Перегорела лампочка в подъезде: кто должен менять?

Может, темнота и друг молодёжи, но для большинства жителей многоквартирных домов это целая проблема. Кому понравится каждый день по стеночке заходить в подъезд, держа наготове в одной руке телефон, а в другой газовый баллончик? Есть среди нас люди, которые сразу берут решение проблемы на себя, идут в магазин и за свой счёт меняют перегоревшие лампочки. Но и у них когда-то невольно возникает вопрос, а кто всё-таки должен следить за исправностью электроприборов в подъезде и как по закону навести в доме порядок?
Ответственные за свет лица
Знающие люди согласятся, что причин, по которым может стать темно в подъезде, гораздо больше, чем перегоревшая лампа. Это и отсутствие напряжения питания электроцепи, и нарушение целостности проводки, короткое замыкание, проблема с патроном и много ещё чего. Поэтому если поломка не очевидна, а опыта работы с электричеством совсем нет, то найти лицо, ответственное за освещение общедомового имущества, просто необходимо в целях собственной безопасности.
Статья 161 Жилищного кодекса РФ обязывает организацию, взявшую на себя функции управления МКД, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования из состава общего имущества.
Как видим, закон не обязывает граждан становиться экспертами в электроснабжении. Надлежащее освещение лестничных клеток находится в зоне ответственности управляющей компании (УК). Комфорт и безопасность граждан гарантируются законом при управлении многоквартирным домом. В случае травмы из-за отсутствия освещения в подъезде пострадавший житель дома вправе требовать денежной компенсации от УК, поэтому обслуживающая организация не меньше, чем жители дома, заинтересована в скорейшем решении проблемы.
Плата за лампы и сроки замены
Если в подъезде стало темно, то нужно сразу обратиться в диспетчерскую службу УК. Заявка о неисправности лампы должна быть зафиксирована сотрудником службы и передана на исполнение дежурному электрику. После устранения проблемы коммунальная служба отмечает исполнение в своём журнале и, по возможности, ставит в известность заявителя о проделанной работе.
Замена перегоревших ламп должна производиться БЕСПЛАТНО!
Так как за содержание общедомового имущества граждане и так платят каждый месяц, то требование о дополнительных расходах на лампочки является незаконным.
Устранение проблемы освещения в подъезде — это прямая обязанность УК. И никакие отговорки компании по поводу накопившихся коммунальных долгов нерадивых жильцов здесь не помогут. УК обязана проводить своевременную и качественную замену перегоревших ламп.
Развитие технологий позволяет сегодня выбирать из множества экономичных вариантов освещения и устанавливать долговечные и энергосберегающие лампы, не требующие частых замен.
В 2019 году вступила в силу важная часть постановления Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 в отношении сроков реагирования УК на заявки ж
- На основании указанного документа аварийно-диспетчерская служба должна обеспечить устранение неисправности в течение получаса после получения заявки об отсутствии освещения в подъезде.
- В случае невозможности срочного реагирования на сигнал от жителя управляющей компании даётся отсрочка исполнения максимум на 3 дня (абз. 6 п. 13 Постановления № 416).
Меры принудительного воздействия
Несоблюдение сроков реагирования на обращения граждан и устранения проблем дома с освещением подъездов (и не только освещения) относится к нарушению лицензионных требований для УК. Письмо Минстроя РФ от 23.04.2019 г. 15772-ОГ/04 это предельно чётко подтверждает.
Поэтому если УК не спешит оперативно устранять проблему, не отвечает на обращение жителя дома, то остаётся только составить и направить жалобу на УК в органы государственного жилищного надзора (ГЖИ, жилищная инспекция), которые вправе вынести предписание с крупным штрафом по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Поэтому обращения в адрес УК рекомендую заканчивать фразой: «Прошу ответить по указанному адресу/телефону в сроки, установленные Правилами осуществления деятельности по управлению МКД (утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416)».

Удачи в делах и скорого разрешения проблем!
Каждый день разбираем правовые и практические аспекты нашей жизни. Делитесь информацией здесь на 9111.ru и в других социальных сетях с указанием авторства.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
В договоре с УК много чего прописано. И лампочки менять, и дымоходы чистить, и придомовую территорию убирать круглогодично, и еще много чего. Не знаю как у вас, но у нас УК только квитки приносит на приличные суммы. Писали, звонили, жаловались... Им пофиг. У них даже дежурного слесаря нет на случай аварии. И телефон постоянно "не абонент". Переходили из одной УК в другую, там все тоже самое. В больших городах может и действуют законы, а у нас все только на бумаге. На жалобы никто не реагирует, проверок не дождешься, оштрафовать из нереально. Что хотят, то и творят.
Ну, есть еще и прокуратура вообще-то.
У нас таких проблем никогда не было! Перегорела лампочка, звоним диспетчеру, приходит электрик... Неужели такой простой вопрос до сих пор представляет для кого-то проблему?
Да, есть проблема и в Москве тоже. Не меняют вовремя. Где-то экономят и вместо 4-5 на площадку коридорного типа вкручивают одну.
Проблем нет. Всю жизнь меняем сами. Лет 20 назад были сняты даже радиаторы отопления в подьездах. За 15 лет 1 раз покразили подьезд-ЖКХ-краска за наш счет. Водоканал вообще забыли про нас. В люках не работают краны и все заросли грязью. Вода техническая. Чайник на 3 день обрастает.
Все получается делаете своими силами, то что должна обеспечивать управляющая организация.
Нам побелили и покрасили в 3 подъездах дома через 23 года по решению обще домового собрания в 2012 г., которое в 2014 г. пришлось отправить в Следственный комитет РФ.
Укашке только деньги получать выгодно, работать невыгодно.
У нас Жилкомсервис №2, меня знают))) Я звоню, прошу поменять лампы в подъезде. У нас установили новые плафоны, лампы там такие, которых ни у кого нет, самим не поменять (да и чего вдруг - такие деньги собирают! Хотя в 90-х меняли сами и ни куда не звонили). Причем, приходиться это делать, за все этажи ниже меня, т.к. много жильцов сменилось и все живут, как в гостинице. Кто-то за них все сделает, задницу не отрывают лишний раз. Я хожу пешком по лестнице, вот и занимаюсь этим делом. Если за 1-2 дня лампы не меняют, то звоню горячая линия 04 (СПб) - очень действенно.