Древнерусский город Кордно (Корьдно) - главный город земли вятичей

На сегодняшний день исследователям известно два крупных города вятичей - Кордно и Дедославль. Сейчас стоит упомянуть, что если Дедославль выполнял скорее роль религиозного центра, то Кордно или Корьдно, по всей видимости, был, в первую очередь, укрепленным городом с административными функциями, ведь именно там располагалась резиденция князя или воеводы вятичей Ходоты.

Всеволод Иванов. Предстоящая беседа.
«Поучение» Владимира Мономаха сохранило нам такие строки:
«… а на ту зиму повоеваша Половци Стародуб весь, и аз шед с Черниговци и с Половци, на Десне изъимахом князи Асадука и Саука, и дружину их избиша; и назаутрее за Новым городом разогнахам силны вой Белкатгина, а се мечи и полон отяхом. А в Вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих 1-ю зиму, и пакы по Изяславичих за Микулин, и не постигохом их».
То есть вятичи были настолько сильны, что успешно воевали даже с Владимиром Мономахом.
Известно также, что именно среди вятичей набирал основную часть своего войска Вещий Олег для похода на Царьград, что говорит нам об их выдающемся мастерстве в ратном деле. Впрочем, судя по дошедшим до нас сведениям, вятичи вообще являлись одним из наиболее сильных, передовых и искусных во всех отношениях племен древнеславянского мира.

Борис Ольшанский. Идущие на Царьград
Вятичи, по всей видимости, были и наиболее многочисленным славянским племенем, что мы видим даже по карте их расселения - Московская, Тульская, Калужская, Орловская, Рязанская области - все относились к землям вятичей. Эти места славились своими природными богатствами, а проживающее на них племя - своей силой и стойкостью в бою, мудростью в торговле и высокими достижениями в самых разных областях. Археологи обнаружили многочисленные мастерские вятичских кузнецов, гончаров, ювелиров... а также металлургов! Кстати, вятичские металлурги работали на местном сырье - болотной руде, что делало их племя еще более независимым и самодостаточным. Известно, что они успешно торговали с самыми разными странами и регионами - от Западной Европы до арабского мира, где изделия вятичских златокузнецов, оружейников и ювелиров ценились ничуть не меньше, чем природные богатства Руси - меха, мед, и воск.

Традиционные височные украшения вятичей
Где находится Корьдно на карте?
Удивительно, но при всем при этом, стольный город вятичей Кордно до сих пор не найден учеными, в то время как местоположения центральных городов других славянских племен отлично известны и споров не вызывают. Дошло до того, что некоторые историки предложили считать, что в древнюю летопись закралась опечатка и в строчках «ко Корьдну» речь идет не о городе Кордно, а о походе к низовьям Дона «ко корь Дну»… Впрочем с таким переводом согласны далеко не все лингвисты, и почему «корь» вдруг каким-то непостижимым образом приобретает именно такое толкование — непонятно. И как быть с князем Ходотой? Он то уж, очевидно, персонаж исторический. А раз был такой князь, то у него должен быть и город… кроме того, известен этот город славян и арабским историкам, в летописях которых сохранился под названием Хордаб.
Впрочем, претендентов на звание наследника города Кордно немало — благо недостатка в древних безымянных городищах в наших широтах нет (а сколько еще не найденных и неизученных?) Помещают его и в Московскую область, и в Тульскую, и в другие — единогласного же мнения пока все же нет.
Напишем об одной гипотезе, которая кажется наиболее интересной и убедительной. Раз город княжеский и центральный, то, очевидно, стоит согласиться, что его положение должно соответствовать — он точно должен находиться на реке и на пересечении торговых путей. Искать его где-то в глуши смысла нет. При этом, не стоит думать, что это обязательно какое-то забытое и покинутое место, ведь Кордно мог стать основой для какого-то крупного города с другим названием.
Вполне вероятно, что речь идет о Калуге и близлежащих деревнях. Город как раз расположен в зоне проживания вятичей и стоит на важном торговом пути неподалеку от впадения Угры в Оку, что удобно для города в плане сбора пошлин с проплывающих купцов - если поставить город выше на Оке, то его можно было бы миновать пройдя Угрой и наоборот.
Известно, что Калуга по меньшей мере 3 или 4 раза «переезжала» на новое место в пределах обозначенного района, самым первым было укрепленное место на берегу Оки при впадении в нее реки Калужки. Там и сейчас остались трехметровые земляные валы, а поблизости было в свое время обнаружено археологом Иваном Четыркиным не менее 12 крупных курганов. Неподалеку от этого укрепления вверх по течению р. Калужки стоит еще одна раннеславянская крепость, а еще через два километре вверх по Калужке — деревня Городня.

Карта взаиморасположения современной Калуги, деревни Городня, реки Калужка и Оки
Деревня это не простая — это бывшая крепость Городенск, упоминаемая еще в 1158 в грамоте Юрия Долгорукого. Интересно то, что она когда-то была настолько крупной и значимой, что даже волость называлась Городенской. Получается, что две мощные крепости охраняют некую третью крепость (Городенск) со стороны Оки — чем не место для стольного города? То есть Кордно — это в другой транскрипции Гордно, Городня, Городенск, или, попросту говоря — «Город».
Впоследствии первый рубеж обороны - крепость-Калуга, пережившая пожар, следы которого археологи нашли на ее первом месте у впадения Калужки в Оку, переместилась, сохранив прежнее название. Еще через некоторое время Калуга и вовсе вышла на первый план, затмив Гордно, которое она изначально была призвана защищать. С разгромом племени вятичей, название их центрального города и вовсе постарались забыть…
Так является ли современная Калуга «наследницей» древнего города Корьдно или скорее его соперницей за влияние в регионе? Спустя столько веков после описываемых событий точную картину восстановить крайне трудно. Но если мы примем за истину вышеозвученную гипотезу, то нельзя не согласиться с тем, что именно в Калугу должны были перетечь уцелевшие жители Корьдна или Городенска, до которого всего пара километров. Впрочем, и без этого основную часть населения Калуги так и так составляли вятичи, а город этот расположен в самом сердце их земли, так что если где-то сохранялся дух столицы вятичей — то именно там.
В свете вышесказанного интересно отметить некое исключительное отношение всех Рюриковичей — потомков Владимира Мономаха - к «волости Городенка» (заметьте, что название области долго еще сохранялось именно в таком виде). Всегда она была вроде как на особом контроле — князья и цари зачастую именно ее завещают во владение своим старшим сыновьям, братьям или относят в «прямое подчинение» Москве. В Калугу же по какой-то причине убегает Лжедмитрий II… А городской герб Калуги почему-то увенчан золотой короной, аналогично Петербургу. Удивительно, но даже Москва на гербе короны не имеет.
Источник информации: https://snegir.org/post/gorod-kordno-stolitsa-vyatichej/
Спасибо! Прочту и оставлю комментарий!
В древнерусской истории имеется достаточно много загадок, над которыми современные исследователи продолжают ломать голову. Одним из невыясненных вопросов остается локализация топонима Корьдно, встречающегося в «Поучении Владимира Мономаха».
Князь сообщил, что «А въ Вятичи ходихом по двѣ зимѣ на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходихъ 1-ю зиму» [12].
«Город Корьдно упоминается только в «Поучении». Место положения его неясно», отмечает Д. С. Лихачев [10, с. 444]. Большинство исследователей придерживаются мнения, что Корьдно связано с землей вятичей. Известный калужский краевед В. М. Кашкаров отождествлял с ним селение Мосальского уезда Корна в устье ручья Коринки, впадающего в Рессу. Академик Б. А. Рыбаков вслед за Н. П. Барсовым поместил его на берегу реки Зуши, у деревни Карнады (Орловская область), поставив его под знаком вопроса. Имеется версия локализации у деревни Городня (сельское поселение «Деревня Красный Городок») Ферзиковского района Калужской области. Главным недостатком подобных предположений становятся отсутствие археологических находок в тех местах и этимологическое непонимание топонима.
Оригинальную версию выдвинула Т. В. Краснова, которая предложила новое прочтение цитаты: вместо «к Корьдну» — «к корь дну». При этом, значение фразы становится, как поход «к основанию Дона» [6, с. 97-98]. Однако аналогичные обороты нигде больше не встречаются, что ставит под сомнение подобную трактовку у Мономаха.
Напротив, далее в «Поучении» есть упоминание «…и потом пакы на Донъ идохом…», т. е. автор древнерусского текста не определяет положение у Дона (верхний, средний, нижний или еще что-либо подобное). Без деления на части обходятся и другие гидронимы — на Десне, на Стугне, на Буг, на Сулу, на Дон.
Между тем, без особого внимания исследователей остался вопрос-предположение Д. С. Лихачева: «Не есть ли поход «на Корьдну» походом на торков?» [10, с. 444]. Ученый обосновал свою позицию тем, что Мономах не мог не указать про очередную свою победу. Тогда как в летописях сей факт нашел отражение по году 1080: «Заратишас̑ Торцı Переӕславлестии на Русь Всеволод̑ же посла на нѣ сн҃а своег̑ Володимера. Володимер же шедъ побıд̑ Тороки» [11].
«Справедливым» предположение Д. С. Лихачева назвал известный исследователь А. К. Зайцев, уточнив, что «отнесение Корьдна к Черниговской земле очень сомнительно» [5, с. 148]. Однако местоположение поселения так и не было определено.
Очень интересная статья.
Очень интересно. Благодарю.
ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ, кто прочитал и оценил данную публикацию!