Совершенствование системы условий охраны труда у работодателей - физических лиц и в религ.организ-х
Исследуя вопрос совершенствования условий охраны труда у отдельных категорий работодателей, многими авторами отмечается тенденция возникновения в последние годы помимо традиционных критериев дифференциации, такого критерия, как специфика правового статуса работодателя, предложенного С.Ю. Головиной. Характерный пример категорий работников, отвечающих этому критерию - работники религиозных организаций и занятые у работодателей – физических лиц. Очевидная уязвимость данных категорий работников с позиций охраны труда демонстрирует несовершенство правового законодательства. Именно поэтому требуется коренным образом пересмотреть основные подходы государства к регулированию вопросов несоблюдения трудовых прав у данных категорий работников. Автором будет предложено несколько способов совершенствования системы охраны труда.
Способ первый.
Надлежащее оформление трудовых отношений.
Уровень нарушений трудовых прав у работодателей – физических лиц зачастую выше, чем у других категорий (на что влияет распространенность в этой сфере так называемой «неформальной занятости», а статистику по религиозным организациям привести сложно из-за присущих им особенностей деятельности (прежде всего, такой специфической, как отправление религиозных обрядов). Эти категории работодателей сейчас являются наиболее «закрытыми» для контроля и надзора и, как следствие, фиксации нарушений охраны труда.
Способ второй.
Замена в законодательстве и трудовом договоре трудовой функции как деятельности или профессии на конкретный вид поручаемой работы.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), относящиеся к признанию фактического допущения к работе, имеют тесную связь с нормами об охране труда, поскольку работник, надлежащим образом не оформленный, не может рассчитывать на здоровые и безопасные условия труда. Учитывая тот факт, что в религиозных организациях широко применяется безвозмездный труд, для отграничения подобных отношений от трудовых автором предлагается проект ст. 344.1 ТК РФ «Фактическое допущение работника религиозной организации к работе», содержащей иные правила по сравнению с существующим для других работников порядком признания трудового договора заключенным.
Способ третий.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда государственным органами.
С нашей точки зрения, передача процесса организации и проведения специальной оценки исключительно в ведение государственных органов, как и объединение в единую систему органов, занимающихся проведением специальной оценки, и органов государственной экспертизы условий труда, обеспечит большую эффективность и прозрачность специальной оценки условий труда, большую доступность ее для отдельных категорий работодателей – прежде всего, физических лиц и религиозных организаций.
Способ четвертый.
Введение упрощенного порядка проведения специальной оценки условий труда для работодателей - физических лиц и религиозных организаций, а также закрепление упрощенной системы управления охраной труда.
Принимая во внимание тот факт, что указанные работодатели не освобождены от выполнения данных обязанностей, но так как большинство из них испытывает трудности с разработкой требуемых локальных нормативных актов, и общие требования по внедрению системы управления охраной труда для них избыточны, упрощенная система основана на использовании работодателем типовых образцов документов, утвержденных уполномоченными государственными органами.
Способ пятый.
Самоконтроль работодателя и изменение порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Работодатель должен обеспечивать соблюдение трудовых прав и обеспечивать защиту здоровых и безопасных условий труда работника. Исходя из изложенных выше доводов, понятие «работодательский самоконтроль» должно быть отражено в соответствующих статьях раздела X ТК РФ.
Помимо этого, хотелось бы отметить, что в случае отсутствия возможности создания комиссии по расследованию несчастного случая с требуемым количеством членов, в ее состав возможно включение государственного инспектора труда, который являлся бы руководителем указанной комиссии. Участие государственного инспектора труда в работе комиссии способствовало бы повышению эффективности и объективности ее работы и не повлекло бы дополнительных временных затрат.
Е.Д. Катульский отмечает, что «главное — наличие в договорах и соглашениях не пустых (декларативных) или воспроизводящих нормы действующего законодательства обязательств, а значащих обязательств, то есть тех, которые конкретизируют и дополняют нормы закона, способствуют развитию и совершенствованию социально-трудовых отношений, поднимают их на более высокий уровень». Предлагаемые выше способы вполне позволят устранить указанные проблемы для работодателей - физических лиц, освободив их от дополнительных расходов, но сохранив дополнительную возможность защиты трудовых прав их работников.
Мы полагаем, что все вышеперечисленные меры в комплексе будут способствовать обеспечению большей эффективности охраны труда работников, работающих у таких специфических категорий работодателей, как физические лица и религиозные организации.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: