Князь, княжеская власть, княжеская дружина в Древней Руси (материал - из своей Диссертации)
Со времен появления первых князей в Древней Руси княжеская власть приобрела родовой характер. В отличие от германцев, для славян вплоть до XI в. иногда было характерно соправительство. Потом оно уступило место территориальному делению власти между членами княжеского рода (данный процесс начался в середине XI в.).
Поначалу в славянских общинах, по словам русского историка XIХ в. В.И. Сергеевича, каждый свободный ощущал себя носителем и обладателем безраздельной совокупности частных и общественных прав. Даже при господстве коллективного начала все равно, рано или поздно, должна была появиться руководящая, направляющая дальнейшее развитие племени сила. Как и германцы, славяне также участвовали в многочисленных переселениях с места на место, попутно вступая в контакты с более или менее воинственными соседями. И здесь в качестве верховного предводителя начинал выступать военачальник (в будущем – воевода), занимавшийся лишь вопросами обеспечения безопасности и сохранения мира для своего племени.
В древнеславянском языке имелся «специальный термин «кунинау» (подобно германскому «kuning»), обозначавший первоначально обладателя военной власти, может быть – государственной власти и жреческого достоинства» [1].
Князь приобретал власть одновременно по наследованию: «наследование было началом родовым, княжеским, и в дальнейшем своем развитии привело к единству России…» [2] и по избранию. «Обычный порядок наследования следовал порядку старшинства членов рода, т.е. от отца к старшему сыну. Избирается же князь лишь при прекращении или отсутствии представителя княжеского рода. Власть нового князя освящается и укрепляется обязательным согласием народа. …Совпадение начал наследования и избрания в одинаковой мере присуще и древнегерманскому праву; оно дожило в московском праве до XVII в., а в польском – до конца XVI в.» [3].
Вместе с избранием князя народом иногда совмещалось и смещение князей, предварявшееся выбором другого князя и имевшее вид насильственного переворота с элементами предварительного заговора.
Основные государственные полномочия князей: а) организация внешней защиты государственных границ и самого государства; б) осуществление всей полноты верховной власти: как светской, так и духовной (в частности. Назначение и низложение церковных лиц, содействие установлению церковных законов); в) сосредоточение всей полноты законодательной и военной власти, а также выступление в качестве последней судебной инстанции; г) заключение с населением некоторых русских земель «ряда» (договора) по правам и условиям исполнения в этих территориальных образованиях полномочий высшей власти (в раннесредневековых германских королевствах такого явления не наблюдалось); д) назначение княжеских судей для решения как государственных, так и (впоследствии) местных споров [4].
Несколько слов о той реальной силе и мощи, на которые опирался князь (или король) во всех своих начинаниях и свершениях. Речь идет о дружине – «произвольном союзе воинов» (германский вариант).
У германцев: «браннолюбивая молодежь собиралась к какому-нибудь всеми уважаемому вождю и приносила обет жить и умереть с ним вместе» [5]. Взамен этого они получали земли как награду за службу (т.е. beneficium) и распоряжались ими на праве пожизненного владения. Предводитель дру-жинников назывался антрустионом (Antrustio): «он приносил особенную присягу на верность, клялся быть под рукою короля и с тех пор состоял in truste dominica (доверительном подчинении)» [6].
У славяно-русов: самыми лучшими по совокупности личностных качеств в дружине считались бояре или боляре (т.е. воины); следом за ними отмечались мечники – дружинники, зачастую выполнявшие судебные функции [7]; далее следовали в виде особого разряда гридни [8]. По поводу этой категории весьма любопытно мнение И.Ф.Г. Эверса: «Гридин я прежде переводил Haushofmeister; таковых чиновников могло быть много, и они были тоже, что при Норвежском дворе Гирды, чья должность состояла в охранении особы короля и всего принадлежащего к Королевскому достоинству и которые потому всегда находились близ него» [9] (эта часть дружинников вполне идентична возникшей впоследствии гвардии при российских монархах).
Литература:
1. См.: Суворов, Н.С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. – Ярославль, 1893. – С. 225.
2. Градовский, А.Д. Собрание сочинений. – СПб., Тип. М.М. Стасюлевича, 1899. – Т.1. – С. 356.
3. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1995. – С. 65.
4. О княжеском суде: ст.ст. 42, 52, 79, 100 Пространной редакции Русской Правды.
5. Кольрауш. История Германии с древнейших времен до 1851 года. Часть 1. С древнейших времен до Карла V. – М., Типогр. Л. Степановой, 1860. – С. 25.
6. Кольрауш. История Германии с древнейших времен до 1851 года. Часть 1. С древнейших времен до Карла V. – М., Типогр. Л. Степановой, 1860. – С. 128.
7. О мечниках: ст.ст. 1, 32, 41 Краткой редакции Русской Правды; ст. 86 Пространной редакции Русской Правды.
8. Ст.1 Краткой редакции Русской Правды.
9. Эверс, И.Ф.Г. Древнейшее русское право в историческом его развитии. – СПб., Тип. Штаба Отд. Корпуса Внутр. Стражи, 1835. – С. 246.
ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА: не расценивать данную публикацию, как скачанную из Интернета.
Это - часть Параграфа 1.2 Главы 1 МОЕЙ ДИССЕРТАЦИИ на соискание степени кандидата юридических наук под названием "Германская и российская правовые системы в XI – XVII веках: эволюция процессов сближения законодательств" (специальность 12.00.01), полностью написанную в 2007 году.
Уважаемый автор! Люди, которым интересны Ваши публикации, ставящие Вам пять звёзд, естественно, понимают, что это - авторский материал. Причём, написан он прекрасным языком! Всё логично и ясно излагается. В сегодняшней публикации, к примеру, мне интересно было узнать, как появились на Руси воеводы. И всё остальное тоже. Примечательно, что даётся сравнение с германцами. У меня лично не было и нет сомнений, что это - большая исследовательская работа автора. После её прочтения мне захотелось найти и прочитать работу "К вопросу о западном влиянии на древнерусское право". Конкретно узнать, не учитывали ли древние русские "Хартию вольностей" Великобритании? Вот поэтому Ваши публикации познавательны. А это - великое дело, даже если написанное Вами читают не все подряд.
Спасибо большое - за Ваши мысли, за Ваше понимание! Моё сообщение адресовано тем, кто совершенно незаслуженно ставит за мои публикации на исторические темы "единицы" (скорее всего, даже не читая их). Я - человек совершенно не меркантильный: на сайте преследую цель ознакомительную - многое в нашей Российской истории ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО. Я излагаю информацию (как Вы очень тонко подметили) совершенно НЕ ТАК, как в учебниках: мне хочется, чтобы как можно больше моих читателей получше бы узнало отдельные моменты и факты...
Солидарна с вами, уважаемый.
Очень интересно! Огромное спасибо! ++++++++++++++++++++++!
Спасибо! Очень интересная публикация!
Благодарю Асхат. Интересная публикация.
"Великолепное спасибо" всем ненавистникам СЕРЬЁЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ!