Правомерно ли проведения медицинских осмотров физ.лицом - разбор по порядку и выводами
Проведения медицинских осмотров физ. лицом правомерно, при условии, что заключая с ним договор, организация получит от указанного лица копии документа о наличии соответствующего медицинского образовании и лицензии, подтверждающей право на осуществление отдельных видов деятельности.
С одной стороны, проведение медицинских осмотров, в том числе предрейсовых, является обязанностью работодателя. С другой — как к порядку проведения и оформления его результатов, так и к проводящему его лицу закон предъявляет ряд требований.
Разберем все по порядку:
Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» от 15 декабря 2014 года № 835 н (далее — Приказ № 835 н) в пунктах 7 и 9 устанавливает, что организация и проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров осуществляется работодателем за счет его средств.
А это значит, что работодатель должен иметь на руках документы, подтверждающие, что им организовано проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров. Таким документом может быть в том числе договор безвозмездного оказания услуг по проведению таких осмотров. Данный договор предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации. Иными словами, документально оформить факт бесплатного проведения медицинских осмотров возможно.
Но нельзя забывать, что согласно Приказу № 835 н предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам.
Таким образом, для легитимного проведения медицинских осмотров организации необходимо при заключении договора получить от физического лица, которое будет их осуществлять, не только копии документа о наличии соответствующего медицинского образовании, но и лицензии, подтверждающей право на осуществление отдельных видов деятельности (как правило, такие документы являются приложением к договору).
Если компания сможет оформить отношения с лицом, проводящим предрейсовые медицинские осмотры, указанным выше способом, при проверках не должно возникнуть каких-либо проблем.
Не считая удивления, что услуга предоставляется бесплатно!
Помните, что факт проведения предрейсового медицинского осмотра подтверждается журналом регистрации предрейсовых медицинских осмотров, где указывается следующая информация о работнике:
1) дата и время проведения медицинского осмотра;
2) фамилия, имя, отчество работника;
3) пол работника;
4) дата рождения работника;
5) результаты исследований;
6) заключение о результатах медицинских осмотров;
7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
8) подпись работника.
Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.
По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр, а также время проведения медицинского осмотра (обязательно обратите на это внимание — время прохождения предрейсового медицинского осмотра входит в рабочее время водителя). В случае если журнал не будет вестись, осмотр будет считаться не пройденным.
ля проведения предрейсовых осмотров нужны:
1. диплом СПО или ВПО по медицинской (не фармацевтической) специальности.
2. "Сертификат специалиста" государственного образца (специальность по приказу 186), который действует 5 лет. Постепенно будет заменяться на Свидетельство об аккредитации (это отдельная тема).
3. Удостоверение о прохождении повышения квалификации по какой либо теме в соответствии с имеющейся специальностью, выданное не ранее, чем 5 лет назад.
4. Документ (назовите его как хотите: свидетельство, удостоверение, сертификат, в конце концов), о прохождении обучения в НАРКОЛОГИЧЕСКОМ диспансере по проведению предрейсовых осмотров.
Еще: "Сертификат специалиста" не является документом об образовании или квалификации. Это документ, подтверждающий, что Вы сдали экзамен по специальности и допущены к медицинской (фармацевтической) деятельности.
Совет: никогда не ссылайтесь на письма - они не имеют силы нормативного правового документа и в Минюсте не регистрируются.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).
Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (приложение N 8).
Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.
В то же время остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.
Однако до вступления в силу Порядка (с 1 мая 2015) сформировалась достаточно обширная судебная практика, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространялось только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А 40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф 04-1311/2009 (1741-А 45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А 53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А 74-985/2008-Ф 02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А 31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А 12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17 АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06 АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03 АП-2388/2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 15 АП-4847/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 03 АП-3973/14, постановление Саратовского областного суда от 23.04.2013 по делу N 7-235/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 06 АП-4657/13).
В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17 АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 6 мая 2015 г. по делу N А 02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2015 г. по делу N А 62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. по делу N 5-299/2015).
Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат — привлечение к административной ответственности.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: