Жилище для многодетных семей.

141 просмотр
3 дочитывания
0 комментариев

«Что необходимо делать? Третий и весьма принципиальный вопрос - поддержка молодых и многодетных семей. Одна из самых острых проблем (она остается таковой) - это жилье.

«Они вынуждены экономить на самом необходимом - одежде, лекарствах, коммунальных платежах даже на еде. Среди тех, кто чаще всего сталкивается с бедностью, - многодетные… Предложенный сегодня пакет мер по поддержке семьи не должен быть исчерпывающим, он именно первоочередный. С учетом сложностей демографического вызова, с которым сталкивается Россия, будем и дальше наращивать ресурсы на этом направлении. Прошу вас всех, уважаемые коллеги: и правительство, и Федеральное Собрание, - думать на эту тему и предлагать решения. Уважаемые коллеги! Решение демографических проблем, одна из первоочередных проблем» .

Таким образом, проблема мало защищенности многодетных семей декларирована Президентами РФ последних двадцати лет, при этом как следует из приведенного цитирования жилищная проблема выносится на первый план.

При этом данные РОССТАТА указывают на то, что 55% многодетных семей не имеют собственного жилья, у 24,8 % имеются существенные за должности по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг, связанных с оплатой электроэнергией.

Из чего следует, можно с уверенностью говорить о том, что позиция, изложенная гарантами Конституции РФ, явно не соответствует реальной действительности РФ.

Безусловно, что касается правового государства, первоочередной причиной подобных «не состыковок», являются ограниченность нормативно-правового регулирования заявленной проблемы.

Стоит отметить, что до настоящего времени отсутствует нормативно-правовой акт, имеющий статус Федерального Закона, подлежащий регламентации, при решении проблем жилищного обеспечения многодетных семей.

Основой правовой регламентации заявленной темы исследования выступает изданный еще в 1992 указ N 431 действующего на тот момент президента РФ Бориса Николаевича Ельцина.

В указанном акте закреплено следующее - Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга: а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона. Б) установить для многодетных семей: скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

При этом органы государственной власти субъектов РФ подошли к решению жилищной проблемы многодетных семей не с должной мерой ответственности. Во всех законах, изданных субъектами воспроизведено повторяющееся понятие многодетной семьи - имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения (К примеру закон Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей Саратовской области», ровно, как и одноименные законы Пензенской, Самарской, Ульяновской области, Республики Коми, Башкортостана). Что явно не отражает национальных и культурных особенностей не только регионов, но и в целом Российской Федерации. Так данные Росстата указывают на то, что по данным переписями количество семей, имеющих трех и более детей составляет 24 900, то есть 9,1 % от общего количество зарегистрированных семей. Семей имеющих двух детей насчитывается 80 400, из которых более 55 процентов занимают жилищную площадь до 15 квадратных метров, это в свою очередь указывает, что при пересчете на каждого члена семьи не достигается учетных норм площади жилого помещения.

Из приведенных статистических данных для реалий РФ думается не совсем верно при определении понятия многодетная семья ограничиваться лишь указанием на состав трех и более детей. Как указывают статистические данные жилищная неудовлетворенность в полной мере проявляется у семей, имеющих двух детей, процент, которых в данный момент преобладает, к сравнительно небольшому проценту семей включающих в свой состав трех и более детей. Тут же можно сделать логичный вывод, что семья, имеющая двух детей, не решается на рождение третьего ребенка из-за проблем, в том числе жилищных. Если сопоставить данный статистический факт с постоянно декларируемой демографической проблемой вывод, сделанный в данном абзаце, является безусловно верным и при определении многодетных семей стоило бы указать на семьи имеющих двух и более детей.

Что же касается 30 компенсации за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, то данный вопрос по мнению автора решается также не совсем справедливо. К примеру, для жителей г. Саратова зафиксирован размер средней заработной платы, а размере 26 43 (МРОТ – 11 280 руб., тариф на электроэнергию 4, 46 руб.), в г. Москве 86 830 (МРОТ – 18 780 руб., тариф на электроэнергию 5, 47 руб.) Ростовской и Нижегородской области увеличивают указанную компенсацию до 50 процентов.

Таким образом, преобладающие число регионов пошли к решению поставленной задачи путем воспроизведения абзаца «б» пункта первого Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей". Стоит отметить, в некоторых регионах ситуация еще хуже, к примеру, вот что было указано в кассационной жалобе Курганской области

«В кассационной жалобе Финансовое управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемое решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Заявитель указывает, что в Курганской области порядок и условия возмещения расходов по предоставлению льгот многодетным семьям не приняты, соответствующее расходное обязательство Курганской области по предоставлению вышеуказанных льгот отсутствует. Финансовое управление считает, что скидка многодетным семьям в надлежащем порядке - федеральным законом, не установлена, соответствующий указ Президента содержит лишь предписание в рамках межбюджетных отношений соответствующим органам власти решить вопрос об установлении скидки, с учетом предложенного размера, в связи с чем предоставление истцом скидки многодетным семьям осуществлялось в отсутствие правового основания ее предоставления. Заявитель утверждает, что денежные средства на компенсацию спорных расходов по предоставлению льгот многодетным семьям из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступали, в силу чего вывод судов о том, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту Российской Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации целевым назначением согласно федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год, сделаны без учета норм бюджетного законодательства, регламентирующий бюджетный процесс. Финансовое управление полагает, что применение судом первой инстанции статьи 26.3.1 Федерального закона N 184-ФЗ необоснованно, поскольку полномочие по социальной поддержке многодетных семей уже предусмотрено подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ». Примерно такой же позиции придерживается Алтайский край «В обоснование жалобы заявитель указывает, что по рассматриваемому вопросу отсутствует расходное обязательство Алтайского края, и удовлетворение требований за счет его казны будет незаконным и необоснованным».

Что же касается государственных программы, действующие на сегодняшний день:

1. Действующее Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 11.09.2019) "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", предусматривает возможность получения социальных выплат в размере 35 процентов от стоимости приобретенного жилья, при этом социальная выплата может быть использована:

для компенсации платы цены договора купли-продажи жилого помещения

для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив);

для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;

для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.

Стоит отметить, что данная программа все-таки не является профилирующей, в отношении многодетных семей, в основном ее действие распростоняется на молодые семьи, однако в пункте 25 указано, что в первую очередь в списки включаются молодые семьи - участники мероприятий ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. При этом буквальное толкование позволяет сделать вывод о том, что если семья не будет отвечать определённым критериям, указанным в пункте 6 постановления (возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не должен превышать 35 лет; семья должна встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.; у семьи должен быть доход, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья), но при этом состоять из родителей (родителя) и более чем 3 детей, то она утрачивает право на участие в данной программе.

2. Государственная Программа "ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ"

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", на территории Российской Федерации запущена программа "Жилье для российской семьи" (далее по тексту - Программа).

Программа предполагает обеспечение жильем экономического класса (стоимостью не более 35 тыс. рублей (изначально 30 тыс. руб.) за 1 кв. метр определенных категорий граждан и в качестве компенсации низкой стоимости строительства жилья определяет механизм выкупа у застройщиков, построенных ими на проектах, заявленных по Программе, объектов инженерной инфраструктуры, по цене не более 4 тыс. рублей за 1 кв. метр общей площади жилья экономического класса, построенного по Программе. Интересует нас данная программа, так как в число граждан, имеющих право на участие, включается граждане семья у которых состоит из 2 и более детей (п. 4 Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 N 404 ред. от 10.02.2017 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (вместе с "Основными условиями и мерами реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", "Критериями и требованиями отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации")).

3. Действующим законодательством предусмотрена возможность получение государственной поддержки по погашению обязательств по ипотеке

Меры государственной поддержки могут получить мать или отец, у которых в период с 01.01.2019 по 31.12.2022 родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу). Господдержка оказывается в виде полного или частичного погашения за счет бюджетных средств обязательств заемщика по ипотечному жилищному кредиту (займу) в размере не более 450 000 руб. Такая поддержка предоставляется однократно - в отношении только одного ипотечного жилищного кредита и независимо от рождения детей после реализации мер господдержки. При этом кредитный договор (договор займа) должен быть заключен до 01.07.2023 (ч. 2, 4, 5, 8 ст. 1 Закона от 03.07.2019 N 157-ФЗ; п. п. 3, 7 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170).

Также с 31.07.2019 увеличение у заемщика количества иждивенцев (в связи с рождением детей) с одновременным снижением его среднемесячного дохода свидетельствует о трудной жизненной ситуации и является одним из условий приостановления исполнения заемщиком обязательств по кредиту либо уменьшения размера платежей на определенный срок (льготный период) в установленном порядке (п. 4 ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 6.1-1 Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О потребительском кредите (займе)"; ч. 1, 2 ст. 6 Закона от 01.05.2019 N 76-ФЗ).

Все вышесказанное позволяет выделить наиболее несущее проблемы, связанные с жилищными правами многодетных семей:

1. Не корректное формирования понятийного аппарата «многодетная семья».

2. Формирование компенсационных фондов без учета региональных особенностей

3. Отсутствие единой и доступной нормативно-правовой регламентации служащей обеспечению жилищных прав многодетных семей.

4. Отсутствие профильных государственных программ.

5. Пассивное отношение властей субъектов РФ.

Информация полезна?

Проголосовали:3

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Подписаться
Донаты ₽