Стадии (этапы) расторжения трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Стадия Первая

6 дочитываний
11 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,10 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Стадия Первая 0150 определение перечня штатных единиц (конкретных должностей), которые должны будут быть сокращены.

Принятие решения

Руководством организации в силу обстоятельств и причин объективного и субъективного характера было принято решение об уменьшении общего количества персонала. Первым шагом должно стать издание приказа о проведении конкретных мероприятий в контексте будущего сокращения численности или штата. На практике зачастую работодатели не утруждают себя разработкой типовой, утверждённой в официальном порядке, формы вышеназванного приказа, в котором должны быть отражены:

  • точная дата предпринимаемого сокращения,
  • вносимые в действующее штатное расписание изменения (корректировки).

Вместо этого, работодатель издаёт приказ, которым работники просто уведомляются о реально возможном увольнении на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Как следствие – внесение путаницы в правовую процедуру сокращения и значительное затруднение процесса правоприменения.

Штатное расписание

Касательно самого штатного расписания, Д.И. Ивашин утверждает, что в правоприменительной практике вовсе не редки случаи, когда у работодателя:

а) вообще отсутствует штатное расписание или

б) оно не утверждено в порядке, который прописан в учредительных документах юридического лица (организации).

В связи с этим необходимо срочно его разрабатывать и утверждать уже «задним числом», чтобы не вызвать подозрений у контролирующих, а также (при возникновении необходимости) и у судебных органов.

По мнению вышеназванного автора, встречаются и такие ситуации, когда в приказе о внесении изменений в штатное расписание неправильно указывается временная дата вступления в силу новой его редакции. Согласно нормам трудового законодательства, новое штатное расписание должно начать своё действие со следующего дня после проведённого сокращения численности или / и штата работников. В противном случае, должен быть констатирован факт незаконного увольнения на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ [1].

Итак, накануне спланированного и утверждённого (надлежащим образом оформленного) сокращения численности или / и штата работников у работодателя должно быть действующее штатное расписание. А также в него должны быть внесены соответствующие изменения, предусматривающие упразднение (сокращение) отдельных штатных единиц (конкретных должностей). При этом они должны быть реально сокращены, а не переименованы, реорганизованы.

Таким образом, расторжение трудового договора с работником на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ имеет под собой серьёзную доказательственную базу. Прежде всего оно должно быть законным и обоснованным: согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 41-В 10-24 «Дело о восстановлении на работе, признании незаконным приказа об увольнении, его отмене, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, судебных расходов, компенсации морального вреда направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как судами не были учтены нормы трудового законодательства, позиция Конституционного суда РФ, в связи с чем вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного иска является преждевременным» [2], для констатации вышеназванных свойств необходимо подтверждение следующих условий:

1) производится ли в действительности сокращение численности или штата работников (в качестве способа доказывания выступает сравнение старой и новой численности или штата работников);

2) связано ли намерение работодателя уволить конкретного работника с изменением организационно-штатной структуры организации.

Неоспоримыми доказательствами того, что сокращение численности или / и штата состоялось в действительности (в реальности), суд кассационной инстанции одного из субъектов Российской Федерации считает:

1) приказ о сокращении численности или штата работников;

2) новое штатное расписание, которое утверждается до начала проведения соответствующих мероприятий [3].

Суд апелляционной инстанции г. Москвы конкретизирует содержание одного из названных выше доказательств – нового штатного расписания: в нём настоящее количество штатных единиц меньше, чем в ранее действовавшем штатном расписании [4].

С позицией вышеупомянутого суда солидарна и О. Байдина [5].

Резюме

В итоге, получается, что в теории уволить работника на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не так уж и просто. В частности, в инициированным сокращённым лицом судебном процессе работодателю вменяется в обязанность доказывание действительного сокращения численности или штата, причём не просто сравнением количества работников до и после сокращения и содержания прежнего и новопринятого штатного расписания. С точки зрения Ф. Махмутова, это объясняется тем, что велика вероятность оформления и представления работодателем в процессе судебного разбирательства не имеющих ничего общего с реальной действительностью списков работников, исполняющих в его организации трудовые обязанности. После представления затребованного судом действующего списка, в котором отражены численный и штатный составы персонала, «работодатель может вновь внести в него изменения и изложить в редакции, в которой будет отражаться действительное количество работников», после чего, руководствуясь уже изданным списком, организация будет конструировать заново свой численный (а также штатный) состав [6].

Таким образом, для констатации действительного сокращения численности или штата совершенно недостаточно одного нового штатного расписания. Необходима также соответствующая информация, могущая исходить как от новых работников, принятых на работу в организацию уже после проведения процедуры сокращения, так и от оставшихся на прежних рабочих местах членов трудового коллектива.

Ещё один важный момент, на который может быть обращено особое внимание в отдельно взятом судебном процессе, – это то, с чем было связано увольнение того или иного работника на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ:

  • со структурно-организационными изменениями юридического лица
  • или с носящими личный характер необоснованными (надуманными) претензиями.

В данном случае, подлежит выяснению следующий факт: «продолжает ли существовать и поручена ли другому работнику трудовая функция», которая выполнялась конкретным работником вплоть до его увольнения по сокращению численности или штата, в масштабе всех структурных подразделений организации [7].

  • Итак, для правильного исполнения первой стадии правовой процедуры увольнения на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ необходимо издание нескольких локальных актов: приказа о проведении мероприятий по сокращению,
  • приказа о сокращении численности или / и штата,
  • приказа об утверждении нового штатного расписания.

Литература:

1. Ивашин Д.И. Проблемы расторжения трудового договора в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя // Актуальные проблемы права. – 2016. – № 3. – С. 102; Ивашин Д.И. Проблемы расторжения трудового договора в случае сокращения численности или штата работников организации // Психология. Экономика. Право. – 2014. – № 4. – С. 90.

2. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Кассационное определение Астраханского областного суда: принято 29 июня 2011 г. по делу № 33-1983/2011; Котов В. Споры с работниками, увольняемыми при сокращении численности или штата организации // Трудовое право. – 2015. – № 6. – С. 14.

4. Апелляционное определение Московского областного суда: принято 14 августа 2012 г. по делу № 33-16064/2012.

5. Байдина О. Увольнение в связи с сокращением численности или штатов работников организации: практический аспект // Административное право. – 2015. – № 2. – С. 104.

6. Махмутов Ф. Увольнение работников по сокращению численности и штата: вопросы обоснованности // Трудовое право. – 2012. – № 7. – С. 26.

7. Махмутов Ф. Увольнение работников по сокращению численности и штата: вопросы обоснованности // Трудовое право. – 2012. – № 7. – С. 29-30.

11 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 11
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Благодарю, познавательно.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо Асхат. Интересная и актуальная информация.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Спасибо! Нечасто тут встретишь качественную публикацию с профессиональным анализом проблемы со ссылками на источники!

+1 / 0
картой
Ответить
DELETE

Очень давно сформировалась профессиональная привычка писать исключительно КАЧЕСТВЕННО серьёзные работы! Вполне возможно, что мои статьи - есть в Интернете: одна - точно есть в СПС Консультант Плюс!

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Расторгнут по взмаху ручки.

раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (11)

Как пополнить бюджет казны?

Налоговые мытари, ненародные неизбранники уже не знают как изголиться чтобы ободрать чернь до кровавого мяса, вытрясти из народа последние гроши. А вот богатых они не трогают, ибо сами не бедные.

Из-за повышения налога на добавленную стоимость с 20 до 22% плата за свет поднимется уже с января 2026 года. Сообщение ФАС.

Федеральная антимонопольная служба представила свежий проект нормативного акта, который пересматривает максимально допустимые и минимально приемлемые расценки на электроэнергию для населения.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы