред здоровью — справку от врача.

Если требуете компенсации морального вреда, подготовьте заранее аргументы и доказательства, почему она вам положена. Например, если из-за публикации раскрылась семейная тайна, будьте готовы рассказать, какая именно и как ее раскрытие вам навредило.

Источник информации: https://journal.tinkoff.ru/ask/foto-v-reklame/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Размещаете свои фотографии в социальных сетях?

Проголосовали: 6

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

5 комментариев
Понравилась публикация?
20 / -3
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Фотограф Надежда Т
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 253
18.01.2020, 19:21
Воронеж

Было такое, что без моего разрешения некоторые группы в контакте использовали мои фото (фотограф моя профессия) , хотя бы уже предупредили...

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Нужно фото заместителя прокурора и старшего пристава наставить и будет хорошо)))))) отличная идея.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Закон о рекламе здесь зачем?

раскрыть ветку (0)
DELETE

Благодарим за публикацию, Екатерина!

раскрыть ветку (0)

Ну, да, МЕНЯ сфоткают, а МОЮ фотку поставят на буфет,

ЧТОБ ДЕТИ ВАРЕНЬЕ НЕ ТЫРИЛИ!

Детки, увидите мою фотку, пишите! Срублю деньжат с ваших родителей, куплю вам мороженку!

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Как пополнить бюджет казны?

Налоговые мытари, ненародные неизбранники уже не знают как изголиться чтобы ободрать чернь до кровавого мяса, вытрясти из народа последние гроши. А вот богатых они не трогают, ибо сами не бедные.

Из-за повышения налога на добавленную стоимость с 20 до 22% плата за свет поднимется уже с января 2026 года. Сообщение ФАС.

Федеральная антимонопольная служба представила свежий проект нормативного акта, который пересматривает максимально допустимые и минимально приемлемые расценки на электроэнергию для населения.

В Госдуме предложили выплачивать 20 тысяч рублей за рождение ребенка в новогоднюю ночь

Как у вас предновогоднее настроение? У нас уже настоящая сказка: выпал первый снег, город припорошило, и люди потихоньку начинают готовиться к главному празднику страны. Мандарины, елки, подарки...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы