Проблемы правового обеспечения депортации и реадмиссии иностранных граждан и лиц без гражданства
Краткое содержание :
Господа, на выход!
В Конституции РФ установлен запрет высылки за пределы Российской Федерации только в отношении граждан РФ (ст. 61), по общему правилу иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть высланы за пределы Российской Федерации. При этом в действующем законодательстве предусмотрены три возможные формы высылки иностранного гражданина или лица без гражданства:
1) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ);
2) депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 2 федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");
3) реадмиссия – передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными (понятие реадмиссии дается на уровне международных соглашений Российской Федерации).
Правовая природа административного выдворения очевидна и в принципе не вызывает сомнений: это административное наказание, предусмотренное КоАП РФ и назначаемое за административное правонарушение.
В доктрине административное наказание в системе административно-принудительных мер вполне справедливо рассматривается как исключительный вид административного принуждения, характеризующийся высокой степенью карательного воздействия на правонарушителя, и заключительный, итоговый этап административного преследования.
В отличие от административного выдворения депортация осуществляется во внесудебном порядке федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Не является депортация и видом наказания, в силу своей природы это мера административного принуждения, имеющая по целевому назначению комплексный характер: с одной стороны, в большинстве случаев она направлена на пресечение противоправных действий, с другой стороны, в определенных ситуациях она может иметь административно-восстановительный или предупредительный характер и не быть связанной с деликтными обстоятельствами.
Что вызывает сложности
Основная проблема, которая имеет место в связи с применением депортации, реадмиссии и административного выдворения, заключается в необходимости сочетания публичных и частных интересов, соблюдения международных стандартов защиты прав и свобод человека, предусмотренных в том числе Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколами к ней.
Российская Федерация ратифицировала федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ указанную Конвенцию и протоколы к ней, в том числе Протокол № 7, определяющий гарантии в случае высылки иностранцев. Согласно Протоколу № 7, иностранец, на законных основаниях проживающий на территории какого-либо государства, не может быть выслан из него иначе как во исполнение решения, принятого в соответствии с законом, и должен иметь возможность представить аргументы против его высылки; требовать пересмотра своего дела; для этих целей быть представленным перед компетентным органом или перед одним или несколькими лицами, назначенными таким органом.
При этом отмечается, что иностранец может быть выслан до осуществления перечисленных выше прав, если такая высылка необходима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями национальной безопасности.
Следует отметить, что понятие "высылка" давно используется в российском законодательстве, в том числе на конституционном уровне, хотя его содержание нормативно не определяется. Исходя из контекста следует, что в основном оно используется как собирательное, обобщающее.
Примечательно, что понятие "высылка" исторически использовалось в России еще в дореволюционный период, причем процедура ее проведения имела сходство с современным административным выдворением и предполагала добровольный и принудительный порядок перемещения иностранцев за пределы российской территории. Однако все же сейчас явной необходимости в нормативном определении данного понятия нет, хотя это и способствовало упорядочению понятийно-категориального аппарата, используемого при регулировании вопросов миграции.
В прецедентной практике Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) выработал критерии, которые должны использоваться при оценке того, являлась ли высылка мерой, необходимой в демократическом обществе и пропорциональной преследуемой законной цели:
- характер и тяжесть нарушения, совершенного заявителем;
- длительность пребывания заявителя в стране, из которой он подлежит высылке;
- время, прошедшее после совершения нарушения, и поведение заявителя в этот период;
- гражданство заинтересованных лиц;
- семейная ситуация заявителя, в частности длительность брака и другие факторы, отражающие реальность семейной жизни пары;
- знал ли другой супруг о нарушении в момент создания семейных отношений;
- имеются ли дети от брака, и если да, сколько их;
- серьезность сложностей, с которыми предположительно столкнется супруг в стране, в которую должен быть выслан заявитель.
ЕСПЧ в целом удалось создать общую концепцию защиты прав и свобод иностранных граждан, подлежащих высылке, с учетом публичных интересов и необходимости обеспечения национальной безопасности. Несмотря на то что в законодательстве Российской Федерации нет прямой нормы, обязующей правоприменителя учитывать семейное положение лица, в отношении которого применяются меры депортации, реадмиссии или административного выдворения, анализ судебной практики показывает, что суды мотивируют свои решения в том числе на основе правовых позиций ЕСПЧ, принятых в связи со ст. 8 Конвенции 1950 г.
В процессе подготовки публикации были использованы материалы из:
Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: Монография. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2019. – 392 с.