Госзаказчики нашли новый инструмент для борьбы с неугодными поставщиками

ФАС обеспокоена
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обеспокоена резким ростом количества обращений заказчиков о включении компаний-поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок - почти в 2 раза по итогам прошедшего 2019 года.
Заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев на пресс-конференции констатировал, что Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) стал инструментом борьбы заказчиков с неугодными им поставщиками и это является одной из ключевых причин, по которой предприниматели избегают участия в государственных закупках. Инициативы ФАС направлены на то, чтобы пресечь подобную практику.
В РНП содержится информация о компаниях, уклонившихся от подписания контракта или нарушивших его условия. Попавшие в «чёрный список» на 2 года лишаются права на участие в закупочных процедурах. Каждый конкретный случай рассматривается комиссией ФАС индивидуально. По результатам рассмотрения поставщика либо заносят в РНП, либо нет.
Что происходит
В 2019 году ФАС получила около 28000 обращений государственных заказчиков о включении поставщиков в РНП. В 2018 году это количество обращений немногим превышало 14000. Отвечая на вопрос «Российской Газеты», Михаил Евраев рассказал, что практически в половине случаев (это 47%) для занесения поставщиков в «чёрный список» не имелось никаких оснований.
Закупки госведомств регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В ФАС считают, что ФЗ «О контрактной системе» требует доработки. Начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артём Лобов рассказывает, что в настоящее время этот закон даёт возможность заказчику расторгать контракт с поставщиком практически на любых основаниях, которые заказчик считает возможным использовать. Предприниматель несёт серьёзные издержки: теряет контракт, внесённое по нему обеспечение (30% стоимости), а далее неугодную компанию пытаются включить в РНП.
При детальном изучении конкретной ситуации очень часто выясняется, что неисполнение поставщиком обязательств по контракту связано с недобросовестностью самого заказчика. Случается, заказчик, к примеру, не предоставляет под строительство площадку, удерживает нужную документацию, тем самым затягивает сроки проекта, а потом инициирует расторжение контракта.
«Компании жалуются, что полностью зависят от заказчиков, которые могут сделать с ними всё, что угодно, - отмечает Михаил Евраев. Во многих регионах неугодным предпринимателям говорят открытым текстом: не приходите на госзакупки и предупреждают о последствиях, если те поступят по своему». Заместитель руководителя ФАС считает, что этот вопрос необходимо решать, иначе конкурентная среда никогда не будет создана.
Что предлагает ФАС
Антимонопольной службой предлагается установить в законе закрытый перечень оснований, по которым возможен односторонний отказ госзаказчика от исполнения контракта и закрепить право исполнителя на обжалование такого решения.
ФАС планирует направить для обсуждения указанные инициативы в пакете других предложений по реформированию закупок государственных ведомств и государственных компаний в профильные министерства и экспертные организации.
Уважаемые читатели, приходилось ли Вам сталкиваться в работе с подобными проблемами? В чём видите причины происходящего? Какой выход для разрешения ситуации использовали Вы? Считаете ли актуальными и достаточными предлагаемые ФАС меры?
Давайте обсудим. Делитесь мнением, это важно.
Источники:
https://rg.ru/2020/02/18/goszakazchiki-nashli-novyj-sposob-borby-s-neugodnymi-postavshchikami.html
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
Поддерживаете инициативу ФАС?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Ни для кого не секрет:
На хитрую... опу есть... с винтом,
а на него найдётся... опа с закоулками.
А по сему эта возня бесконечна...
О чём думает чиновник, глядя на морской прибой?
Не знаю, я не чиновник...
Своя версия: "Прибьёт или не прибьёт?"
Хорошая версия!
Но есть и другая: откат за откатом, откат за откатом...
Моя мне больше нравится, хоть остаётся шанс что прибьёт...
Да не прибьёт, они с высокого берега смотрят
"... все чиновники делятся на две неравные категории: берущие гниды и неберущие гниды."
Я не знаю, как в других регионах, но у себя сталкиваюсь с абсолютно иной ситуацией! Эти компании лезут в тендеры не имея ни какой базы для обеспечения контракта (услуги, ремонт, поставки и т.д.). Их мысли, что они влезут в бюджетные учреждения (школы, детсады и т.д.) поставят цены ниже рыночных, чтобы выиграть, а потом сделают тяп-ляп еще по меньшей цене ви все. Однако, у многих не прокатывает. И влиять, как раз на них не возможно, т.к. заказчик связан идиотскими требованиями 44 ФЗ. Он получает не качественную услугу, но формально контракт выполнен, а если сроки по контракту будут сорваны по вине заказчика, ему еще и этим бракоделам придется выплачивать. А администрации района, потом съедят руководителей допустивших срыв контрактов!
Более того, многие поставщики, не имеют в штате тендерных специалистов (а то и вовсе в штате только директор), не вычитывают документацию, не вникают в нюансы поставки. Но и заказчики очень часто мухлюют с заказом товара, указывая в свойствах товара такой, который подходит для выполнения контракта по цене, но не по его качественным характеристикам.
Да, так я об этом и написал. Это т.н. конторы-"табуреточники"! 2 менеджера, котрые привлекают субподрядчиков на все дела. Сама контора ООО пустая, уставной - 10 тыс.. собственности нет!
Но, несмотря на всё это, им удаётся брать многомиллионные контракты, а дальше - как повезёт. Вот оно - несовершенство 44-ФЗ.
Благодарю за полезную информацию.
Может сначала проверять поставщиков, которые идут в "закупочную среду муниципалов"? Пусть так же проходят курсы! Чтоб знали ответственность! 80%, что "уважаемые" поставщики просто жалуются в ФАС, но не ведут себя лучше, поэтому и в РНП...
Это тоже имеет место быть, а в целом говорит о несовершенстве 44-ФЗ.
Тост: "Да обойдет вас стороной 44 Федеральный Закон!"