Понятие принудительных мер воспитательного воздействия
То, как на данный момент сформулированы положения института принудительных мер воспитательного воздействия, позволяет говорить о них как об индивидуальных средствах уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников. Их наиболее правильно рассматривать как меры уголовно-правового принуждения, применяемые вместо наказания к подросткам, в случаях когда для их исправления не требуется применения карательных методов воздействия.
Определение понятия правовой природы принудительных мер воспитательного воздействия немыслимо без уяснения соотношения их с уголовной ответственностью. К сожалению, ни в ранее действовавшем, ни в ныне действующем уголовном законодательстве не дается четкого и полного определения понятия принудительных мер воспитательного воздействия. Можно здесь сослаться лишь на следующее определение, которое дается в литературе: «Принудительные меры воспитательного характера – это предусмотренные уголовным законодательством, а также Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних меры воздействия, применяемые по определению суда (или по решению комиссии по делам несовершеннолетних) вместо уголовного наказания к несовершеннолетним, виновным в преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, в целях их исправления и перевоспитания» [Курс советского уголовного права. Том 3. Часть Особенная / Отв. ред. Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский. – Л., 1973. – С. 324].
Другие авторы полагали, что принудительные меры воспитательного характера – это меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступление, не представляющим большой общественной опасности, в тех случаях, когда их исправление и перевоспитание возможны без применения уголовного наказания, а также к несовершеннолетним, совершившим иные общественно опасные действия или антиобщественные поступки [Курс советского уголовного права. Том 2. Часть Общая / Отв. ред. Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский. – Л., 1970. – С. 486].
Существовало мнение и о том, что принудительные меры воспитательного характера – это меры воздействия, предусмотренные уголовным законом и назначаемые судом или комиссией по делам несовершеннолетних к со-вершившим преступление несовершеннолетним, исправление которых воз-можно без применения наказания [Уголовное право. Часть Общая: Учебник / Под ред. Н. Загородникова и др. – М., 1966. – С. 444].
Как видно, указанные определения касаются положений ранее действовавшего уголовного законодательства, регламентировавшего применение принудительных мер воспитательного воздействия. К сожалению, определения принудительных мер воспитательного воздействия действующее уголовное законодательство не дает, поэтому авторы толкуют это понятие по-разному. Так, высказывается мнение, что принудительные меры воспитательного воздействия – это не являющиеся уголовным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления [Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. – М., 1996. – С. 484].
Даются определения более упрощенного варианта: принудительные меры воспитательного воздействия – это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения [Уголовное право. Общая часть / Под ред. В.Н. Петрашева. – М., 1999. – С. 518]; принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения, применяемой к несовершеннолетним за совершение ими преступлений [Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Х.М. Ахметшин, О.Л. Дубовик, С.В. Дьяков и др. ; под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М., 2000. – С. 222].
Существует также мнение, что принудительные меры воспитательного воздействия – это не связанные с наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести, с целью их исправления [Упоров, И.В., Грошев, А.В., Невский, С.А. Уголовное право России. Общая часть (краткий курс). – Краснодар, 2002. – С. 153].
Анализ указанных определений показывает, что все они, по существу, представляют собой краткое переложение ст. 63 УК РСФСР 1960 г. либо ст. 91 УК РФ, не раскрывая по существу содержание самих принудительных мер воспитательного воздействия, и попытка дать такое определение, на наш взгляд, целиком зависит от уяснения правовой природы рассматриваемых принудительных мер, что, в свою очередь, определяется соотношением их с уголовной ответственностью и наказанием [Иванов П.В. Правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – № 3. – С. 16].
С точки зрения авторов учебника «Ювенальное право», принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой альтернативные меры уголовно-правового принуждения, применяемые в рамках уголовного закона судом от имени государства к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях и тяжкие, когда исправление этих лиц возможно при помощи мер педагогического характера без назначения наказания или без привлечения к уголовной ответственности в целом.
Из приведенного понятия следует, что меры воспитательного воздействия обладают следующими основными признаками:
-являются мерами государственного принуждения;
-применяются к лицам, не достигшим 18 лет;
-назначаются как альтернатива наказанию;
-назначаются за совершение преступлений небольшой, средней тяжести, а в отдельных случаях и тяжкие;
-при наличии предпосылок для исправления (перевоспитания) несовершеннолетнего без применения к нему наказания [Ювенальное право: Учебник для ВУЗов / А.А. Анисимов, С.А. Буданов, В.Ф. Воробьев и др. ; под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. – М., 2005. – С. 192].
Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что они основаны, прежде всего, на принципе убеждения. С их помощью до сознания несовершеннолетнего доводится недопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается отрицательная оценка их со стороны государства.
Принудительный характер названных мер состоит в том, что правом их назначения обладают органы, наделенные властными полномочиями (суды). Поэтому меры воспитательного воздействия назначаются вне зависимости от воли несовершеннолетнего, а их исполнение обеспечивается принудительной силой государства.
Хотелось бы заметить, что необходимость принудительных мер воспитательного воздействия предопределяется такими обстоятельствами, как существование преступности несовершеннолетних, спецификой причин и условий преступности несовершеннолетних, потребностью в разгрузке системы уголовной юстиции (экономия репрессии, индивидуализация ответственности, презумпция дальнейшей позитивной социализации), а также специфическими социально-психологическими особенностями несовершеннолетних правонарушителей, условиями формирования личности несовершеннолетнего (особенностями социализации в этом возрасте), потребностью в особом обращении с несовершеннолетними правонарушителями.
Вместе с тем, возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия тесно связана с их эффективностью, которая находится во взаимосвязи с прогнозированием, т.е. предположением о том, что исправление несовершеннолетнего возможно путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, а не только привлечения их к уголовной ответственности и назначения им уголовного наказания.
Таким образом, под принудительными мерами воспитательного воздействия понимаются такие предусмотренные уголовным законом и обеспеченные государственным принуждением специальные меры, которые предназначены для уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, в целях их исправления и предупреждения с их стороны новых преступлений без привлечения таких лиц к уголовной ответственности и (или) без применения уголовного наказания.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия, в свою очередь, представляет собой специфическую форму реакции государства на преступления несовершеннолетних, которая в одних случаях предполагает полное освобождение указанных лиц как от уголовной ответственности, так и от наказания (ст. 90 УК РФ), в других — осуждение несовершеннолетнего и возложение на него ответственности, но с освобождением от наказания (ст. 92 УК РФ).