Когда норматив выгоднее прибора учета

С недавнего времени жилищное законодательство установило различные правила начисления платы за коммунальные услуги при наличии либо отсутствии приборов учета коммунальных ресурсов. И, как правило, платить по счетчику практически всегда выгоднее. Однако иногда случаются ситуации, приводящие к значительному увеличению расхода коммунального ресурса несмотря на его учет.
Пример из практики
При строительстве новый многоквартирный дом был оборудован узлом учета тепловой энергии. В Акте обследования узла учета тепловой энергии в строящемся доме установлено, что монтаж приборов узла учета тепловой энергии соответствует требованиям инструкций по монтажу приборов. Узел учета тепловой энергии был допущен к эксплуатации и соответствовал всем необходимым требованиям.
Поначалу все шло своим чередом. Однако спустя какое-то время жильцы дома обратились в управляющую организацию, обратив внимание на то, что платежи за теплоснабжение (отопление) превышают почти в два раза аналогичные платежи в домах, которые не оборудованы приборами учета тепловой энергии. Это произошло спустя два с лишним года после ввода объекта в эксплуатацию.
В связи с тем, что это был первый прибор учета тепловой энергии в этом небольшом провинциальном городке, а застройщик, как это обычно случается, уже был признан банкротом, управляющая организация не нашла лучшего выхода, как привлечь стороннего специалиста для выполнения комплексных работ по наладке и настройке системы автоматики теплового узла.
В ходе проверки среди прочего было выявлено неправильное подключение линии связи контроля питания расходомеров теплосчетчика, в результате чего вместо реального расхода теплоносителя (около 3,5 куб. м) объем рассчитывался исходя из базы данных (8,0 куб. м).
Данные нарушения в работе оборудования теплового узла привели к завышению объемов поставленного ресурса и размера платы за коммунальную услугу по отоплению жителям указанного многоквартирного дома.
В связи с выявленными нарушениями руководство управляющей организации предложило жильцам дома обратиться в органы жилищного надзора для разрешения вопроса о выявлении всех обстоятельств с учетом заключения специалиста и об определении периода, за который было необходимо произвести перерасчет начислений по данной услуге. Жильцы перечить не стали, а посему вскоре такая проверка специалистами жилищной инспекции и была инициирована. Кроме управляющей организации к участию в проверке привлекли и ресурсоснабжающую организацию, оказывавшую коммунальную услугу по теплоснабжению.
В связи с тем, что специалисту не удалось определить конкретную дату сбоя в работе оборудования, жилищная инспекция в акте по результатам проверки указала, что нарушения в работе оборудования теплового узла не образовались в течение рабочего периода и не вызваны единичным сбоем, а это свидетельствует о наличии ошибки с момента его ввода в эксплуатацию.
Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам указанного многоквартирного дома необходимо производить в соответствии с абзацем третьим пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В адрес управляющей организации было вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений, обязывающее привести в соответствие с требованиями действующего законодательства порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению жильцам многоквартирного дома за весь период управления домом, в том числе и за тот период, когда прибор учета считал правильно.
Перерасчет платы был произведен исходя из норматива потребления, и общая сумма начислений гражданам за весь период значительно уменьшилась, а данные обстоятельства послужили для проведения соответствующего перерасчета начислений ресурсоснабжающей организацией. И, несмотря на то что данные обстоятельства пришлось доказывать в суде и что РСО обжаловала решение суда в апелляционном порядке, общая сумма начислений уменьшилась на 240 с небольшим тысяч рублей.
Так норматив оказался выгоднее прибора учета.
(по материалам дел Арбитражного суда Вологодской области № А 13-9497/2017 и № А 13-16118/2017)
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Автор обозначил один из самых сложных для собственников МКД вопросов, который практически невозможно объективно контролировать силами собственников. РСО ставят перед собой задачу по минимизации затрат на эксплуатацию наружных тепловых сетей и успешно решают ее, а УК не всегда способны отстоять интересы собственников.
Всегда удивляло понятие «выгодно» при потреблении коммунальных услуг. У тебя должны стоять счетчики на все ресурсы. Сколько потребил, за столько и заплати. Хочешь выгоды — учись экономить.
Скорее всего, автор имел ввиду, что "выгодно" платить за ХВС и ГВС по нормативу, когда в квартире зарегистрировано меньше людей, чем проживает фактически. Евгений Васильевич из г. Воронеж в своем комментарии сообщает, что в некоторых случаях и за отопление выгоднее платить по нормативу.
Вот это как раз тот случай. Нас долго напрягали поставить тепловые счетчики. Три одинаковых дома, по одному проекту построены. Два дома поставили, а на нашем нет технической возможности. Мы платим по нормативам, а по счетчикам плата увеличилась % на 30. А насчет ГВС и ХВС, совет дома заставил во всем доме поставить счетчики. Были у нас такие хитрожопые, прописан один человек, а живут пятеро. Пару раз списали всю разницу по счетчикам (общедомовым и индивыдуальным) на них и теперь у нас порядок. То же самое и с электричеством проделали.
Ну что же, очень грамотное решение, хотя за этим в первую очередь должна следить УК. А вот насчет установки ИПУ на отопление, весьма сомневаюсь, что это рационально, например, если у Вас квартира угловая, то и тепловые потери выше, соответственно нужно либо больше теплоносителя, либо утеплить наружные стены за свой счет, что поможет уменьшить расходы на отопление, но, если фасад Ваше квартиры выходит на улицу, часто требуется заказывать проект и проводить платные согласования.
У нас с отоплением другая проблема. Топят на совесть, и нет разницы между угловыми квартирами и срединными. Мы живем на первом этаже и у нас очень тепло, часто батареи отключены. А по счетчикам платят за гигакалории, которых много.
Странная логика. Выгоднее платить по нормативу, чем по приборам учёта так как последние могут выходить из строя? Однако.
Спасибо. Очень полезно. Думаю, что многие прочитают.
А в нашем доме есть подвалы 716 кв. м, которые сдаются в аренду. И председатель ТСЖ, решила повесить на собственников бремя по содержанию этих подвалов. Сходила в суд и признала эти 716 кв. м общедомовым имуществом, при этом большинство собственников даже им не знали о судебном процессе. Протокольчик был представлен в суде, что собственники "ЗА". О правовых последствиях мы узнали по факту: нам теперь выставляют отопление по 16 тысяч руб. А общедомовой счётчик крутится и крутится.
Любовь! Если в Вашем доме по подвалу проходят системы отопления, водоснабжения. Канализации (инженерно-технические коммуникации), то эти помещения не подлежат сдаче в аренду. Гоните в шею председателя ТСЖ.
Всё так и есть, как Вы говорите! Занялись вплотную этим вопросом. Сейчас была проведена Департаментом государственного жилищного надзора внеплановая документарная проверка по нашему тсж, выявлено несоответствие устава тсж Законодательству РФ, незаконная сдача в аренду подвалов председателем (т.е. без решения общего собрания). Выставлены предписания и стоит вопрос о ликвидации тсж. Просто в доме больше 50% пенсионеры, люди непонимающие юридические моменты и правовые последствия тех или иных действий. Зачастую подписи они подмахивают за денежку, которую председатель самовольно выдаёт "избранным", и как Вы понимаете, не из своего кармана (это деньги от аренды, которые в принципе не могут выдаваться на руки, а должны расходоваться исключительно на дом). А уж когда стали выставлять счета за отопление с безумными цифрами, все зашевелились. Как один юрист сказал: "Ваш дом - это юридический коллапс".
Любовь! Эта проблема по всей стране и еще одна кормушка для отъема якобы законным способом денег у НАРОДА, большинство которых так и не увидят результаты своих вложений в кап. ремонт.