Осторожней со словами на работе, или Как не стать виновником оскорбления
Краткое содержание :
Не заладилось. Что дальше?
Рассмотрим ситуацию: вы начальник, руководите коллективом работников. В коллективе есть человек, с которым у вас отношения либо не сложились сразу, либо в процессе долгой работы испортились так, что вы друг друга не переносите, вот настолько, что при одном только упоминании вас начинает трясти.
Подобные ситуации не редкость, все мы люди и подвержены эмоциям. При этом нужно помнить, что "слово не воробей, вылетит — не поймаешь". Так вот, однажды, такой "воробей" вылетел из уст одного заведующего отделением в отношении подчиненной медсестры. Отношения между этими людьми были как раз из разряда "на дух не переношу". Долгий совместный период работы вылился личными неприязненными отношениями.
Итак, одним прекрасным днем после начала смены наш "герой" в процессе очередной рабочей запарки высказался в отношении медсестры весьма красноречивым словом "Ну... корова!". По всей видимости, такие "воробьи" в процессе работы у данного человека в отношении подчиненной вылетали не один раз (помним про взаимоотношения!), но именно в этот день "воробей" прям долетел куда надо. Женщина, недолго думая, пошла и написала заявление в прокуратуру. Казалось бы, "ну что такого в этом слове!" (это я цитирую автора сего высказывания). Действительно, на первый взгляд, вопрос о наличии состава оскорбления вызвал сомнение, но не тут-то было!
Что такое оскорбление
Рассмотрим, как же действующее законодательство толкует нам понятие "оскорбление". Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ст. 5.61 КоАП РФ).
Унижение чести и достоинства — это отрицательная оценка личности в обобщенном виде, направленная на ее дискредитацию, подрыв авторитета человека как в глазах окружающих, так и в своих собственных, так как честь и достоинство — это нравственные категории, связанные с оценкой личности окружающими и самооценкой человека в его сознании конкретной личностью.
Неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.
Важно знать, что вопрос о наличии в действиях лица оскорбления решается в каждом конкретном случае и зависит от двух условий. Во-первых, необходимо установить направленность речи, содержащей оскорбительную лексику, на конкретное лицо. Во-вторых, вопрос об оскорблении конкретного лица решается при наличии в высказываниях инвективных (оскорбительных) слов, а также слов, которые в каждом конкретном случае могут квалифицироваться как инвективные.
В нашем случае специалист, проводивший лингвистическое исследование, установил, что заведующим в отношении медсестры использована зоометафора, которая в случае употребления в отношении человека квалифицируется как инвективная форма, иначе говоря состав ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ готов.
Стоит отметить, что наш герой (кстати, человек носит фамилию известного русского поэта XIX века) высказал свои слова в присутствии других медсестер, что в итоге и вылилось не в самые приятные для него последствия: мало того, что пришлось сидеть краснеть взрослому дяденьке перед молодым помощником, давая объяснения о том, как и кого он называл, так еще в итоге суд установил в его действиях состав оскорбления и назначил штраф 1000 руб., из-за чего и на работе после такого возможны проблемы, например, можно и должности заведующего лишиться.
Кстати, всем участникам пришлось краснеть, особенно забавным выглядел вопрос людей^ "Че, прям говорить? Как назвал?", на что помощник с невозмутимым видом отвечал: "Прям говорить./. я записываю".
Подводя итоги, хочется отметить: будьте осторожны в своих высказываниях в отношении коллег, подчиненных, особенно если отношения у вас не самые приятные. Состав оскорбления можно подтвердить показаниями очевидцев (как в нашем случае), с помощью технических средств (поступало и такое обращение, где человек записал разговор по телефону, где его оскорбляли, в итоге также состав был установлен). Отмечу, что также важную роль играет и лингвистическое исследование.
Чтобы не стать виновником оскорбления
- Самое надежное — держать язык за зубами. Помним, что за мысли у нас ответственности не наступает. Ну бесит вас дико человек, ну не надо высказывать ему все, что вы о нем думаете (кстати, писать, звонить тоже не стоит). На худой конец, прооритесь в подушку дома, побейте грушу в зале, в общем найдите другой способ выгнать негатив. А то представьте, если такое заявление поступит, вам нужно будет найти защитника, прийти в прокуратуру, возможно, не один раз, а потом мало ли еще в суд. Все это трата сил, времени, средств. Оно вам надо?
- Если уж не сдержались, старайтесь сразу избежать условий, описанных выше. Назвали "коровой" при свидетелях, тут же опомнились: "а я пошутил" или "да это я не тебе, это я так, вспомнил про корову у бабушки в деревне и т.д.", то есть при тех же свидетелях указать, что цели оскорбить то не было.
- Если уж сильно хочется высказаться человеку в лицо, то делать это без свидетелей (карманы на наличие диктофона и телефона вряд ли при этом можно проверить), в общем, без доказательств, так как КоАП РФ закреплен принцип презумпции невиновности, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).
Далее, соответственно занимать позицию "Да вы, что? Я такого не говорил и слов таких не знаю". Тяжело доказывать событие, если вы были один на один с жалобщиком, тут, кстати, сомнения, трактуемые в пользу предполагаемого виновника, будут на вашей стороне.
В конце хотел бы отметить, что все-таки мы все в первую очередь люди, и проблемы, даже отношений на работе, на мой взгляд, нужно всегда пытаться решать по-человечески, а если не помогает, вот тогда включать иные методы. Спасибо за внимание!