Антитеррористическая защищенность объектов (территорий). Перспективы развития законодательства.
В соответствии с пп. «д» п. 11 Концепции противодействия в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
С каждым годом органами власти уделяется все больше внимания указанной сфере правоотношений. После подготовки правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244, в свет вышли требования к антитеррористической защищенности к различным объектам (территориям) (объекты образования, культуры, здравоохранения, торговли, связи, промышленности и ТЭК, водоснабжения и водоотведения и пр.).
Несмотря на отличия и специфику, все требования к АТЗ предполагают создание комиссий по обследованию и категорированию объектов (территорий) с целью установления каждому объекту надлежащей категории, отвечающей складывающейся обстановке.
На практике у организаций, эксплуатирующих такие объекты, возникает множество вопросов, связанных как с не понимаем приоритетности инженерно-технического оснащения, так с реализацией организационных требований (назначение ответственных лиц, разработка необходимой документации и пр.).
Сложности при реализации требований возникают и у органов власти, местного самоуправления (на территориях многих субъектов затягивались сроки формирования перечней объектов (территорий)).
Так, в 2015 г. после утверждения требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, органами местного самоуправления повсеместно сформированы перечни, включающие в себя объекты образования, здравоохранения, культуры и прочие. С целью реализации требований сформированы комиссии, проведены обследования, составлены паспорта безопасности, реализованы иные мероприятия.
В 2017 г. утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов культуры (ПП РФ от 11.02.2017 № 176), здравоохранения (ПП РФ от 13.01.2017 № 8)образования (ПП РФ от 07.10.2017 № 1235 (утратило силу)) с целью реализации которых вышеуказанные объекты пришлось обследовать уже в другом порядке.
В настоящее время закончилось общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предпринимательской деятельности.
К таким объектам относятся территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юрлицами и ИП при осуществлении своей деятельности, направленной на получение прибыли от их пользования. Какие конкретно объекты подпадут под антитеррористические требования, пока не определено.
Перечни объектов будут утверждаться отдельно для каждого субъекта РФ, при этом единого перечня в общем доступе не будет. Уполномоченный орган субъекта должен письменно уведомлять соответствующих правообладателей объектов (территорий) предпринимательской деятельности о включении их в указанный перечень.
Все объекты разделят на три категории в зависимости от степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба его последствий. Категории по прогнозируемому количеству пострадавших или сумме ущерба:
Первая категория: более 1 000 человек или более 50 млн руб.
Вторая категория: от 200 до 1 000 человек или от 15 млн до 50 млн руб.
Третья категория: от 50 до 200 человек или от 5 млн до 15 млн руб.
Существует также проект постановления об утверждении требований к антитеррористической защищенности многоквартирных домов. Готовятся изменения в требования к антитеррористической защищенности объектов культуры.
Тенденции развития законодательства свидетельствуют о стремительной регламентации указанной сферы правоотношений, подчеркивающей, что обеспечение антитеррористической защищенности обязанность не только уполномоченных органов, но и каждого гражданина.
Стоит отметить, что в декабре 2019 г. глава 20 КоАП РФ дополнена статьей 20.35, устанавливающей ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности различных объектов.
За нарушение организациям грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Такое же наказание предусмотрено за воспрепятствование соблюдению указанных требований.
Закон вступил в силу с 16.12.2019, за исключением положений в части объектов (территорий) религиозных организаций, которые применяются с 1 мая 2020 г.
До этого, административная ответственность предусматривалась лишь за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Почему прицел - буква О, а не два топорика вместо РР?
Это мысль! В следующий раз так и сделаю!
На четыре категории:
объекты (территории) четвертой категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - менее 30 млн. рублей.
А где вы нашли более свежий проект?
Можно ссылочку?
Более свежим его не назовешь, так как это изменения от 29.03.19 г. Почитайте актуальную редакцию 8-го постановления, там с 29.03.19 введена четвертая категория. (введена ПП РФ от 29 марта 2019 г. N 357. Это касательно мед. учреждений, по образовательным и пр. не выяснял, так как на примере 8-го ПП де-факто 4 категория в законодательстве есть и её границы установлены)
Я Вас понял) Но в статье описываются 3 категории объектов (территорий) предпринимательской деятельности. Есть такой проект, наверное в этом году утвердят.
Это я Вас не допонял - что именно подразумевается под "предпринимательской деятельностью"... Просто Вы писали и про "требования к антитеррористической защищенности объектов культуры (ПП РФ от 11.02.2017 № 176), здравоохранения (ПП РФ от 13.01.2017 № 8), образования (ПП РФ от 07.10.2017 № 1235)"
А так у нас уже и рынки и ТЦ категорируются, и бюджетные учреждения занимаются предпринимательской деятельностью, а Вы наверное имели в виду более узкое понятие "предпринимательской деятельности", т.е. в отношении именно предпринимателя?
В точку! До них тоже законодатели добрались)
Создадут еще одну лазейку для силовиков для "законного" отжима недвижимости.
Не, это не о том, силовики лишь могут обязать провести категорирование и обязать обеспечить предупредительные меры согласно установленной категории - видеонаблюдение с записью, охрана силами ЧОП, строгий пропускной режим и прочие мероприятия в зависимости от категории.
Причем стоить эти мероприятия будут дороже самого объекта.
Тоже не соглашусь, т.к., например, "объекты (территории) второй категории - объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет до 1000 человек" - и, согласитесь, безопасность людей на крупных объектах должна быть обеспечена надлежащим образом. Может и несколько затратные мероприятия, но не сопоставимы со стоимостью объекта, а жизнь (1000 жизней!) вообще дороже любых денег.