Профилактика профессиональных заболеваний сотрудников офиса

Ожирение, переутомление, нервно-психические расстройства, синдром сухого глаза, синдром запястного канала и другие проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом. Вот небольшой перечень профессиональных заболеваний сотрудников офиса. Какая должна быть профилактика? Роспотребнадзор ответил.
Роспотребнадзор на своем сайте опубликовал памятку о мерах по профилактике профессиональных заболеваний сотрудников офиса.
Кратко перечислим предлагаемые Роспотребнадзором меры.

Проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом. В трудовой деятельности человека встречаются сложные положения тела, для поддержания которых требуется более значительное напряжение мышц, чем при свободной позе. Часто, работа в условия офиса происходит неудобной, фиксированной, или вынужденной позе. Тяжесть возможных заболеваний зависит от степени нерациональности позы (неудобная, фиксированная, вынужденная) и времени пребывания в ней. Такие рабочие позы могут быть причиной возникновения не только ряда специфических профессиональных заболеваний нервно-мышечной системы, но и становится весьма существенным фактором риска возникновения остеохондроза, остеоартроза, пояснично-крестового или шейно-грудного радикулита.
Малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Переутомление, которое сопровождается резким падением производительности и эффективности труда, а так же проявиться некоторыми формами общесоматической патологии: невротические расстройства, вегетососудистая дистония, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и др.
Все вышеперечисленные заболевания могут возникать при неправильно организованном режиме труда и отдыха сотрудников офиса.
Профилактика должна включать комплекс мероприятий.
1. Работодатель должен создать благоприятный микроклимат рабочей среды, т.е. микроклимат должен соответствовать действующим санитарным нормам микроклимата производственных помещений.
Микроклимат включает в себя следующие показатели:
- температура;
- относительная влажность;
- скорость движения воздуха на рабочих местах;
- уровни положительных и отрицательных аэроионов и химических веществ в воздухе помещений.
2. Правильная организация рабочих мест – наиболее радикальное средство в профилактике физического и психического перенапряжения.
Оборудование и рабочие места, предназначенные для работников офиса, должны соответствовать антропометрическим данным, физиологическим и психологическим особенностям человека.
Если при осуществлении своей деятельности работник использует компьютер, то организации рабочих мест должна соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
3. Оптимизация условий труда – основа профилактики физических перегрузок и последствий, вызванных ими.
Для предупреждения перенапряжения особую значимость имеют рациональные режимы труда и отдыха, установленные в соответствии с характером и условиями труда, динамикой функционального состояния работников. Рациональный режим, помимо перерыва на обед, должен включать регламентированные перерывы, общая продолжительность которых должна быть не менее 2-3 перерывов по 15 минут каждый.
Перерывы следует заполнять производственной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц, проведение самомассажа рук.
4. Предварительные и периодические медицинские осмотры в целях предупреждения развития профессиональной патологии.
Следует проводить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №302 Н от 12.04.2011.
Особое значение при этом приобретают индивидуальная чувствительность и диагностика ранних доклинических признаков заболевания.
5. Специальная оценка условия труда рабочих мест при наличии вредных и опасных факторов рабочей среды.
Организация вышеперечисленных мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний сотрудников офиса возлагается в первую очередь на работодателя.
Вместе с тем, профилактика некоторых заболеваний может осуществляться самим работником.

Синдрома сухого глаза возникает в результате нахождения глаз в состоянии длительного напряжения, при котором человек реже моргает, роговица глаза не увлажняется должным образом, появляются болезненные ощущения в глазах, появляется жжение, может ухудшиться четкость зрения или появиться двоение в глазах.
Профилактика:
- монитор должен стоять не ближе чем в 45 сантиметрах от глаз сотрудника;
- верхняя точка монитора должна быть не ниже уровня глаз;
- экран монитора не должен быть повернут в сторону окна (слева);
- нельзя работать с компьютером в темное время суток, где единственным источником света является монитор;
- раз в полчаса отвлекать взгляд от экрана делать гимнастику для глаз или, хотя бы, просто моргать, смотреть вдаль.

Синдром запястного канала встречаются у пользователей компьютеров, которые активно и долго используют клавиатуру и мышь в неправильной позе. Онемение рук, боли в ладонях, покалывание — все это симптомы этого недуга. Если не предпринимать меры, мышцы кистей рук продолжают ослабевать, а болезнь прогрессировать.
Профилактика:
- регулярно делать легкую зарядку для рук;
- во время работы за компьютером пользоваться специально разработанными подушечками.
В материале использована информация Роспотребнадзора.
Со всеми новостями можно ознакомиться здесь.
Все статьи о применении трудового законодательства и ведении кадрового делопроизводства можно прочитать здесь.
https://otdelkadrov.ru.com/