В РУНЕТЕ СВОЙ ЧЕЛЛЕНДЖ, И ЭТО НЕ БАГ, А ФИЧА*!

0 комментариев

Ко дню рождения Интернета лингвисты наконец разработали и описали правила правописания иностранных слов, используемых в интернет-пространстве, сообщает газета «РГ».

● Иногда вместо сдвоенных букв пишется.

Удвоение корневого согласного перед суффиксами-ер и-инг – чуждое нашей письменной речи явление, а потому, осваиваясь в русском, заимствованные слово (blogger) теряют вторую согласную: блогер, офлайн, трафик… Но слово троллинг, в котором есть уже знакомый нам суффикс-инг, пишется с двойной л: в отличие от английского, согласная перед-ер,-инг не удваивается, если есть однокоренное соответствие с одиночной согласной (пусть даже тоже заимствованное). Примеры этому – слова моделинг (модель с одной согласной) и то самое блогер (соответствие – блог). Но в русском языке уже есть слово тролль – однокоренное соответствие с двумя л.

● Не надо ставить дефис во всех сложных словах.

В Правилах русского языка уже определено: части сложных слов медиа-, видео-, аудио-пишутся слитно: медиаресурсы, видеоуроки, аудиоподкаст. Но при перечислении дефис сохраняется: например, «Перед вами книги на медиа-, видео-и аудиотемы» (сравните: оплата газо-, водо-, электроснабжения).

Вместе с тем, части слов интернет-и веб-пишутся через дефис: начальные элементы сложных пишутся также через дефис: например, предлагайте друзьям пройти онлайн-курсы по русскому языку, встречаться на офлайн-занятиях, разместить резюме в интернет-пространстве и на веб-сайтах.

● Интернет пишется и с прописной, и со строчной.

Когда пользователи только начали осваивать просторы интернета, он писался исключительно с прописной буквы: словари четко отграничивали «Интернет» как самостоятельное явление и «интернет-» как первую часть сложных слов (интернет-магазин). Однако со временем, проанализировав практику письма, Орфографическая комиссия РАН предложила в четвер-том издании «Русского орфографического словаря» два равноправных варианта – и с 2012 года слово интернет / Интернет может писаться как со строчной, так и с прописной буквы. Здесь выбор за вами.

● Если буква Е слышится твёрдо, то это не гарантирует, что пишется Э, а если мягко, то это не всегда Е.

Так, написание твёрдо произносимой буквы Е в словах сохраняет свое написание: хештег, риелтор, апгрейд, бренд, дедлайн, контент, копирайтер и хедхантер. Из этого ряда есть исключение – кешбэк, поскольку английское back, по наблюдениям орфографистов Е. В. Бешенковой и О. Е. Ивановой, может, конечно, передаваться в русском языке с буквой Е (беккросс, риджбек, хавбек, бек), однако большинство слов с данной частью все же пишутся с Э: бэк-вокал, бэкграунд, бэк-кантри, бэк-офис, бэкслеш, бэк-флип, бэкхенд, фастбэк, флешбэк, хетчбэк и др. При этом сама первая часть – кеш-пишется через Е.

Не устоялось написание букв Е / Э в слове инфлю (е/э)нсер (influencer – человек, использующий своё присутствие в социальных сетях, чтобы извлечь из этого выгоду): издание Lenta.ru и составители Викисловаря пишут его с буквой Э, в то время как авторы vc.ru, Esquire.ru и эксперты GeekBrains предпочитают написание через Е.

● Никаких постов в Facebook****, фотографий в Instagram**** и видеоблогов на YouTube! Публикуйте свои заметки в фейсбуке, делитесь моментами из жизни в инстаграме и смотрите любимые ютюб-каналы. Названия всех социальных сетей и сервисов лучше писать кириллицей: все-таки они уже нами освоены, а текст вы, как-никак, пишете на русском языке. Да, названия в рус-ском языке необходимо заключать в кавычки и писать с большой буквы («Фейсбук», «Инстаграм» и т.п.), но в повседневности (переписка в мессенджерах или социальных сетях) допускается написание со строчной буквы и без кавычек. Однако упоминание в серьезной статье названий этих соцсетей, да к тому же на языке источника, придает письменной речи флёр изыска и приподнятого стиля («В миланском ресторане клиентам предложили платить лайками из Instagram****»).

Да, конечно, не всё не так просто в русском языке, особенно для иностранцев. Но те, для кого он родной, должны сохранять культуру речи, перемалывая и подчиняя иностранные заимствования собственным правилам и никому не позволяя посягать на эту сокровищницу – русский язык.

ДЛЯ СПРАВКИ: К 2025 году русским языком будут владеть примерно 215 млн. человек по всему миру (5-е место по распространённости), из них 160 млн. считают его родным (8-е место в мире). Русский язык – рабочий язык СНГ, один из шести официальных языков ООН, один из рабочих языков ОБСЕ. Так что пусть мир учит русский!

__________________

*Кто не понял заголовок «В Рунете свой челлендж, и это не баг, а фича!», перевожу: «В русскоязычном интернете (совокупности сайтов с контентом на русском языке) свои вызовы и проблемы, с которыми ранее не сталкивались, и это не ошибки, а особенность, уникальная возможность, свойство».

Подписаться
Донаты ₽
* * * * Instagram/Facebook принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ

Что ИИ знает о вас? Спросите сами. Есть пример

Поиск меняется. Настало время, когда люди за информацией идут к нейросетям. Они задают вопросы, собирают сведения о вас — так могут поступить потенциальные работодатели, клиенты. Что ответит ИИ? Проверьте.

В каких интернет-магазинах безопасно совершать покупки в условиях усиления санкции против РФ?

Какие выбрать интернет-магазины с мировыми брендами с гарантированной доставкой в Россию? В последнее время покупка товаров популярных брендов становится непросто: их либо нет в России, либо стоят дорого,...

Почему мы верим даже самым абсурдным новостям

Вы замечали, как легко мы нажимает на заголовки вроде «Вы не поверите, что произошло!» или «Это изменит вашу жизнь»? Это не случайно — человеческий мозг устроен так, что кликбейт работает почти как ловушка.

Почему одно слово в заголовке может заставить вас читать дальше

Когда мы пролистываем новости или социальные сети, нас почти всегда останавливает заголовок. Но почему он так «цепляет»? Весь секрет в психологии. В заголовках используются слова, которые вызывают удивление,...

Как бренды завоёвывают наше доверие (и теряют его за секунду)

Когда нам приятно взаимодействовать с той или иной фирмой, наш мозг выделяет дофамин и окситоцин — те самые гормоны счастья, доверия, радости и симпатии. Мы запоминаем не только вкус кофе или качество смартфона,...

Контент-платформы и модерация: свобода слова или правила игры?

Сейчас многие из нас общаются в социальных сетях, публикуют посты и оставляют комментарии к новостям. Однако, одновременно со свободой слова существует и другая реальность — модерация. Контент могут удалить,...

Что ИИ знает о вас? Спросите сами. Есть пример

Поиск меняется. Настало время, когда люди за информацией идут к нейросетям. Они задают вопросы, собирают сведения о вас — так могут поступить потенциальные работодатели, клиенты. Что ответит ИИ? Проверьте.

Когда название бренда в ссылке не нарушение?

Можно ли использовать товарные знаки в ссылках страниц? – Ответ на этот вопрос вы найдете в разборе судебной практики ниже. ИП на время передал ООО право пользоваться товарным знаком (названием бренда).