Василий
Василий Подписчиков: 6150
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3473

Ложь и мифы советского периода про Российскую Империю. Поголовная безграмотность.

62 дочитывания
32 комментария
Эта публикация уже заработала 4,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Каждому оканчивавшему советскую школу было «известно», что Российская Империя (РИ) была страной, в которой население было почти поголовно безграмотным. Как рассказывали советские учебники, сама революция и делалась для того, чтобы осуществить «вековую тягу» народа к образованию. На пути которой стоял «реакционный царизм».

Эти пропагандистские установки долгие годы вбивались в школьные головы советских детей. И в реальности они оказались глубоко ложными антиимперскими и русофобскими мифами.

Образование в Российской Империи (РИ) было чрезвычайно разноплановым. И весьма специализированным. Министерство народного просвещения не было монополистом в обучении, в отличии от того, как это было в советской практике. Многие министерства имели свои учебные заведения. Поэтому, когда говорят об образовании и показывают только цифры по Министерству народного просвещения, вас обманывают. Имперское образование было более сложным государственно-общественным механизмом, не снившимся забюрократизированной республиканской школе последующих ста лет.

В целом, в Российской Империи существовало четыре уровня образования: начальные школы (от 2 до 5 лет образования); общеобразовательные или посленачальные школы (срок обучения вместе с начальными школами был от 6 до 8 лет); гимназии (классические, реальные, семинарии, кадетские корпуса) – среднеучебные заведения, где учились 7-8 лет; и высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, специализированные училища и т. д.).

Расходы по Министерству народного просвещения на 1914 год составили 161 млн рублей. Но это была малая часть того, что тратилось на организацию образования в РИ в целом. Общие расходы всех ведомств на образование составляли почти 300 млн (См.: Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009).

Российская Империя не была демократическим государством, но это не исключало самого широкого самоуправления на местах и никак не препятствовало огромному участию в образовании земских и городских самоуправлений. Благодаря тому, что Земства имели свой, независимый от Центра бюджет, их вложения были даже ещё больше – около 360 млн. Так что общий имперский бюджет доходил до 660 млн золотых рублей. Это примерно 15-17% от всех расходов Империи (из них 8-9% госбюджета). Такой доли расходов на образование не было никогда, ни в советские времена, ни в постсоветские.

При этом бюджет Министерства народного просвещения увеличивался даже во время войны. Так, в 1916 году он составлял 196 млн. В целом за царствование Императора Николая II бюджет этого министерства увеличился более чем в 6 раз. Хотя общий бюджет Империи увеличился с 1 млрд 496 млн (1895) до 3 млрд 302 млн (1913). Бюджет на образование рос значительно быстрее, чем общеимперские расходы на остальные государственные задачи.

Количество учащихся гимназического уровня всех видов и всех ведомств в Российской Империи составляло около 800 000 человек. И около 1 млн учащихся было во всевозможных посленачальных заведениях Империи. (http://old.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf).

И это притом что, по расчётам знаменитого британского экономиста Агнуса Маддисона (1926–2010), ВВП Российской Империи (без Польши и Финляндии) составлял 8,6% от мирового ВВП, а население – 8,7% от мирового населения. (См.: Agnus Maddison, Historical Statistics for the World Economy).

Грамотность населения

В Российской Империи к 1916 году было около 140 тысяч различных школ. В которых училось около 11 миллионов учеников.

Сегодня в РФ, кстати, примерно столько же школ.

Ещё в 1907 году в Госдуму был внесён закон «О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи». Но думская волокита постоянно откладывала рассмотрение этого закона.

Несмотря на это противодействие со стороны «народных» избранников, государство и земство фактически без формального закона вводили всеобщее, обязательное и бесплатное начальное образование.

Государь в порядке 89-й статьи Основных Законов, позволявшей обходить неповоротливых депутатов, издал Указ от 3 мая 1908 года, где было Высочайше повелено выделить дополнительное государственное финансирование на развитие бесплатного образования. В том числе стала проводиться в жизнь программа увеличения числа школ и их доступности (не более 3 вёрст в радиусе друг от друга).

В результате проводимых мероприятий к 1915 г. в Московской губернии грамотными были уже 95% мальчиков 12-15 лет и 75% девочек (Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1916). Ещё в 7 губерниях грамотными были 71-80%, в 20 губерниях – 61-70%.

По данным частичной школьной переписи января 1915-го, в центральных великорусских и большой части малороссийских губерний было обеспечено фактически полное обучение мальчиков. Статистику «портили» неевропейские регионы Империи.

Предпоследний министр просвещения Российской Империи (1915–1916) граф П.Н. Игнатьев уже в эмиграции приводил цифру в 56% грамотных от всего населения Империи на 1916 год.

Полная грамотность всех детей в Российской Империи такими темпами была бы достигнута к периоду между 1919 и 1924 годом. Все дети Империи проходили бы начальное обучение в 4-или 5-летних начальных школах и при желании и дарованиях способны были бы дальше учиться в гимназиях или высших начальных училищах.

Подтверждением этих цифр являются данные Военного министерства. В 1913 году было призван 10 251 новобранец в Императорский русский флот, из них только 1676 были малограмотными и только 1647 неграмотными (См.: Военно-статистический ежегодник за 1912 год (СПб., 1914. С.372-375.). Среди же рядового состава армии из 906 тысяч человек числилось лишь 302 тысячи малограмотных. Неграмотные вовсе не числились.

Но революция, воплотившись в России, поставила на дореволюционной школе жирную красную звезду и отбросила решение вопроса о всеобщем образовании практически на десять лет. Только Постановлением ЦИК И СНК Союза ССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 года коммунисты смогли ввести всеобщее обязательное (четырёхлетнее) обучение.

32 комментария
Понравилась публикация?
29 / -7
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 32
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
12.02.2020, 20:16
Калининград

Безграмотный - пишущий неграмотно.

Неграмотный - не знающий грамоты.

Если в империи все было так здорово, что же проклятые большевики 20 лет учили народ читать и писать!

+14 / -5
картой
Ответить

Кто учил?... Это коммунист Макарка Нагульнов учил, который несколько "аглицких" слов целый месяц выучивал?... Или может быть Разметнов с Давыдовым и дедом Щукарем учили?...

+2 / -5
Ответить
раскрыть ветку (0)
16.02.2020, 23:39
Великий Новгород

Так многие так и остались с 4 классами образования и при советской власти.

Так же и без революции мы пришли бы к массовому обучению грамоте и к полному обязательному образованию. Ведь и в Европе сначала простой народ был безграмотным, а сейчас все образованные--без революций.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

В СССР было узаконено всеобщее среднее образование. Причём и среднее разных типов и высшее образование были бесплатными.

+15 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Врем не Мы, а историки работающие на ту или иную власть! А также сама власть, для достижения своих корыстных интересов.

+15 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

А малограмотным считался тот кто мог прочесть вывеску, а грамотным, тот, кто мог написать свое имя...

+8 / -2
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Хотелось бы ссылочку на источник информации, пожалуйста...

+6 / -1
картой
Ответить

Александр 1961Пишет 12.02.2020 в 12:30
Хотелось бы ссылочку на источник информации, пожалуйста

Смотрите в тексте ссылки на источники.

+2 / -3
Ответить

Источник: Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи / В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ (научных рецензентов нет). — М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО НЕ УКАЗАНО, типография ООО “Инфокор”, 2009. — 200 (двести) экз.

Характеристика источника

На обложке указано наименование академического института, в котором работает автор (ИИЕТ РАН), что вводит в заблуждение. Создаётся ложное впечатление, что книжка якобы прошла все этапы подготовки публикации в учёном совете и/или РИО (редакционно-издательском отделе) — все эти атрибуты являются взаимоисключающими с пометкой «В авторской редакции» («самиздат»).

Научной апробации книга в названном институте не проходила. Автор лишь, предположительно, делал о ней доклад на семинаре. Семинар, в силу его статуса как заслушивания и, возможно, устного обсуждения, без протоколов — не правомочен выносить научные заключения. Кроме того, объявление о семинаре не есть подтверждение факта его проведения; состав участников неизвестен.

Ввиду отсутствия издательства (печать с оригинал-макета, предоставленного автором) соответственно, нет ни научного, ни технического редактора. Отсюда: орфографические ошибки (тема: образование!), произвольное написание с заглавных букв терминов, которые в академической науке принято (если не идёт речь о цитировании) писать с прописной: Государство, Революция, Церковь, Царь и т.п. Зато с прописной некоторые фамилии, и т.п.

Отсутствие книги в плане работ института косвенно подтверждается её отсутствием в разделе «Наши работы» (http://www.ihst.ru/publications) на сайте ИИЕТ РАН.

Информация о самоизданном источнике присутствует только на личной странице автора на сайте института (www.ihst.ru. За её содержимое институт ответственности не несёт; в то же время у гостей сайта создаётся обманчивое впечатление, что перед ними «академический труд».

Косвенный фактор: тираж (200 экз.) ниже среднеминимального (500-975 экз.), типичного для монографий, которые официально заявлены на сайте ИИЕТ как выпущенные под его эгидой.

Ссылок на данную работу в научных трудах третьих лиц не обнаружено.

Вместе с тем, в Интернете налицо «раскрутка» книги на форумах и блоках, носящая порой агрессивный характер по отношению к критикам. По идейной направленности все ресурсы, рекламирующие книгу однородны, а их содержимое зачастую тенденциозно. При сопоставлении контента в ряде случаев — признаки того, что пиар книжки осуществляют один-два человека, использующие одни и теже тезисы и иллюстрации. За счёт этого по Яндексу «накручено» немало ссылок на источник, имитирующие его популярность.

Помимо критики в Интернете, найдена как минимум одна критическая статья в ВАКовском журнале, в которой в названной работе выявлены факты, трактуемые критиком как научная недобросовестность Сапрыкина. Cherurbino

Вопрос участника Борис Романов: Почему не приведено название журнала и статьи? Есть ли линк? Борис Романов

Журнал «Общество. Среда. Развитие», № 2 (11) за второй квартал 2011 года. Входит в «Перечень ведущих рецензируемых журналов ВАК. На данный момент на сайте не выставлен. В моём распоряжении только pdf статьи; если кто может подсказать процедуру, как, не нарушая прав журнала, обеспечить её доступность — немедленно так и поступлю. Cherurbino 19:24, 27 июля 2011 (UTC)

Как сообщили мне в редакции этого журнала, это статья... того самого И.Пыхалова (!), автора "критики" книги Д.Сапрыкина в ЖЖ - см. подробнее в следующем разделе "Внешние обсуждения книги Д.Сапрыкина"Борис Романов 11:44, 28 июля 2011 (UTC) Борис Романов

Ряд утверждений автора вступает в резкое противоречие с отечественным и зарубежным мейнстримом. Центральное среди них — вводимое в оборот понятие «реформ графа Игнатьева» не как нереализованного плана, а как некоего факта, состоявшегося благодаря Николаю II. В этой части крупнейшим из учёных, кому на сегодня заочно оппонирует к.ф.н. Сапрыкин, на сегодня является проф., чл.-корр. Российской академии образования М.В.Богуславский (см. «Бесславный конец школьной реформы»), придерживающийся (как и множество его предшественников) оценки реформ как проваленных, а самого понятия «образовательная политика» применительно к Николаю II — как несуществующего (указ. Авт., 2002, с.3). Следует отметить, что, возможно ввиду частноинициативного, а не научного характера издания, книга Сапрыкина в поле зрения академика не попала, и до сих пор ни Богуславский, ни кто-либо другой из признанных учёных на эту «смелую гипотезу» Сапрыкина не отреагировал.

Книга также насыщена большим объёмом постороннего материала, не имеющего прямого отношения к заявленной теме («Образовательный потенциал»). Многие размышления носят не научно доказанный, а публицистический характер, не подкреплены ссылками на источники либо собственными расчётами (полное обучение мальчиков в центральных губерниязх и др.)

В институте естествознания автор работает с 1999 года. Недавно занял должность руководителя структурного подразделения института («центр исследований научно-образовательной политики»). Судя по библиографии его трудов, Сапрыкин не может быть отнесён к числу признанных специалистов в конкретной области, к которой относится книга «Образовательный потенциал» (история образования, отчасти педагогика). Специальность по диссертации — философия науки, по ней автор опубликовал ряд АИ. По образованию — физика/прикладная математика, второе высшее — экономист.

Другие труды по образовательной тематике за рубежом немногочисленны. Это «Государство, общество и фундаментальное образование: континентальная, британская и американская модели» и «Концепция образования и науки в „Идее университета“ Джона Генри Ньюмана» (обе 2007). Ряд утверждений относительно истории образования за рубежом приближается в ВП:МАРГ (например, утверждение об отсутствии всеобщего обязательного образования в Англии после 1870 года, когда был принят Закон о начальном образовании (акт Форстера). В совокупности с не основанными на фактах домыслами относительно введения всеобщего образования до 1917 года, это существенно искажает историческое сопоставление между царской Россией и Англией в пользу первой.

С научным освещением тематики образования в России знаком поверхностно, до выхода спорной книги ни с кем из признанных авторов по этой тематике не полемизировал.

+16 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вторая ссылка:

Примечания в "Военно-статистическом ежегоднике" к этим данным резюмируют: «Нижних чинов, получивших образование в различных школах, ничтожное, всего 10,74%. Остальная масса (89,26%) не получила никакого образования» «Грамотных, т.е. умеющих читать и писать, около половины всего состава (47,41%), умеющих только читать — 24,09%, остальные вовсе неграмотны — 28,59%»[20].

Примерно то же соотношение групп по грамотности приводит на 1913 год для русской армии и В. Д. Поликарпов: грамотных — 48,3 %, малограмотных — 23,7% и неграмотных – 28%[21].

В таблицах, составленных на основании статистики, объединявшей грамотных с полуграмотными[22], БСЭ, приводя динамику снижения доли неграмотных призывников за 1875–1913 годы[23], заключает, что даже «принимая за грамотного умевшего написать лишь свою фамилию», выходит, что «накануне первой мировой войны каждый четвёртый новобранец был неграмотным»[22]:

Процент неграмотных призывников в России по пятилетиям.

Годы 1875 1880 1885 1890 1896 1900 1905 1913

%% неграмотных 79% 78% 74% 69% 60% 51% 42% 27%

После проведения всеобщей мобилизации с началом войны доля неграмотных и полуграмотных среди новобранцев возросла до 61 %.

В это же время неграмотных новобранцев в Германии было 0,04 %, в Англии — 1 %, во Франции — 3,4 %, в США — 3,8 %, в Италии — 30 %[24].

+16 / -1
Ответить

Ну, вы, в общем, не плохо поднаторели в демагогии. Чувствуется партийная школа.

+7 / -13
Ответить

ВасилийПишет 12.02.2020 в 15:53
Чувствуется партийная школа.

Опять мимо. Жду следующую попытку.

+10 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Василий, прежде чем ссылаться на литературу - надо проверить историю ее появления. Так что Ваша "свинья" в комментариях принадлежит исключительно Вам. Забирайте хрюшу - она, несомненно, Ваша.

+14 / -1
Ответить

www.google.com - тысячи ответов на запрос о состоянии образования подтверждают почти поголовную безграмотность жителей российской империи. Общеизвестно, что "царское" образование было сословным. При 87% крестьянского населения, реальный доступ к гимназии и университету имели лишь разночинцы, немногие квалифицированные рабочие и дворяне. Очень немногие из зажиточных крестьян отправляли детей в ЦПШ. Помним по Некрасову: "батька на сынишку издержал последний грош" Попы за основы счета, правописание и закон божий брали мзду. Откель же было взять грамотных, если учились только избранные? ! Автор не утруждает себя арифметическими подсчетами, так как, вероятно, получил образование при Николае Кровавом. :) Большевики ввели всеобщее образование, а ликбезы стали революционным скачком в сфере образования в СССР. Автор этой фантастической статьи в качестве аргумента налегает на сослагательное наклонение, что вообще неприемлемо в истории, но в свою очередь гигантская отдушина для фантазеров и фальсификаторов всех мастей: "Полная грамотность всех детей в Российской Империи такими темпами была бы достигнута к периоду между 1919 и 1924 годом. Все дети Империи проходили бы начальное обучение в 4-или 5-летних начальных школах и при желании и дарованиях способны были бы дальше учиться в гимназиях или высших начальных училищах. " - Во, как! :))

+13 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Василий, Ваша хрюша нагадила. Кучку дерьма тоже забирайте - она Ваша.

И, добрый совет (хотя, даю не более 10%, что Вы его услышите..), не пишите сомнительные статейки на не проверенном материале. Тогда и дерьмом кидаться не придется. Нравится Вам царь батюшка, так и собирайте про него достоверную информацию, размышляйте, а уж потом делитесь. И вообще, Вас куда-то тянет в странном направлении. Вот про колчака юбилей недавно вспоминали. Согласен, что в молодости он был человек выдающийся. Но потом стал творить такое, что его именем до сих пор собак называют. Так можно докатиться до того, что и гитлер не так уж и плох был... Или Вы уже докатились до этого и скоро "порадуете" нард новой публикацией?

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Да! Про колчака, наслаждайтесь...

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (32)

Утро из Саратова

Город славится своей уникальной архитектурой, богатой историей купеческого города, а также своей ролью как «хлебной столицы» и центра производства пшеницы и подсолнечника.
00:17
Поделитесь этим видео

Почему доллар стремительно летит вниз? Американская валюта превратится в бумажку?

Доллар США — официальная валюта Соединенных Штатов Америки и одна из ключевых мировых резервных валют. Его символ ($) широко узнаваем, а сам доллар служит мерилом стоимости товаров и услуг по всему миру.