"Эволюция есть интеграция" "Общество подобно живому организму". Теории Герберта Спенсера.

109 дочитываний
1 комментарий

Одним из представителей классической социологии является английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903).

Его фундаментальный труд «Система синтетической философии» включает 10 томов, в том числе четыре тома «Оснований социологии» (1894-1897). Основные идеи «синтетической философии» Спенсера звучат сейчас как анахронизм, но в свое время они были популярны. Среди эволюционистов лишь Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения Спенсер формулирует в терминах ме­ханики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции.

Идея все­общей эволюции - центральный пункт мировоззрения Спенсера.

Все его уси­лия были направлены на обоснование этой идеи. Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к опре­деленности. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы:

«Эволюция есть интеграция вещест­ва, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой ве­щество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное вещест­вом движение претерпевает аналогичное превращение». Пре­дел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы.

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со време­нем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада. Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к зако­нам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общест­во - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора» или божественной воли. Спенсер разделяет представления Гоббса о том, что человек в естественном состоянии «в значительной мере ан­тисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длитель­ной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считает чис­ленный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособле­ния социальной организации, которая в свою очередь способствовала вы­работке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека. На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему Спенсера.

Основу теоретической социологии Спенсера образуют принципы причинности и эволюции. Поскольку он занимался не только социологией, поэтому выделил неорганическую эволюцию (развитие Земли и всей Вселенной), органическую эволюцию (биологические виды и психическая деятельность) и над органическую эволюцию (социальные и морально-этические явления).

Согласно Спенсеру между живыми организмами существуют многообразные аналогии:

-им присущи рост и развитие, в отличие от неорганической материи;

-увеличение размеров биологических и социальных организмов ведет к увеличению их склонности и дифференциации функций;

-в биологических и социальных организмах отдельные части относительно автономны и в то же время взаимозависимы;

-после прекращения существования целостного организма его отдельные части могут прожить ещё некоторое время: по словам Спенсера, «перманентные отношения между частями общества аналогичны перманентным отношениям между частями живого организма».

В то же время, в отличие от конкретной целостности живого организма, целостность общества дробна: его отдельные части обладают значительно большей автономией и внешне выглядит независимыми (отдельные индивиды).

Подход Спенсера позволяет отнести его к основоположника структурного функционализма и более широко – системного подхода. Как и Конт, он предложил классификацию типов социальной организации, выделив два типа:

-военное общество

-индустриальное общество

В случае военного общества социальная кооперация обеспечивается насильственным путем, государство доминирует над индивидами. В индустриальном обществе, наоборот, кооперация происходит на основе добровольного характера, государство является демократическим и стремится обеспечить блага, преобладают экономические отношения.

Он считал, что общество эволюционирует от военного типа к индустриальному, рассматривая в качестве прообраза второго типа современную Англию.

Где вы читаете чаще всего?

Проголосовали: 1

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
1 комментарий
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Бюрократы - это аппендикс человеческого общества...

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Александр
Подписчиков 527
31.07.2024, 13:55
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 5.1М
Будь то утопия или антиутопия, искусственный интеллект (ИИ) считается будущим здесь, на Земле,...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Руслан
Подписчиков 2367
19.01.2024, 15:32
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.3М
Подробнее
Неинтересно
00:33
Поделитесь этим видео
0
0
Амир
Подписчиков 34
28.12.2023, 09:27
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 4657
В мире науки существует множество методов и инструментов, которые помогают ...
Подробнее
Неинтересно
0
0