Появление частных судебных приставов
Министерство финансов считает, что исполнительным производством по спорам между юрлицами в будущем могут заниматься частные приставы. При этом те производства, по которым взыскателями выступают госорганы и физлица, планируется оставить за ФССП. Постепенный переход к такой системе позволит сократить нагрузку на приставов-госслужащих и тем самым сделать процесс исполнения судебных решений более быстрым и эффективным. Это следует из Обзора бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий ФССП (стр. 10 - 16, 23).
Отмечу, что идея внедрить систему частных судебных приставов не новая. По информации Минфина, подготовленный в 2014 году законопроект так и не рассмотрели. В 2019 году на заседании Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по собственности и судебной системе анонсировали подготовку нового проекта.
Существующие коллекторские агентства и институты частного сыска позволяют взыскивать долги, разыскивать имущество должника или его самого без привлечения госведомств.
Однако они не могут повысить результативность системы принудительного исполнения в целом, указано в документе. К тому же работа таких частных служб не позволяет экономить бюджетные средства.
Ранее Торгово-промышленная палата (ТПП) разработала законопроект о частных судебных приставах. Согласно предложениям, они должны подчиняться Федеральной службе судебных приставов и заниматься только корпоративными разбирательствами. Смешанные системы исполнения судебных решений уже существуют в ряде стран мира, включая Бельгию, Чехию, Францию, Испанию и другие страны, отмечают авторы проекта.
Законопроект также предусматривает жесткие требования к квалификации частных судебных приставов, включая сдачу квалификационного экзамена, а также членство в палатах частных приставов и наличие в реестре Минюста. В документе прописаны права и обязанности таких лиц.
Предполагается, что частные приставы, как и госслужащие, будут арестовывать имущество и счета должника, обращать на них взыскание, требовать освободить помещение, если речь идет о недвижимости. Законопроект ТПП был направлен в Минюст.
«Принимая во внимание наличие множества замечаний концептуального характера, поступивших по результатам рассмотрения названных законопроектов, вопрос частной системы исполнения требует детальной проработки», — ответили в министерстве.
Согласно обзору Минфина, в настоящее время основной труд ФССП заключается во взыскании долгов в пользу госорганов. Так, в 2018 году такие дела составили почти 69% от всех исполнительных производств. Доля взысканий в интересах юрлиц — 24%, физлиц — 5%.
При этом по деньгам «побеждают» юрлица. Большая часть долгов, подлежащих взысканию, приходится на бизнес — 70% в 2018 году, или около 7,3 трлн из 10,4 трлн руб.
Работа одного пристава-исполнителя ФССП обходится бюджету в среднем в 715,8 тыс. руб. (по данным за 2018 год).
Вместе с тем обеспокоенность вызывает не только расходование бюджетных средств, но и нагрузка на плечах судебного пристава.
В обзоре указано, что из-за большого количества производств, приходящихся на одного сотрудника, фактическая нагрузка на сотрудников в 13,8 раза превышает норму, определенную Минтрудом и Минюстом.
В ноябре Министерство юстиции и Федеральная служба судебных приставов подготовили законопроект, согласно которому приставы могут получить полный доступ к кредитным историям россиян. В Минюсте отмечали, что новые поправки необходимы для борьбы со злоупотреблениями коллекторов. Например, приставы проверят статистику звонков и смогут узнать, не нарушают ли взыскатели частоту взаимодействия с должниками.
В законопроекте прописана и работа «роботов-коллекторов», которые обзванивают должников автоматически. Указано, что беспокоить людей можно с 08:00 до 22:00 в рабочие дни и с 09:00 до 20:00 в выходные и праздничные дни.
Ознакомиться с обзором можно http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B
Нужны частные судебные приставы?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты