Чем бы дитя не тешилось… Или, несколько слов о буллинге.

• Несколько слов о буллинге.
• Как пресечь оскорбление учителей.
• Плата за унижение.
• Отсутствие действенных рычагов.
• Повсюду камеры.
• Борьба со следствием. Или битьё «по хвостам».
Несколько слов о буллинге.
В настоящее время в общеобразовательных школах нашёл своё распространение тип поведения учеников, который называется на современном языке буллингом. Не стоит путать с боулингом – спортивной игрой в шары, которая произошла от игры в кегли.
Буллинг - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме.
В связи с этим, мне вспомнился случай десятилетней давности, когда в одной из дальневосточных школ, буллинг был организован в отношении мальчика, пользующегося розовым мобильным телефоном. Школьник был избит сверстниками якобы за ненормальную ориентацию. Меня в данной ситуации поразила позиция директора школы, которая сказала, что пострадавший должен был объяснить, что это гламур. Думаю, что она сама не поняла, что изрекла в защиту негодяев, избивших своего товарища.
«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало» – гласит известная поговорка. Тешиться – забавляться, развлекаться. Как известно, современные развлечения и «потешки» школьников, зачастую, очень злобные и жестокие. Жестокость, порой, направлена не на своих одноклассников и сверстников, а на учителей.
Как пресечь оскорбление учителей.
В связи с распространяющимся хамством и насилием в отношении учителей, Общероссийский профсоюз педагогов предложил штрафовать за их оскорбление. Родители за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребёнка, по мнению профсоюза, должны будут заплатить от 500 до 3 тыс. рублей, а в случае нападения на учителя - штраф увеличится до 5 тыс. рублей. В профсоюзе разработали законопроект, призванный ввести ответственность за неуважительное отношение к педагогам. Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Действительно ли уважать учителей можно заставить при помощи штрафов и почему не работают другие меры?

Плата за унижение.
Поправки, разработанные Общероссийским профсоюзом учителей, вводят ответственность не только для родителей, но и для должностных и юридических лиц. Для последних штраф за унижение чести и достоинства педагогического работника составит от 100 до 150 тыс. рублей.
Кроме этого, предлагается ввести уголовную ответственность за нанесение побоев и применение насилия в отношении учителей по аналогии с тем, как это уже предлагали ввести в отношении медработников. За нанесение побоев учителю, во время исполнения им профессиональных обязанностей, предлагают лишать свободы на срок до трёх лет, а за те же деяния, совершенные группой лиц, — до шести лет. Разработку документа связали с участившимися случаями нападения на учителей в школах.
-В связи с регулярно продолжающимися случаями неуважительного отношения и даже насилия в отношении педагогических работников, предлагается введение ответственности для участников образовательных учреждений, проявляющих неуважительное отношение, выразившееся в оскорблении и (или) проявлении насилия к педагогическим работникам, при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. В случае принятия законопроекта учительские профсоюзы получат право обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних органов местного самоуправления, для защиты своих прав.
Отсутствие действенных рычагов.
В Комитете Госдумы по образованию и науке приступили к рассмотрению законопроекта «О статусе педагога».
-Я и мои коллеги планируем обсудить предложения по законопроекту, которые уже поступают со всей страны. В разработке документа принимают участие педагоги, родители и эксперты. В комплексных поправках депутаты собираются предложить не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей. Главное, депутаты хотят определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, - рассказала заместитель председателя комитета Лариса Тутова.
Законодательные инициативы, предложенные Общероссийским профсоюзом образования, по словам депутата, нужны как дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на негативную ситуацию. А законодателю останется принять оптимальное решение. Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, порядка 70% российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег. Чаще всего, опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками. Исследователи связывают травлю учителей с низким уровнем оплаты их труда, и как следствие, падением авторитета профессии. Возраст учителя, его профессиональный стаж и квалификация никак не влияют на шансы преподавателя стать объектом насмешек среди школьников.
Необходимость защищать педагогов очевидна, однако на сегодняшний день реально работающих механизмов для этого не существует, отметил в беседе с «Известиями» доктор психологических наук, профессор Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования Илья Слободчиков.
-На сегодняшний день никаких реально работающих механизмов нет. Возможна ли разработка такого механизма? Думаю да, но это дело не одного месяца, а главное - это должна быть государственная системная деятельность. По поводу штрафов - это безусловно вариант, и он может быть использован как мера условной регуляции, — пояснил Слободчиков.
Однако в случае введения такой меры возникают сразу несколько вопросов по ее реализации: кто будет выносить постановление о штрафе и куда пойдут собранные деньги.
По мнению доктора наук, в ряде случаев, причиной конфликта в классе или и школе является непрофессиональность педагога, прежде всего, как воспитателя. Здесь можно услышать мнение оппонентов о том, что школа не обязана реализовывать воспитательную функцию. Может быть и не обязана, да только человеческую и профессиональную культуру, включая культуру отношений, в том числе и с подопечными, никто не отменял.
ФТАСС Сорокин
Ещё одна проблема связана с процедурой доказывания оскорбления учителя, и в чьи обязанности будет входить контроль за этим процессом. Законопроект предполагает, что за поведение несовершеннолетнего в школе нести ответственность должны его родители. Сейчас пока не понятно, как оскорбление будет фиксироваться и доказываться.
Повсюду камеры.
Зачастую скандалы в школах становятся предметом публичного обсуждения во всемирной сети. Камеры, которые должны помогать учителю, на деле могут сработать и против него: не сдержал эмоций, не уследил за всеми или своевременно не разрешил конфликт между учениками — и педагог внезапно обнаруживает себя героем очередного скандального видео в Сети. Родители в спорных ситуациях склонны винить учителя как единственного взрослого в классном кабинете. Поэтому во многих случаях единственный существующий способ защиты педагога от агрессивного поведения учеников - увольнение. В последнее время участились случаи оскорбления учителей. И защититься от этого у учителя нет никаких способов. Всё, что может сделать педагог, доказывая свою правоту, - уволиться. Почему прилюдное оскорбление учителя должно оставаться безнаказанным? Всем прекрасно известно, что всё идет от семьи. Да, порой дети совсем от рук отбиваются, на них сильное влияние оказывает и социум, компьютерные игры, насильственные фильмы, передачи. Но, если родители не проводят воспитательных бесед, то их будут за это наказывать рублём.
Ответственность за поведение учащихся в стенах школы несут в равной степени, как учителя, так и родители. Поэтому перекладывание воспитательной функции на одну из сторон лишь усугубляет конфликт.
Считаю, что ответственность за порядок в школе, классе в равной мере несут и само учебное заведение, и педагоги, и родители. Если школа и родители будут стоять на одинаковых позициях воспитания детей, их духовно-нравственного развития, тогда и конфликтных ситуаций будет меньше.
Борьба со следствием. Или битьё «по хвостам».
Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец назвала предлагаемую инициативу скорее губительной, чем созидательной, потому что закон борется не с причинами, а со следствием.
— Жестокость наших детей, их агрессия не только по отношению к учителям, но и к ровесникам, животным — всё это следствие повышенного градуса агрессии в обществе. Родители также являются жертвами окружающего мира. Поэтому это ответственность государства и общества за морально-нравственный облик своих граждан. Введение штрафов и тем более уголовного наказания привет к большему увеличению пропасти между родителями и педагогами. И так всё больше конфликтов возникает на почве личностной неприязни. Учитель с этим законопроектом приобретёт статус некого «стукача», виновника того, что семья может понести финансовый урон. Семья, в которой растёт агрессивный ребенок, как правило, является неблагополучной, – заявила Волынец, добавив, что данный регламент является избыточным, потому что ответственность для детей наступает с 14 лет.
Введение штрафа для родителей, кроме того, что установлен статьёй 5.35. «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» КоАП РФ, может дать почву для различных манипуляций. По мнению психологов, дети со сложностями в поведении смогут использовать это обстоятельство, чтобы добиваться желаемого от своих родителей или мстить им.
Если ребенок обижен на маму или папу, зная об этом законе, он может, приходя в школу, действовать им назло и искусственно создавать ситуацию, чтобы отомстить своим «предкам». Кроме того, через закон подростки получат инструмент для манипуляции и вымещения обиды. Вопрос и в том, насколько эффективно это в качестве воспитательной меры. Не исключена ситуация, когда ребёнок может в открытую требовать для себя каких-то благ от родителей, чтобы их не оштрафовали.
Данная ситуация показывает, что нужно внимательнее относиться к подбору кадров в школах, возможно обратить внимание на то, укомплектована ли она психологами. Наряду со штрафами можно было бы применять методы медиации (одна из технологий альтернативного урегулирования споров) и включать родителей и детей в решение конфликтных ситуаций. Например, вводить обязательное совместное посещение школьных психологов в качестве одной из мер налаживания учебного процесса. Количество таких сессий назначалось бы в зависимости от тяжести проступка.
Нередки случаи, когда педагог в школе предвзят или неквалифицирован, а есть — когда родители готовы идти на открытый конфликт с учителем. Представляется, что необходимы программы, которые поддерживают взаимодействие между сторонами, и в таком случае можно было бы создать базу для решения споров. В противном случае, это может привести к большему разобщению родителя с ребёнком. Такой закон нужно очень тщательно прорабатывать.
Тем не менее, время действовать в защиту учителей от неадекватных подростков, настало.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Опять проблемный вопрос.
Владимир Георгиевич, если нет проблемы, зачем её обсуждать?
Путин не виноват. Сами все виноваты.
Подростки курят, пьют, скверносовят, смотрят видео, какое вздумают. Девочки издеваются над слабыми, снимают на видео. Хулиганствующие подростки избивают и грабят младших. Курительные смеси, сосательные - реакция власти замедленная. Куда ползет это поколение? Реакции общества нет, так как годами происходит одно и то же. Может общества нет нормального в этих условиях выживания и несправедливости? Везде оборотни, взяточники, за которыми следят по 5 лет. И можно книгу написать про падение нравов.
Но, в целом всё хорошо. Движемся вперед к процветанию (правящего класса и К°) только очень постепенно, поэтому нам незаметно.
Очень интересная публикация.
А как защититься от учителей, которые навешивают детям ярлыки и устраивают травлю?
Навешать им ярлыки, и бить их же оружием.
Каждый случай индивидуален: полно невоспитанных детей, но не меньше и учителей, которых на пушечный выстрел нельзя к детям подпускать. Что значит: сорвался? Почему на начальство, которое его гнобит и унижает, не срывается?
Татьяна, я с вами согласен. Однажды, когда я служил в военной прокуратуре, я сказал заместителю вышестоящего прокурора, что не позволял ему на меня кричать. После этого он перестал подавать мне руку при встрече.