Право на получение образования – а что это такое?
В статье, посвящённой проблеме удаления нарушителя дисциплины с урока, в качестве основания для действий учителя упоминалось право на образование. Наверное, пришло время разъяснить вопрос: а что же это такое – право на образование.
Право на жизнь – это право на сохранение своего физического существования, право на жилище – это право иметь крышу над головой, право на труд – это право на то, чтобы наняться на работу и получать за это зарплату. А вот право на образование, по мнению законодателя, – это право на что? Что должно получиться в итоге? Кто должен обеспечивать это право по замыслу законодателя? Ну, как гарант осуществления всех прав, конечно, в первую очередь государство. То есть для реализации своих прав субъекты должны получить от государства возможность осуществлять образовательную деятельность где-то когда-то с помощью чего-то и получая знания, умения, навыки и формируя качества от кого-то и с помощью кого-то. А также используя для своей образовательной деятельности какие-то предметы и ресурсы. И всё это общедоступно и бесплатно. Или не всё? Или на что конкретно имеет право, например, обучающийся общеобразовательной школы?
Правоведы признают в праве на образование наличие некоторое число основополагающих (специальных) принципов: доступность, унифицированность (одинаковость в доступности), обязательность общего образования, бесплатность, многообразие форм образования и самообразования, принцип направленности на развитие личности, преемственность [1].
Для решения данной проблемы по существу следует обратиться как к национальным, так и международным источникам. Тем более, что Конституция Российской Федерации, провозглашая за собой высшую юридическую силу, тем не менее, включает в российскую правовую систему «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации» [2]. Причём правила международного договора наделены первенствующим значением по отношению к правилам закона. Если, конечно, данные международные договоры ратифицированы. При этом, российский основной закон гарантирует, видимо, даже больший объём доступности, чем международное право. Согласно ст. 43 Конституции РФ обязательным является основное общее образование, тогда как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) требует обеспечения обязательности начального образования [3].
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предлагает следующую формулу того, что считать целью образования: «образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам». И ещё там же: «образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира». Собственно, право на получение образование, получается, представляет собой нечто служебное по отношению к остальным правам и свободам человека и гражданина. Но это не всё. Право на получение образование субъектом необходимо сочетается с потребностями всего мирового сообщества в сохранении мирного сосуществования под эгидой ООН. И какая из этих целей имеет приоритет? Об этом указанный документ хранит молчание. Но все государства, которые ратифицируют настоящий акт, берут на себя обязательства признавать право каждого на образование.
Вкратце охарактеризовать, на что имеет право житель страны, подписавшей Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, можно в следующей формуле: обязательное бесплатное начальное образование, из контекста понятно, что это общее образование; среднее общее и профессионально-техническое должно быть доступно всем путём принятия всех необходимых мер (без расшифровки что это), в том числе путём постепенного введения его бесплатности; доступное для всех высшее образование на основе индивидуальных способностей и также должно быть стремление к его бесплатности; элементарное образование по возможности необходимо распространить на всех, кто не смог его получить. Обеспечено это право должно быть за счёт постоянного развития сети школ и улучшения материальных условий педагогического состава. За счёт самих государств, само собой. За родителями и опекунами Международный пакт оставляет право на обеспечение религиозного и нравственного воспитания детей согласно собственным убеждениям. При этом, правда, упомянутые выше цели должны оставаться неизменными в любом образовательном заведении; из контекста можно предположить, что эти цели приоритетнее убеждений родителей и опекунов.
К слову, нормы, принятые Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, уже весьма продолжительное время действовали на всей территории СССР и даже были значительно шире по своему объему. А сами нормы Международного пакта всё-таки остаются в большей мере декларативными, то есть выражают скорее призыв, чем утверждённое правило поведения.
Основополагающие нормативно-правовые документы Российской Федерации как то Конституция и закон «Об образовании в Российской Федерации» формулируют право на образование следующим образом: бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего (это 9 классов общеобразовательной школы) и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях; получение на конкурсной основе высшего образования бесплатно опять же в государственных или муниципальных учреждениях. Кроме того, девять классов общеобразовательной школы – это обязательный уровень. И тут обязанность обеспечения получения права на образование несовершеннолетними гражданами (детьми, согласно законодательства России) законодатель делегирует родителям или лицам, их заменяющим. И поскольку эта норма изложена в Конституции, поручает эту обязанность родителям сам российский народ, принявший основной закон страны на референдуме.
Если говорить о содержании того, на что же имеет право каждый российский гражданин, то, согласно положениям закона «Об образовании в РФ», это право на участие в едином целенаправленном процессе воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства; а главное – это право получить «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития» [4]. Реализуется это право, как известно, через образовательные организации. И образовательная организация предоставляет вместе с правом на образование правила внутреннего распорядка обучающихся, материально-техническое обеспечение образовательного процесса и оборудование помещений, установление штатного расписания – и само собой обеспечение учебного процесса учителями, создание условий для занятия физкультурой и спортом, содействие деятельности общественных объединений обучающихся. Ну и кроме того образовательная организация обязана обеспечить реализацию образовательных программ в полном объёме в соответствии с особенностями и склонностями детей, а также безопасные условия обучения.
Обучающиеся в свою очередь при реализации своего права на образование должны получать возможность обучаться по индивидуальному плану или в условиях, соответствующих их состоянию здоровья и развитию. Ну и обучающихся есть выбор факультативных и элективных занятий, кружков, секций, всего, что может предоставить образовательная организация. По окончании основного общего образования или достижения совершеннолетия обучающийся ещё имеет право на самостоятельный выбор образовательной организации или форм обучения.
И ещё один вопрос, часто волнующий и учителей, и родителей: должна ли всё необходимое для учёбы вплоть до рабочих тетрадей бесплатно предоставлять образовательная организация или что-то должны приобретать сами обучающиеся и их родители. Законодатель при определении прав обучающихся высказался так: «Обучающимся предоставляются академические права на:… бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации». Но это ещё не всё. В отдельной статье того же закона (ст. 35. «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания») отчётливо даётся понять, что за счёт средств федерального, регионального и местного бюджета осуществляется предоставление в бесплатное пользование различных учебных материалов, но только в пользование и только в рамках образовательных стандартов. Ничего не говорится о безвозмездной передаче в собственность обучающихся каких-либо расходных материалов, каковыми по сути являются, например, рабочие тетради или контурные карты по истории.
Ну и при наличии в законодательстве на то указаний, обучающийся может получить право претендовать на полное государственное обеспечение либо обеспечение питанием, могут быть предусмотрены и стипендии для школьников.
А если обучение проходит в рамках семейного образования или в образовательном учреждении, не получившем государственную аккредитацию, то обучающийся может безвозмездно пройти аттестацию в государственной или муниципальной школе.
Другой вопрос – а если это право, возможно ли отказаться от его осуществления? Если вопрос идёт об общем образовании в пределах традиционных возрастных границ его получения – нет, не возможно. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признаёт свободу родителей и других законных опекунов выбирать для своих детей школу, соответствующую минимуму требований для образования, отвечающего принципам, изложенным в том же Международном пакте. Выбрать учебное заведение возможно, во всяком случае, родителям, а вот отказаться от необходимости этого выбора нельзя. И отечественный законодатель не освобождает от права на получения общего образования.
Вот, в общем и целом, на что же имеет право среднестатистический обучающийся общеобразовательной школы.
Ссылки
1. Третьяк Н.К. Специальные принципы права на образование // Право и государство: теория и практика. 2011. № 5 (77). С. 39-44; Карапетян Г.А. Принцип доступности права на образование (международный аспект) / Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» // https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-dostupnosti-prava-na-obrazovanie-mezhdunarodnyy-aspekt/viewer
2. Ч. 4 ст. 15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // http://www.consultant.ru/
3. Ч. 2 ст. 13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // http://www.consultant.ru/
4. Ст. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/
Должны ли расходные материалы (рабочие тетради, контурные карты)в школе предоставляться бесплатно
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Насколько я знаю, покупка дополнительных учебных материалов отдана в распоряжение муниципалитетов и самих школ, т.е если у них есть деньги и они закупают всё, что необходимо, то ученики должны получить это бесплатно. А если "денег нет" , то все держатся и покупают сами.
Проблема в том, что это всё, мягко говоря, непрозрачно, и родители не знают, на что они могут претендовать, а на что нет. И как итог: кто-то сдаёт деньги на всё, кто-то отказывается и рубль принести, заявляя, что всё положено бесплатно.