Вправе ли воспитатель заниматься только с избранным ребёнком? А няня – оставаться с детьми одна?

Здравствуйте, уважаемые подписчики, коллеги, случайные читатели. Не думала, что сегодня, в предпраздничный день решусь на публикацию. Но обстоятельства, увы, сильнее нас.
Тема для сегодняшней публикации появилась внезапно. После произошедшего в среду утренника у внука. Сначала опишу само происшествие, а потом – юридическая оценка.
Но обо всём по порядку.
Введение
Поскольку дело перед международным женским днём, то и утренник, соответственно, посвящен мамам и бабушкам. Вот и я получила приглашение от внука. И поскольку была совершенно свободна, решила пойти на мероприятие. Тем более что видела и слышала как внучок готовился, учил стишки и песенку – «Бабушка, бабушка, испеки оладушков...»
Суть конфликта
Концерт, прямо скажем, был очень неплох. Однако омрачало то, что внука я практически не видела. Поскольку стоял он самым последним. Когда стали рассказывать стишки, то наш Анатоль успел рассказать только первые две строчки, и его прервала воспитательница, передав слово другому ребёнку. Меня это удивило.
Ребёнок смутился. Дальнейшее его уже не интересовало. А потом он и вовсе заявил, что больше стихи учить не будет – всё равно не дают рассказывать. К слову сказать, такое уже не в первый раз. То есть, налицо – система.
Именно этот момент стал «яблоком раздора».
Дело в том, что и раньше было такое: ребёнку, и не только нашему, не давали, что называется, слова. Все главные роли на мероприятиях – всегда у одних и тех же десятка ребятишек: внучка заведующей, сын музыкального руководителя и дети членов родительского комитета.
Дочка раньше только тихонько возмущалась. А тут выясняется, что другая родительница, также оставшаяся недовольной участием, а точнее, неучастием её ребёнка в концерте, придя забирать своего сына из садика, застала его одного, сидящего вместе с нянечкой. Тогда и решила она обратиться с этим вопросом, а также с рядом других, не менее наболевших, к самой заведующей.
Ответ, прямо скажем, поверг в шок. Суть его была таковой, что заниматься они желают только с талантливыми детьми. А те, кто не раскрыт, пусть стоят сзади всех и молчат в тряпочку.
Вот что было написано в групповом чате. Стиль и орфография сохранена. Имена детей и воспитателя изменены:
Уважаемые родители. Сегодня один из родителей наших детей обращался к заведующей сада по вопросу дискриминации детей при участии в утреннике, а также при выезде на выступление в другие места. Наша заведующая и рядом стоящие с ней медсестра, муз.педагог и другие сотрудники прямо возмутились, что кто-то пришел отстаивать права детей. Было сказано, что выбирают самых талантливых детей, а остальные идут в дополнение. То есть те дети, которые как всегда сидят на скамейке или танцуют у стенки, так и будут там стоять. Было сказано, что самые "скандальные" дети не будут принимать активного участия в мероприятиях, якобы они могут себе что-то повредить. Это Сеня самый скандальный? Или может Дамир? Меня возмущает данная ситуация, кто позволил делить наших детей? Как отстающие в чем-то дети научатся хорошо говорить, танцевать, петь, если их не принимают? Почему Вы спокойно относитесь к тому, что Ваших детей считают низшим сортом? Чем мой сын хуже детей работников? Чем провинились Сеня, Илья, Дамир, Джамал и остальные отодвинутые дети?
Напомню, что при А-не М-вне наших детей никак не разделяли. Умеешь, не умеешь говорить - иди стишок рассказывай. Она проводила конкурсы, первая и последняя грамота была только при ее участии. Я прямо прошу уже принять участие в решении конфликтов, а не как обычно у нас отмалчивается большинство.
Мнения в родительской группе были неоднозначными. Кто-то возмущался, кто-то просто отмолчался, а кто-то не видел никакого конфликта. Кто-то, а именно родители «одарённых» детей, считали, что воспитателя на 25 человек детей не хватит. Потому и не могут они всем уделять внимание в равной степени. Только как-то странно лично мне видеть такой перекос.
Пришлось подробнее выяснять, что же ещё «такого» происходит в детском саду? Оказалось, что дети часто остаются только с нянечкой. Именно – с нянечкой, а никак не с помощником воспитателя. А вчера, например, детей возили в клуб – выступать. Но не всю группу, а только избранных. Остальные вынуждены были просто остаться в группе под присмотром той же нянечки. И такие выезды, кстати, бывают периодически, опять же – только с отдельными детьми.
Естественно, я не могла быть объективной в данном споре, поскольку в число неохваченным вниманием детей попал и мой внук. Тогда я стала искать нормы права по данному вопросу. Их немало. Я взяла только основные.
Кстати, подобная проблема достаточно распространена в нашей стране. Многие сайты пестрили именно такой перепиской. Оказалось, что и на нашем сайте данный вопрос – про оставление детей с няней – уже был. Причем, ВИП-вопрос. Что значит – платный. С частью ответов я несогласна. С той частью, где отвечающие ссылаются на ФЗ «Об образовании в РФ», и считают, что дети вправе оставаться с помощником воспитателя (именно так правильно называется должность няни), а не с самим воспитателем.
Так вот, если обратиться к Единому Квалификационному Справочнику Должностей руководителей, специалистов и служащих (сокращённо ЕКС), утверждённому Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.) – то в Разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» мы найдём сами квалификационные характеристики, основные трудовые функции – должностные обязанности, а также, требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
Должность, именуемая «Воспитатель» (включая старшего), относится к должностям педагогических работников. Предусматривает следующие «должностные обязанности»:
- Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях.
- Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
- Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий.
- Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника.
- Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
- Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
- Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.
- В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников.
- Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. (и т.д.)
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Няня
А теперь смотрим, какие требования предъявляются к помощнику воспитателя, относящемуся к должностям учебно-вспомогательного персонала. И сравниваем.
должностные обязанности:
- Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.
- Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.
- Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь.
Требования к квалификации.
Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.
Выводы
Как видите, в обязанностях воспитателя заложено умение находить подход к каждому ребёнку и раскрытие талантов и способностей у каждого. Про дискриминацию, запрещаемую по Конституции РФ, полагаю, даже не стоит и говорить.
А оставление детей с помощником воспитателя (няней) в отсутствие самого воспитателя категорически недопустимо. Поскольку у няни нет ни педагогического образования, ни соответствующих должностных обязанностей. И случись что с детьми, няня не будет нести ответственность за произошедшее.
То есть, ситуация, сложившаяся в группе у моего внука, грубейшим образом нарушает права некоторых детей на получение дошкольного образования.
А что думаете вы по этому поводу? Поделитесь своим мнением, расскажите свою историю, задайте свой вопрос в рамках озвученной темы.
Вы довольны дошкольным образованием детей/внуков
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
К сожалению описываемые ситуации - довольно распространены: когда воспитатель опекает человек пять из группы (детки нужных родителей), они и становятся звёздами всех культурных мероприятий. А остальных деток задвигают на задний план. Согласна с Вами, Елена Алексеевна, замалчивать такое не педагогичное поведение нельзя.
Ну, посмотрим, что теперь мне ответит заведующая.
Ещё не ответила?
В школе не редкость деление на умных и не очень, и теми, а кто "не очень" заниматься не хотят.
А зарплату получать хотят? Вот пусть и получают за пять человек!
К сожалению, у них нет, что называется, подушевого финансирования. Если бы платили за каждого ученика, получившего аттестат с отличием, или "хорошо", то, наверное, и толку было бы больше.
Это тот случай, когда я сравниваю педагогов и юристов. Люди считают, что юристы оплату должны получать за результат. Хотя, логичнее было бы оплачивать по результатам именно педагогов.
Юрист это услуга, услуга выполнена это когда выигранное дело, а проигранное дело это не качественная услуга следовательно и платить за неё не нужно.
Да будет Вам известно, что в суде - не играют.
Услуга выполнена - когда дело рассмотрено. Точно так же, как услуга того же воспитателя выполнена, когда ребёнок посещает детский сад. Услуга педагога выполнена когда ученик/студент посещает школу. Услуга пекаря выполнена - когда испечён хлеб. Услуга перевозчика выполнена, когда пассажир сел на транспортное средство. И так далее.
А все Ваши - выиграно/проиграно - это уже качество предоставляемых услуг. И если в рамках рассматриваемого спора юристом сделано всё, в том числе, и доведено до сведения доверителя, что дело может иметь отрицательный результат, то не может считаться не качественно оказанной услугой отказ в удовлетворении требований в силу наличия у другой стороны больших доказательств или правомочий.
Каждый только себя защищает, в другие ситуации мы не хотим вникать. Всё чётко, согласно буквам официальных бумаг. А в жизни не всё так, как описано в Ваших сухих бумаженциях.
За ними уже и человека не видите.
Это - претензия ко мне?
Слушайте нечего плохого не имею просто не понятно, посмотрел в оценках так вот Юрист Москвитина Валентина Витальевна проголосовала за это (Юрий Юрист это услуга, услуга выполнена это когда выигранное дело, а проигранное дело это не качественная услуга следовательно и платить за неё не нужно.) и тут же за это (Да будет Вам известно, что в суде - не играют.
Услуга выполнена - когда дело рассмотрено. Точно так же, как услуга того же воспитателя выполнена, когда ребёнок посещает детский сад. Услуга педагога выполнена когда ученик/студент посещает школу. Услуга пекаря выполнена - когда испечён хлеб. Услуга перевозчика выполнена, когда пассажир сел на транспортное средство. И так далее.
А все Ваши - выиграно/проиграно - это уже качество предоставляемых услуг. И если в рамках рассматриваемого спора юристом сделано всё, в том числе, и доведено до сведения доверителя, что дело может иметь отрицательный результат, то не может считаться не качественно оказанной услугой отказ в удовлетворении требований в силу наличия у другой стороны больших доказательств или правомочий.) так вопрос ты за кого?
Крик души да и только. Но в поправках новых будет еще сюрприз о детях. Так как они являются достоянием и если родители не правильно воспитывают его не так как хочется чинушам и их окружению. То вообще могут забрать детей и будет воспитывать Государство и все по закону. Или если не дай Бог погибли родители а бабушка или дедушка живет в соседней республики то и усыновить не смогут. Будет запрещено усыновлять детей иностранным гражданам. Вообщем в каждой поправки есть какой-то под лох.
К сожалению, Игорь, это уже тенденция в нашем образовании. Прежде чем создать публикацию, я много искала в интернете. И таких вопросов задаётся масса на различных форумах. Ужасно, что многие родители молчаливо это терпят.
Вы вспомните себя! Ведь нас всегда и везде толкали, загружали, привлекали, и т.п. Отсюда у нас и времени не было на всякие глупости. А что сейчас?
А сейчас с садика начинается делёжка на "нужных" и " ненужных" детей, в зависимости от того, какой социальный статус занимают родители. И таким воспитателям, которых Вы, Елена Алексеевна описали, абсолютно безразлично, что таким методами они тормозят полноценное развитие других детей.
В школах пойдёт уже деление на бедных и богатых (по еде, одежде и т.д.). Нужна постоянная поддержка родителей, чтобы ребёнок не сломался с самого детства.
Здравствуйте, Виолетта. Вы абсолютно правильно заметили!
Кстати, я за внуком в садик практически не ходила. Дочка всегда сама - на учёбу едет - отводит, с универа возвращается - забирает. Потому там и не в курсе, что так воспитывать детей нельзя.
Да все они в курсе. Сейчас вся система власти настроена на вырождение нас как нации. С чего это, вдруг, наш " галерный раб" решил внести поправку о статусе русского народа как государствообразующего? А с той лишь, чтобы "замылить" сознание тех, кто устремится голосовать за эти поправки пакетом.
Даже не сомневаюсь, что Вы доведёте до логического завершения вопрос с возникшей ситуацией в данном случае. Но не у всех детей садиковского возраста есть грамотные бабушки-юристы.
Это вы верно сказали.
Нужна другая экономическая система. Нужен социализм. Это и будет поддержка родителей.
Вот именно что многие родители терпят. А по поправкам теперь придется терпеть им и слушать как они говорят. Потому что скажут что мол Вы воспитываете не правильно а не они. А будите возмущаться то можем и детей забрать и их будет воспитывать Государство так как им хочется а не Вам. Мамочки выйдут на пикет и этого достаточно будет чтобы лишить их родительских прав и детей забрать.
Раньше всё бесплатно было, а сейчас попробуй привлекли, если за всё платить надо.
Подвох, а не под лох.
Сути не меняет. Так как они нас за лохов держат.
Благодарю, Елена Алексеевна, за поднятие данного вопроса. Тема действительно очень актуальная. Мне сложно представить - что бы я сделала, случись такая дискриминация в детском саду моей младшей дочки. У нас в группе 25 детей. Каждому ребенку Воспитатель (с большой буквы) уделяет время и находит его и не важно - какой и чей этот ребенок. Я считаю нам очень повезло. Хотя, не могу не отметить наличие любимчиков, но это даже не любимчики самого Воспитателя, сколько её обязали их любить, так называемые "чьи-то дети". Но! Несмотря на это - каждый ребенок не обделен ничем, просто есть парочка чьих-то детей, которым достаются главные роли. Но ролей, при этом, хватает всем.
Подобная история у нас произошла на танцах. Платный кружок, замечу. Когда я несколько раз подряд наблюдала, что моя девочка стоит у стенки позади всех, с еще парой таких же - чужих видимо детей, учителю этих самых танцев пришлось несладко. Я вывела у нее больше половины детей в другую группу, которую помогла создать одной из одаренных девушек в нашем поселке, давно занимающейся танцами. Результат - та очень умная танцорша вынуждена была свою группу закрыть. Наверное сейчас "подыхает с голоду", очень на это надеюсь.
Так вот, главное - это дети, мое мнение "бить" таких преподавателей нужно их же оружием - безразличием к их дальнейшей судьбе в результате ответных грамотных мер со стороны родителей.
Молчать в данном случае просто преступление против своего ребенка.
Но это мнение.
Извините за столь длинный тракт. Вспомнились мне эти танцы просто.
Оливия, это не длинный текст. Это - неравнодушие. Спасибо Вам за мнение!
В данный момент я думаю над визитом к заведующей. Но, естественно, это будет после праздников. И надеюсь, что комментарии помогут мне разработать чёткий план.
Вы сделали отличный ход конем, Оливия.
А Елене Алексеевне я бы посоветовала сделать такой же код конем в кабинете заведующей. Конечно перевести детей в другой сад будет проблематично, но пригрозить то можно.
Уважаемая Елена Алексеевна! Вы всё изложили так, как должно грамотному человеку, да и притом юристу. Понятно, логично, доступно. Несомненно, что описанное Вами - возмутительно! Это начало того, что имеет продолжение в школах, когда дети, обделённые обычным вниманием к ним со стороны педагогов, накапливают обиды. В том числе и на своих более удачливых ровесников. А педагогов некоторых ненавидят лютой ненавистью! В чём причина такового явления? А в том, что теперь педагоги оказывают детям "образовательные услуги"! Значит родители должны как-то задабривать педагогов, чтобы они не обходили своим вниманием их детей. То же самое и в детских садах. Бизнес... страшно прикладывать это понятие к образовательному процессу, начиная с детских садиков. Я желаю автору сил и терпения довести начатое расследование до логического конца. Интонация публикации волнующая и это справедливо.
Ждём продолжения.
Мне пришлось поработать в детском садике воспитателем. И сразу хочу сказать если не любишь деток, то лучше сразу уходи из этой профессии. Без любви к детям там делать нечего. Устаёшь - да, но от их общения поёт душа и чувства эти не передать словами. Да бывают и такие воспитатели, которые всё переводят на коммерческую основу, но Вы Родители для чего? Не давайте своих деток принижать. В конце-концов есть вышестоящие органы. Запишите свою беседу с методистом, заведующей. Требуйте не бойтесь. Все дети умнички только надо найти к ним подход и просто любить они это очень хорошо чувствуют. Да и прерывать ребенка во время утреника это верх неуважения даже к себе. Я могу понять что не всем детям досталось прочитать стихи, но песни, танцы. И что во время утреника детки стоят? А потом удивляемся откуда берутся "забитые" ученики в школе... Сад должен раскрыть таланты в детях, привить любовь к обучению, дать первые навыки трудолюбия. Утреник это праздник для детей и результат труда воспитателя. Умения работать с детьми.
+100500
Вы - абсолютно правы! Именно в этом и состояла тема возмущения.
Воспитатель старшей внучки, Анна Самуиловна, выше всяких похвал, дай ей Бог здоровья! Есть возможность перевести в новый садик рядом с домом, оставим до школы, лучше буду ездить (иногда мне приходится)
У младшей без нареканий, просто человек работает добросовестно, но без "искорки"
А что касается описаной ситуации, я Вас Елена Алексеевна так понимаю мало что приводит в ярость так как явная и циничная несправедливость!
С наступающим!
Спасибо, Федор, за ответ, и за поздравление.
Как видите, в переписке есть упоминание на другого воспитателя, ушедшего в декрет. А новые - видимо, в ЕКТС никогда не заглядывали. Как и в свои должностные инструкции.
Воспиталь и учитель, это не про нормативы и инструкции, это или есть или нет...
Извините за пафос
Вы знаете, Фёдор, абсолютно согласна!
Помню себя в детском саду. Были любимые воспитательницы. У нас, у детей. Но не было любимчиков. У них. Все мы для них были одинаковы.
Пол вечера копаю интернет, искал, но безуспешно, одна из моих воспитательниц Татьяна Юрьевна позже работала диктором Калининградского телевидения, красавица редкая, как я гордился, сидел и смотрел местные новости, всякую хрень о надоях, укосах, отёлах и тоннах чугуна на душу населения...
Лучше о надоях и чугуне, чем о придурках от Малахова.