Почему старообрядцы на Руси спали в гробах

35 дочитываний
19 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,85 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Церковная реформа, предпринятая патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в середине XVII века, привела в Русской церкви к расколу и породила множество религиозных течений и организаций, занявших непримиримую позицию в отношении нововведений.

За прошедшие три с половиной столетия старообрядцы обрели имидж суровых в своей вере людей благодаря особенностям их церковной жизни и характерным деталям бытового уклада, о которых время от времени становится известно широкой общественности.

Гроб – как убежище

Раскольничьи секты, в которых святоотеческое предание и Священное писание трактовались по-своему, привели к формированию многочисленных неканонических традиций. Кто как хотел, так и проповедовал. Многие раскольники уходили «во гробы» – в пещеры, которые они воспринимали как место, наиболее удаленное от мира.

Как пишет в статье «Конфессиональные различия пещерничества в междуречье Волги и Дона» историк Юлия Владимировна Полева, уже через восемь лет после начала раскола на Волге стала складываться традиция пещерничества, а на Дону появился пещерный подвижник Иов Льговский, причем основанная им пустынь старообрядцев просуществовала аж до 1930-х годов.

Поначалу на пещерников смотрели сквозь пальцы. Но во время восстания казаков-старообрядцев на Дону в 1686–1688 гг. во главе бунтовщиков встали два старца-пещерника, и подход властей, которые до этого времени боролись с ересью, но не с копанием пещер, изменился. А при Петре I аскезу вроде затвора в пещерах или столпничества вообще строго-настрого запретили.

Впрочем, особых результатов это не принесло. Староверы решили, что власть окончательно приняла сторону Антихриста, и стали еще больше стремиться удалиться от мира в пещеры, которые они воспринимали еще и как прообраз вертепа – того самого, в котором появился на свет Христос. Наиболее отчаянные начинали буквально жить во гробах на кладбищах. Они считали, что это больше отдаляет их от суеты мира. Даже бежавшие в Сибирь сектанты на новых местах копали землянки, в которых кроватью им служила домовина – гроб, выдолбленный из цельного куска дерева.

Гроб как протест и изуверство

Многие направления раскольничества со временем выродились в изуверские секты. В Самаре в XIX веке объявился старец Иероним, который начал проповедовать жившим на кладбище раскольникам, что в 1844 году на Пасху наступит конец света и всем надо готовиться к смерти. Самарские старообрядцы нашили себе саванов, понаделали гробов, а в канун Пасхи выставили их на кладбище, улеглись в них и стали дожидаться Второго пришествия. «Некрепкие в вере» женщины с детьми ушли в Коптев овраг, где были подземелья. У кладбища собрались другие верующие, преклонили колени и стали молиться.

В городе началось натуральное светопреставление: выли собаки, летали полчища ворон. Прибывшие на место происшествия полицейские не вытащить «новопреставленных» из гробов – те окоченели и вообще перестали реагировать на что бы то ни было. К жизни их через сутки вернул пресловутый Иероним, который обошел кладбище с иконой святителя Николая.

После такого конфуза старообрядцев выгнали из города, а старцу всыпали 50 плетей и сослали в Сибирь.

Позже пещеры раскольникам заменили погреба. Но они так увлеклись темой скорейшего перехода в мир иной, что стали практиковать Красную смерть – когда заболевшего единоверца душили подушкой, а также смерть в гробе.

Последняя была ужасна: старообрядцы изготавливали гроб, наколачивали внутри гвоздей и клали туда умирающего, после чего гроб закрывали и начинали его катать, приговаривая: «Пошла душа в рай, право слово, пошла в рай. Ей-Богу, пошла в рай». Катали до тех пор, пока человек не умирал. Верили, что подобное «мученичество» гарантирует ему на том свете достойную участь.

Разумеется, с монашеской аскезой это уже ничего общего не имело, а было плодом воспаленного ума сектантов и самым что ни на есть настоящим преступлением.

Память смертная

Вообще, размышления о грядущей смерти и посмертной жизни души в православии называют «памятью смертной». Эта память стимулирует подвижника вести аскетический образ жизни: поститься, изнурять тело работой и не заботиться о нем, всегда помня, что главное – не то, сколько человек пробудет на этой земле, а то, какая доля ждёт его в ином мире, куда повлекут его земные дела. В рай или в ад?

Размышление о смерти как о конце земного пути было частью подвига монаха, который следовал словам Ветхого Завета: «Поминай последняя твоя, и вовеки не согрешиши» (Сирах. 7:39).

«Будем памятовать смерть и суд Божий, которому немедленно подвергнемся после разлучения с телом; будем памятовать блаженную или горестную вечность, которая должна быть нашим уделом соответственно изречению суда Божия. При постоянном памятовании о смерти, о суде Божием, о блаженной или бедственной вечности сердечное отношение к земной жизни изменяется: человек начинает смотреть на себя как на странника на земле; залог холодности и равнодушия является в сердце его к земным предметам, все внимание его обращается к изучению и исполнению евангельских заповедей», – так рассуждал святитель Игнатий Брянчанинов в труде «Слово о смерти».

Преподобный Иоанн Лествичник считал, что только один вид гроба способен отвратить христианина от помышляемого им греха. А старец Ефрем (Моратис) всем ставил в пример некую монахиню, для которой бой часов становился напоминанием о том, что она стала на один час ближе к смерти.

Напоминание о смерти

Иеромонах Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Роман Кропотов в своих ответах на вопросы прихожан указывает, что монахам вообще следует постоянно думать о смерти. Раньше для этого удалялись в места захоронений – например, в пещеры Псково-Печерского монастыря или Киево-Печерской лавры, и там молились и размышляли о неизбежности конца.

В современном мире некоторые иноки своими руками сколачивают гроб, устанавливают его в своей келье и спят в нем. Делается это, во-первых, для поддержания существования в духе аскетизма (ведь если подушку в гроб еще можно взять, то матрас – вряд ли, да и улечься удобно там не удастся), а во-вторых, для того, чтобы ежеминутно помнить о смерти и молиться Господу о прощении грехов.

Известно, что к подобной практике прибегали разные подвижники Русской православной церкви. У многих гробы стояли в кельях, напоминая о смертном часе. И например, гроб в келье св. Серафима Саровского нередко шокировал людей, приходивших к нему за советом.

19 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 19
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Полезная статья спасибо!

+4 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Благодарю за информирование.

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Инспектор по контролю Елена Владимировна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М
09.10.2020, 16:32
Новосибирск

+3 / 0
картой
Ответить
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE
Комментарий удалён
DELETE

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (19)

Блогерша поместила сына в вакуумный пакет и пылесосом откачала воздух. Ребёнок едва не задохнулся.

Анна Сапарина, 36-летняя блогерша из Саратова, поместила сына в вакуумный пакет и при помощи пылесоса откачала воздух. Мальчик находился внутри несколько секунд, потом истошно закричал: «Мама».
00:09
Поделитесь этим видео

Железный кулак прогресса: благо или угроза человечеству?

Китай не перестает удивлять весь мир. Разработчики фирмы EngineAI представили нового робота Т-800. Этот робот очень уверенно двигается и хорошо дерется. Свое мастерство он показал на своем разработчике.
00:29
Поделитесь этим видео