"Эволюция есть интеграция" "Общество подобно живому организму". Теории Герберта Спенсера.
Одним из представителей классической социологии является английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903).
Его фундаментальный труд «Система синтетической философии» включает 10 томов, в том числе четыре тома «Оснований социологии» (1894-1897). Основные идеи «синтетической философии» Спенсера звучат сейчас как анахронизм, но в свое время они были популярны. Среди эволюционистов лишь Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения Спенсер формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции.
Идея всеобщей эволюции - центральный пункт мировоззрения Спенсера.
Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи. Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы:
«Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы.
В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора» или божественной воли. Спенсер разделяет представления Гоббса о том, что человек в естественном состоянии «в значительной мере антисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека. На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему Спенсера.
Основу теоретической социологии Спенсера образуют принципы причинности и эволюции. Поскольку он занимался не только социологией, поэтому выделил неорганическую эволюцию (развитие Земли и всей Вселенной), органическую эволюцию (биологические виды и психическая деятельность) и над органическую эволюцию (социальные и морально-этические явления).
Согласно Спенсеру между живыми организмами существуют многообразные аналогии:
-им присущи рост и развитие, в отличие от неорганической материи;
-увеличение размеров биологических и социальных организмов ведет к увеличению их склонности и дифференциации функций;
-в биологических и социальных организмах отдельные части относительно автономны и в то же время взаимозависимы;
-после прекращения существования целостного организма его отдельные части могут прожить ещё некоторое время: по словам Спенсера, «перманентные отношения между частями общества аналогичны перманентным отношениям между частями живого организма».
В то же время, в отличие от конкретной целостности живого организма, целостность общества дробна: его отдельные части обладают значительно большей автономией и внешне выглядит независимыми (отдельные индивиды).
Подход Спенсера позволяет отнести его к основоположника структурного функционализма и более широко – системного подхода. Как и Конт, он предложил классификацию типов социальной организации, выделив два типа:
-военное общество
-индустриальное общество
В случае военного общества социальная кооперация обеспечивается насильственным путем, государство доминирует над индивидами. В индустриальном обществе, наоборот, кооперация происходит на основе добровольного характера, государство является демократическим и стремится обеспечить блага, преобладают экономические отношения.
Он считал, что общество эволюционирует от военного типа к индустриальному, рассматривая в качестве прообраза второго типа современную Англию.
Где вы читаете чаще всего?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Бюрократы - это аппендикс человеческого общества...