Характерные черты полицейских систем стран Южной Европы. Часть Первая
Полицейским системам стран Южной Европы присущи следующие характерные черты:
1. Наличие нескольких самостоятельных, имеющих особый правовой статус, правоохранительных полицейских организаций различной подчиненности, обладающих взаимопересекающимися полномочиями в области обеспечения общественной безопасности: национальной полиции (государственный институт, выполняющий задачи по охране и обеспечению общественной безопасности в составе гражданской администрации) и жандармерии (государственный институт специальных полицейских формирований вооруженных сил, выполняющий задачи по охране и обеспечению общественной безопасности, как в военной, так и в гражданской сфере, под общим руководством гражданской администрации, но под непосредственным командованием своих командиров).
Высшей государственной властью параллельное существование национальной полиции и жандармерии признается обоснованным и целесообразным. Множественность полицейских организаций различной подчиненности делает возможным использование их для взаимного контроля, позволяет нейтрализовать лоббирование чьих-то узких интересов, становится определенной гарантией внутриполитической стабильности.
Достаточно жесткая конкуренция присуща, например, подразделениям Гражданской гвардии (в Испании), Национальной республиканской гвардии (в Португалии);
2. Широкие полномочия Министерства внутренних дел в различных областях общественной жизни.
Дело в том, что МВД в странах Южной Европы осуществляет свою деятельность в двух сферах: первая – чисто полицейская, вторая – включает в себя решение различных внутренних социальных, административных и политических проблем.
В состав МВД южно-европейских стран входят службы: криминальной полиции, политической полиции, охраны границ и пограничного контроля (совместно с жандармерией), надзора и регламентации, оперативного вмешательства, патрульно-постовая и др. При этом, практически исключена возможность использования полиции и жандармерии вне их прямого предназначения [1].
Положение полицейского аппарата в странах Южной Европы обусловлено конституционным разграничением компетенции между судебной и исполнительной властью. Функции определения виновности и применения репрессивных мер за нарушения закона всецело принадлежат судебным инстанциям, в то время как полиция и жандармерия, являясь институтами исполнительной власти, призваны обеспечивать надлежащие условия для этого.
Статья 126 Конституции Испании [2] гласит: «Судебная полиция в своих действиях по расследованию преступлений, обнаружению правонарушителей и доказательству их виновности подотчетна судьям, судам и прокуратуре».
Статья 109 Конституции Италии [3] еще более лаконична: «Судебная власть непосредственно распоряжается судебной полицией»;
3. Наличие института префектов (комиссаров Республики) – представителей центрального правительства в административно-территориальных единицах страны.
Префекты (правительственные комиссары) назначаются главой государства по представлению главы правительства и подчиняются непосредственно министру внутренних дел. Они играют чрезвычайно важную роль в обеспечении интересов центральной власти, единообразия и последовательности в управлении органами исполнительной власти на подведомственной территории, в том числе и правоохранительными органами, а также контроле за органами местного самоуправления.
Эти должностные лица осуществляют контроль за соблюдением законодательства со стороны органов местного самоуправления и общее руководство деятельностью подразделений полиции и жандармерии на местах, что позволяет им оказывать большое влияние на работу всех составных частей полицейского и жандармского аппарата независимо от их ведомственной принадлежности и источников финансирования.
Положение о правительственном комиссаре зафиксировано в ст. 124 Конституции Италии (аналогичным образом административно-правовой статус префектов урегулирован в законодательстве Испании, Португалии).
Литература:
1. Полицейская система демократического государства. URL: http://isfic.info/intpolice/scur02.htm
2. Испанская Конституция: одобрена Генеральными Кортесами на пленарных заседаниях Конгресса депутатов и Сената 31 октября 1978 года, утверждена испанским народом на референдуме 6 декабря 1978 года, подписана Е.В. Королем перед Генеральными Кортесами 27 декабря 1978 года / Перевод П. Романа. – М.: Посольство Королевства Испании в Российской Федерации, 1995; Испания. Конституция и законодательные акты. Перевод с испанского / Пер.: Э.М. Борисов, Т.И. Ильинская; Под ред. и со вступ. Ст.: Н.Н. Разумович; Сост. и вступ. Ст.: В.А. Савин. – М.: Прогресс, 1982. – 352 c.
3. Конституция Итальянской Республики: принята 22 декабря 1947 г. / Пер. с итал. Л.П. Гринберга // Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997. – С. 423-450.
Спасибо, было интересно)
Первая публикация - часть большой работы: за ней - будут следующие.
Спасибо!