В РУНЕТЕ СВОЙ ЧЕЛЛЕНДЖ, И ЭТО НЕ БАГ, А ФИЧА*!
Ко дню рождения Интернета лингвисты наконец разработали и описали правила правописания иностранных слов, используемых в интернет-пространстве, сообщает газета «РГ».
● Иногда вместо сдвоенных букв пишется.
Удвоение корневого согласного перед суффиксами-ер и-инг – чуждое нашей письменной речи явление, а потому, осваиваясь в русском, заимствованные слово (blogger) теряют вторую согласную: блогер, офлайн, трафик… Но слово троллинг, в котором есть уже знакомый нам суффикс-инг, пишется с двойной л: в отличие от английского, согласная перед-ер,-инг не удваивается, если есть однокоренное соответствие с одиночной согласной (пусть даже тоже заимствованное). Примеры этому – слова моделинг (модель с одной согласной) и то самое блогер (соответствие – блог). Но в русском языке уже есть слово тролль – однокоренное соответствие с двумя л.
● Не надо ставить дефис во всех сложных словах.
В Правилах русского языка уже определено: части сложных слов медиа-, видео-, аудио-пишутся слитно: медиаресурсы, видеоуроки, аудиоподкаст. Но при перечислении дефис сохраняется: например, «Перед вами книги на медиа-, видео-и аудиотемы» (сравните: оплата газо-, водо-, электроснабжения).
Вместе с тем, части слов интернет-и веб-пишутся через дефис: начальные элементы сложных пишутся также через дефис: например, предлагайте друзьям пройти онлайн-курсы по русскому языку, встречаться на офлайн-занятиях, разместить резюме в интернет-пространстве и на веб-сайтах.
● Интернет пишется и с прописной, и со строчной.
Когда пользователи только начали осваивать просторы интернета, он писался исключительно с прописной буквы: словари четко отграничивали «Интернет» как самостоятельное явление и «интернет-» как первую часть сложных слов (интернет-магазин). Однако со временем, проанализировав практику письма, Орфографическая комиссия РАН предложила в четвер-том издании «Русского орфографического словаря» два равноправных варианта – и с 2012 года слово интернет / Интернет может писаться как со строчной, так и с прописной буквы. Здесь выбор за вами.
● Если буква Е слышится твёрдо, то это не гарантирует, что пишется Э, а если мягко, то это не всегда Е.
Так, написание твёрдо произносимой буквы Е в словах сохраняет свое написание: хештег, риелтор, апгрейд, бренд, дедлайн, контент, копирайтер и хедхантер. Из этого ряда есть исключение – кешбэк, поскольку английское back, по наблюдениям орфографистов Е. В. Бешенковой и О. Е. Ивановой, может, конечно, передаваться в русском языке с буквой Е (беккросс, риджбек, хавбек, бек), однако большинство слов с данной частью все же пишутся с Э: бэк-вокал, бэкграунд, бэк-кантри, бэк-офис, бэкслеш, бэк-флип, бэкхенд, фастбэк, флешбэк, хетчбэк и др. При этом сама первая часть – кеш-пишется через Е.
Не устоялось написание букв Е / Э в слове инфлю (е/э)нсер (influencer – человек, использующий своё присутствие в социальных сетях, чтобы извлечь из этого выгоду): издание Lenta.ru и составители Викисловаря пишут его с буквой Э, в то время как авторы vc.ru, Esquire.ru и эксперты GeekBrains предпочитают написание через Е.
● Никаких постов в Facebook****, фотографий в Instagram**** и видеоблогов на YouTube! Публикуйте свои заметки в фейсбуке, делитесь моментами из жизни в инстаграме и смотрите любимые ютюб-каналы. Названия всех социальных сетей и сервисов лучше писать кириллицей: все-таки они уже нами освоены, а текст вы, как-никак, пишете на русском языке. Да, названия в рус-ском языке необходимо заключать в кавычки и писать с большой буквы («Фейсбук», «Инстаграм» и т.п.), но в повседневности (переписка в мессенджерах или социальных сетях) допускается написание со строчной буквы и без кавычек. Однако упоминание в серьезной статье названий этих соцсетей, да к тому же на языке источника, придает письменной речи флёр изыска и приподнятого стиля («В миланском ресторане клиентам предложили платить лайками из Instagram****»).
Да, конечно, не всё не так просто в русском языке, особенно для иностранцев. Но те, для кого он родной, должны сохранять культуру речи, перемалывая и подчиняя иностранные заимствования собственным правилам и никому не позволяя посягать на эту сокровищницу – русский язык.
ДЛЯ СПРАВКИ: К 2025 году русским языком будут владеть примерно 215 млн. человек по всему миру (5-е место по распространённости), из них 160 млн. считают его родным (8-е место в мире). Русский язык – рабочий язык СНГ, один из шести официальных языков ООН, один из рабочих языков ОБСЕ. Так что пусть мир учит русский!
__________________
*Кто не понял заголовок «В Рунете свой челлендж, и это не баг, а фича!», перевожу: «В русскоязычном интернете (совокупности сайтов с контентом на русском языке) свои вызовы и проблемы, с которыми ранее не сталкивались, и это не ошибки, а особенность, уникальная возможность, свойство».