ВС РФ: мобильная медицинская бригада может работать только на передвижном медкомплексе.
Верховный Суд Российской Федерации отклонил административный иск об оспаривании обязательного оснащения мобильной медицинской бригады – в целях оказания первичной медико-санитарной помощи населению – комплексами передвижными медицинскими (Решение ВС РФ от 15 августа 2019 г. № АКПИ 19-481).
По мнению истца – частного медцентра – во многих ситуациях оказать качественную первичную медико-санитарную помощь можно и без передвижного комплекса, но спорная норма не позволяет выехать к пациенту без оного. Поскольку приобретение такого комплекса для центра является финансово затруднительным, он лишен возможности оказывать первичную медико-санитарную помощь мобильной медицинской бригадой.
Однако ВС РФ отметил, что:
оспариваемая норма издана Минздравом России в пределах его полномочий, с соблюдением процедуры, нормам более высокой юридической силы не противоречит, норма защищает такой основной принцип охраны здоровья, как приоритет интересов пациента при оказании медпомощи, поскольку спорный комплекс не только обеспечивает техническое оснащение для оказания таковой, но и формирует условия для ее оказания (система кондиционирования, система отопления, система вентиляции, система освещения, система снабжения медицинскими газами, система водоснабжения, радиационная защита, система электроснабжения, система креплений и (если требуется) амортизации медицинских изделий при эксплуатационном транспортировании, мебель медицинская, подъёмники для пациентов, телемедицинские системы и т. д.);норма обеспечивает такой основной принцип охраны здоровья, как ответственность органов госвласти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. Принцип ответственности органов госвласти и МСУ был упомянут в связи с тем, что нацпроект "Здравоохранение" предусматривает формирование сети медорганизаций первичного звена здравоохранения с учетом использования мобильных медкомплексов, закупка которых софинансируется, в том числе, федеральными деньгами; кроме того, регионы вправе сами установить "у себя" случаи и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи медработниками медорганизаций вне таких медорганизаций, в том числе вне рамок деятельности мобильной медицинской бригады (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, пришел к выводу суд, оспариваемое положение, в действительности, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: