"Эволюция есть интеграция" "Общество подобно живому организму". Теории Герберта Спенсера.

109 дочитываний
1 комментарий

Одним из представителей классической социологии является английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903).

Его фундаментальный труд «Система синтетической философии» включает 10 томов, в том числе четыре тома «Оснований социологии» (1894-1897). Основные идеи «синтетической философии» Спенсера звучат сейчас как анахронизм, но в свое время они были популярны. Среди эволюционистов лишь Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения Спенсер формулирует в терминах ме­ханики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции.

Идея все­общей эволюции - центральный пункт мировоззрения Спенсера.

Все его уси­лия были направлены на обоснование этой идеи. Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к опре­деленности. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы:

«Эволюция есть интеграция вещест­ва, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой ве­щество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное вещест­вом движение претерпевает аналогичное превращение». Пре­дел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы.

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со време­нем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к зако­нам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общест­во - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора» или божественной воли. Спенсер разделяет представления Гоббса о том, что человек в естественном состоянии «в значительной мере ан­тисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длитель­ной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считает чис­ленный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособле­ния социальной организации, которая в свою очередь способствовала вы­работке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека. На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему Спенсера.

Основу теоретической социологии Спенсера образуют принципы причинности и эволюции. Поскольку он занимался не только социологией, поэтому выделил неорганическую эволюцию (развитие Земли и всей Вселенной), органическую эволюцию (биологические виды и психическая деятельность) и над органическую эволюцию (социальные и морально-этические явления).

Согласно Спенсеру между живыми организмами существуют многообразные аналогии:

-им присущи рост и развитие, в отличие от неорганической материи;

-увеличение размеров биологических и социальных организмов ведет к увеличению их склонности и дифференциации функций;

-в биологических и социальных организмах отдельные части относительно автономны и в то же время взаимозависимы;

-после прекращения существования целостного организма его отдельные части могут прожить ещё некоторое время: по словам Спенсера, «перманентные отношения между частями общества аналогичны перманентным отношениям между частями живого организма».

В то же время, в отличие от конкретной целостности живого организма, целостность общества дробна: его отдельные части обладают значительно большей автономией и внешне выглядит независимыми (отдельные индивиды).

Подход Спенсера позволяет отнести его к основоположника структурного функционализма и более широко – системного подхода. Как и Конт, он предложил классификацию типов социальной организации, выделив два типа:

-военное общество

-индустриальное общество

В случае военного общества социальная кооперация обеспечивается насильственным путем, государство доминирует над индивидами. В индустриальном обществе, наоборот, кооперация происходит на основе добровольного характера, государство является демократическим и стремится обеспечить блага, преобладают экономические отношения.

Он считал, что общество эволюционирует от военного типа к индустриальному, рассматривая в качестве прообраза второго типа современную Англию.

Где вы читаете чаще всего?

Проголосовали: 1

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Бюрократы - это аппендикс человеческого общества...

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Кто такие бумеры, зумеры, миллениалы... ?

Чьих вы будете? Я родилась в 1979 году. Казалось бы, обычная дата. Брежнев ещё дремал на заседаниях, дискотека «Авария» ещё даже не собиралась, а родители гордо хранили сервизы «для гостей». Но оказывается,...

Почему человек возвращается к преступлениям снова и снова

Некоторые люди нарушают закон один раз — и это кажется случайностью. Но есть те, кто возвращается к преступлениям снова и снова. Почему так происходит с психологической точки зрения? Поведение часто повторяется,...

Сознание как основа реальности: новая физическая теория бросает вызов происхождению Вселенной

Является ли сознание результатом деятельности мозга или, по сути, оно является основой мироздания? Несмотря на смелость своего постулата, Стрёмме отмечает, что она не одинока в этом стремлении.

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ: как пожелания управляют нашей жизнью (и почему мужчины до сих пор не научились желать правильно)

Привет, мои дорогие подружки! Вот и мы снова вместе! Сегодня поговорим о том, почему произносимые нами слова «Счастья, здоровья и… ну вы поняли» - это не просто банальность, а мощный посыл к действию, правда,

В 2025 году появятся первые представители поколения «Бета». А после будет поколение «Гамма». Интересная теория социологов

Вчера прочитала на сайте интересную статью одного автора о проблемах людей поколения «Альфа» (термин, который применяют к родившимся после 2010 года). И вспомнила, что буквально на днях прочитала о том,

Проблемы миграционной политики в России

Сегодня миграционная политика России вызывает все больше вопросов и споров. Подобно многослойному пирогу, она состоит из факторов, которые пересекаются и взаимодействуют друг с другом, создавая уникальную,...