Современные проблемы и возможности использования геномной регистрации в расследовании преступлений
Значительную роль в идентификации человека по его ДНК профилю играют ныне специализированные учеты, которые развиваются и ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел.
В этих базах данных концентрируется и хранится в целях дальнейшего применения в целях раскрытия и расследования преступлений информация о генотипах назначенных категорий лиц.
Считаю нужным поддержать мнение И. С. Дубровина, который отмечает, что «при наличии соответствующих баз данных ДНК поиск лиц, являющихся носителями изъятого биологического объекта, может осуществляться и при отсутствии сравнительных образцов, путем сопоставления генетических признаков исследуемого объекта и хранящихся в базе данных ДНК-профилей» .
Метод ДНК-типирования и постановка на криминалистический учет ДНК-профилей подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц уже довольно давно используются в следственной практике многих стран (например, Великобритании, США, Канады, Японии, Китая, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Чили, Колумбии, Новой Зеландии и др.).
В России постановка ДНК-профилей на криминалистический учет проводится относительно недавно (менее 10 лет). В соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ № 70 от 10.02.2006 г. «Об организации применения экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел РФ» (далее – Инструкция), учет ДНК-профилей биологических объектов определен для нахождения лиц, оставивших биологические следы на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов.
Данный учет включает в себя 2 раздела. В первом разделе содержатся сведения о ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий, а также неизвестных лиц. Второй раздел содержит данные ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов.
Учет ведется в виде картотеки, развиваемой из информационных карт установленного образца, а также электронной базы данных.
Анализ положений Инструкции, а также зарубежной практики использования учета ДНК в раскрытии и расследовании преступлений представляет, что данная сфера деятельности, являясь сравнительно новой в отечественной экспертной практике, имеет ряд важных недоработок и требует дальнейшего улучшения.
Так, в соответствии с положениями Инструкции, учет данных ДНК биологических объектов ведется только по преступлениям, предусмотренным статьями 105 (убийство), 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) и главой 18 УК РФ (преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности), а также в отношении трупов, личность которых не определена.
Такое положение дел не позволяет проводить постановку на учет разнообразных биологических объектов, которые изъяты по преступлениям, предусмотренным другими статьями УК РФ. Зарубежная практика свидетельствует о том, что нужна постановка на учет ДНК биологических объектов по всем видам преступлений.
С 1 января 2009 года в России работает Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в РФ» . Благодаря принятию данного нормативного правового акта появилась законодательная основа для нового вида криминалистических учетов, обеспечивающая возможность внесения в федеральную базу данных генетической информации отдельных категорий лиц.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в РФ», обязательной государственной геномной регистрации подлежат: лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности; неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, а также неопознанные трупы.
Основной целью проведения государственной геномной регистрации является идентификация личности человека. Кроме того, приобретенная в результате геномной регистрации информация может быть использована:
для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, выявления и установления лиц, их совершивших;
розыска пропавших без вести граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории России;
установления личности человека, чей труп не опознан иными способами;
установления родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц.
С точки зрения автора, неправильным является мнение ученых, которые считают, что обязательной ДНК-регистрации подлежат лица, непосредственно находящиеся в своеобразном «поле зрения» правоохранительных органов РФ. Предполагается, что эта практика является ошибочной, и более того, она не соответствует нынешним вызовам, с которыми встречаются правоохранительные органы. Бесспорным является тот факт, что возможности абсолютно любой информационной системы повышаются только при условии ее пополнения новыми данными.
Поэтому не неизменной является практика перехода на общую геномную регистрацию не только всего населения того или иного государства, но и иностранных граждан и лиц без гражданства которые находятся в данном государстве. Учитывая данные факты, автор считает, что совершенной необходимостью на нынешний день является проработка вопроса о возможностях расширения круга лиц, которые подлежат геномной регистрации в РФ.
Правом на применение геномной информации располагают суды, органы предварительного следствия, органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. В интересах иностранных государств геномная информация применяется в соответствии с международными договорами РФ.
Присутствие единой базы отпечатков пальцев и другого биометрического материала позволит быстро идентифицировать преступников, проводить опознание погибших и находить потерявшихся. В частности, когда случаются крупные аварии – авиакатастрофы, крушения поездов, техногенные и природные аварии, в результате которых происходит массовая гибель людей, опознать пострадавших бывает непросто, а порой, при сильных повреждениях, невозможно.
В таких случаях идентифицировать жертв можно только с помощью отпечатков пальцев или анализа ДНК.
Несмотря на то, что Федеральный закон не содержит подтверждения на конкретные преступления, предусмотренные уголовным законодательством, при расследовании которых возможно изъятие биологического материала и постановка его на учет, тем не менее он ограничивает данную деятельность в отношении только вышеуказанных категорий преступлений. Рассмотрение положений ст. 7 данного Федерального закона позволяет констатировать, что в случае изъятия биологического материала по преступлениям малой и средней тяжести постановка его на учет не производится.
Кроме того, действующий закон не предусматривает возможности постановки на учет ДНК-профилей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (в том числе по тяжким и особо тяжким преступлениям), что, в свою очередь, существенно снижает возможность эффективного использования базы данных ДНК в процессе раскрытия и расследования преступлений.
И.О. Перепечина, на взгляд автора научной работы, справедливо отмечает, что «эффективность использования базы данных тем выше, чем больше в нее включено генотипов, с которыми проводится сравнение» .
Таким образом, несмотря на существенные достижения и результаты в проведении молекулярно-генетических экспертиз ДНК-лабораториями региональных ЭКЦ МВД России, имеется ряд проблем, которые осложняют их работу.
Ввиду недостаточного финансирования органы Федеральной службы исполнения наказаний не в состоянии закупать в достаточном количестве карты для сбора крови, что является главной проблемой медленного наполнения ФБДГИ ДНК-профилями преступников. Также животрепещущей проблемой является направление для постановки в ФБДГИ информационных карт, содержащих генетическую информацию двух и более лиц («смешанных» следов). Постановка на учет в ФБГДИ большого количества таких информационных карт значительно снижает эффективность обработки и получения достоверной информации.
Кроме этого наличествуют также серьезные правовые проблемы, которые связаны с регистрацией генетических данных. Возможность хранения и применения генетической информации рассматриваются в контексте охраны прав личности.
Так, на основании ФЗ «О государственной геномной регистрации в РФ» регистрация геномной информации производится двумя видами – добровольным и обязательным.
Обязательной геномной регистрации подлежат только лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. В связи с этим тотальное ДНК-типирование граждан в России не проводится.
В странах Европы и в США результативность баз генетических данных для поисковых и следственных целей подтверждена интересным опытом их применения.
Например, в Великобритании созданная база данных ДНК насчитывает более пяти миллионов ДНК-профилей. Последние взяты у подозреваемых по всем уголовным судопроизводствам после задержания. С их помощью раскрывают до одной тысячи преступлений за неделю.
Кроме того, обязательная геномная регистрация может повлиять на конституционные права и свободы граждан, и как бы опосредованно их ограничит.
Однако, по мнению автора, данный довод абсолютно не состоятелен, т.к. данные, которые поступают в ДНК-учеты не несут в себе какой-либо значимой информации, которая характеризует личность (генотип человека не несет в себе информации относительно социально-экономического, семейного положения человека, его политических и религиозных предпочтений и т.д.).
Но вместе с тем следует отметить, что введение обязательной геномной регистрации должно быть результатом компромиссного решения большей части общества и государства.
Таким образом, для решения вышеуказанных проблем, по моему мнению, нужно корректно проводить вероятностно-статистическую оценку результатов исследований; максимально использовать возможности электронных форм информационных карт для правильного заполнения генетического профиля; законодательно уладить вопрос относительно использования ДНК-технологий в борьбе с преступностью применяя опыт зарубежных стран, так как общее проведение геномной регистрации будет являться тормозящим фактором для людей, которые склонны к совершению преступлений, а, следовательно, иметь профилактическое значение, положительно влиять на криминогенную обстановку в стране.
Была ли Вам интересна данная статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты